Обобщающий урок по МХК для 11 класса «Зарубежная живопись конца 19 — начала 20 века»
Разработка обобщающего урока по Мировой художественной культуре
Тема: «Зарубежная живопись конца XIX – начала XX века» (11 класс)
Фролова Елена Геннадьевна
учитель истории, МХК, МБОУ гимназии №8,
г. Дубна, Московская область
Цель:
формирование основных ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций.
Форма урока: ролевая игра «Аукцион»
Оборудование:
мультимедийное оборудование
компьютер
презентация к игре, служащая подсказками или констатацией ответа
жетоны - «деньги»
оборудование для аукциона (молоток, номера участников)
зрительный ряд (оформление кабинета)
Методика подготовки к игре с использованием ИКТ.
Подготовка творческих работ учащимися с использованием презентации Power Point «Мой любимый стиль в искусстве».
поиск информации о стилях живописи, художниках их творчестве в Интернете
создание презентации по выбранной теме
представление, защита творческих работ
оформление кабинета.
Подготовка, использование во время проведения игры презентации (для объяснения условий игры, демонстрации правильных ответов или подсказок) учителем.
поиск, обработка необходимой информации с помощью ресурсов Интернет
фотосъемка, обработка материала
сканирование и редактирование зрительного ряда
подготовка, показ презентации к уроку.
Распределение ролей:
ведущий – учитель
участники – учащиеся
арбитр – учащийся
кассир – учащийся
техническая поддержка - учащийся
Учитель: Сегодня мы проводим ролевую игру под названием Аукцион.
Аукцион – это такое светское мероприятие, где проходят торги. В качестве лотов, продаваемых на сегодняшнем аукционе, предлагаются вопросы по теме «Зарубежная живопись конца XIX – XX века». Мы проделали большую работу по подготовке этого мероприятия. Изучали эту тему на уроках МХКа, ездили в Галерею искусств и Музей изобразительных искусств в Москве. Вы делали презентации «Мой любимый стиль в искусстве», составляли вопросы по этой теме, часть которых я использую сегодня в игре. Степень вашей подготовки оценена в денежном эквиваленте. Мы живем в условиях рыночной экономики, игра у нас экономическая, мы используем условные деньги. И по сути своей сегодня не только я продаю свои вопросы, но и вы – свои знания. Вы торгуетесь за право ответа. Участник, предложивший наибольшую цену и купивший лот, платит деньги в кассу. В случае правильного ответа получает выигрыш – стоимость вопроса. В случае неправильного ответа деньги из кассы не возвращаются. Поэтому каждый решает для себя, до каких пор торговаться.
Целеполагание для учащихся: заработать наибольшее количество условных денежных единиц, показав свои знания и смекалку, умение работать в команде, отстаивая свою точку зрения, и оценивать степень риска.
Что вам для этого сегодня понадобится?
Ответы учащихся:
знания
решительность
активность
риск
внимание
взаимоуважение
Условия игры:
Изначально вы получаете кредит под 30% годовых (до конца аукциона) в размере 1000 условных денежных единиц. В конце аукциона вы должны вернуть этот кредит с процентами - 1300 монет. Остальное - ваш выигрыш.
Очень многие из вас получают дополнительный бонус за участие в подготовке. Это ваши презентации и вопросы. Если ваш вопрос я использую в игре, то он стоит дороже, но вы не участвуете в торгах за этот вопрос.
Право на ответ может купить любой из участников, заплатив наибольшую сумму в ходе торгов.
Называя цену, участник должен поднять и показать свой номер.
Игра проводится в 4 тура по 5 вопросов
1 тур – «открытый лот» - конкретный вопрос. Стоимость вопроса 1000
2 тур – «полузакрытый лот», объявляется только область знаний. Стоимость – 1500.
3 тур – «закрытый лот» - неизвестный вопрос. Вы торгуетесь вслепую, но в случае правильного ответа получаете 2000.
4 тур – вопрос повышенной сложности, требующий рассуждения. Можно использовать «помощь зала», объединиться в пары, в группы, купить вопрос на группу и в случае правильного ответа выигрыш разделить на всех членов вашей группы. Стоимость вопроса 2500.
1 ТУР
Вопросы
Слайды презентации
Подсказки / ответы
Ему помешало творить собственное ухо, и он его отрезал.
Портрет Ван Гога
«Только сумасшедший может нарисовать такое небо». О чем идет речь?
Э. Мунк «Крик»
Член творческого объединения «Наби», что означает пророки, получил прозвище Японец. О ком идет речь?
Пьер Боннар
v°Художник-самоучка, музыкант, композитор, получивший прозвище Таможенник, родоначальник нового стиля, возникшего в начале 20 века, автор картин «Муза, вдохновляющая Поэта», «Заклинательница змей», «Буря в джунглях». О ком идет речь?
Автопортрет
Анри Руссо
В 1905 году на выставке в Осеннем салоне один из посетителей, глядя на работу Донателло, мастера эпохи Возрождения, оказавшегося в окружении работ представителей нового поколения, воскликнул: «Бедный Донателло, он оказался в обществе дикарей». Так возникло название нового стиля. О чем идет речь?
Картина Андре Дерен
Стиль фовизм (от слова «дикий»)
2 ТУР
Это направление в искусстве зародилось во Франции и получило свое название по картине художника К. Моне. Как называется картина?
К.Моне «Впечатление»
Стиль импрессионизм
Сколько фигур изображено на картине Матисса «Музыка»?
Матисс «Музыка»
Пять.
Единственная картина Ван Гога, проданная при жизни?
Ван Гог «Красные виноградники в Арле»
Американский художник Джексон Поллок при создании своих картин использовал особую технику. Как она называлась?
Капельная, путем разбрызгивания краски.
(любая картина Поллака)
Во время немецкой оккупации Парижа некий немецкий офицер, большой любитель живописи, зашел в мастерскую к одному художнику. Во время разговора он увидел на столе репродукцию его картины и восхищенно воскликнул: «Неужели это сделали вы?». На что художник ответил: «Нет, это сделали вы!». Что это была за картина?
П. Пикассо «Герника»
3 ТУР
Он писал: «Тот факт, что я сам в момент письма не понимаю смысла своих картин, не значит, что они вообще лишены смысла». Кто он?
С. Дали.
Любая картина С.Дали
Кого из художников Северного Возрождения можно считать предшественником сюрреализма?
Босх «Сад земных наслаждений»
Как известно многие художники предпочитали подписывать свои произведения псевдонимами. Например, Ван Гог подписывал свои картины просто Винсент. А кому из французских импрессионистов принадлежит псевдоним Трекло?
Трекло – Тулуз-Лотрек
Это направление в искусстве, возникшее в конце 19-начале 20 века, в Австрии получило название сецессион, в Италии - либерти, в США - тиффани, в Бельгии и Франции - ар нуво, в Германии – югендштиль. Как оно называлось в России?
Г. Климт «Поцелуй»
Стиль модерн
5. «Что ж я заплатил жизнью за мою работу, и она стоила мне половины моего рассудка». Чьи это слова?
Винсент Ван Гог
4 ТУР
В наши дни практически не сохранилось работ раннего Пикассо, хотя биографы считают этот период самым плодотворным в его жизни. Художник безжалостно сжигал свои работы, но не потому, что считал их плохими. А почему?
Пикассо «Первое причастие» 1896 .
Из-за безденежья вынужден топить печь картинами.
В 1928 году коллекционеры и торговцы картинами во всей Европе были взбудоражены сообщением, что 30 выставленных на продажу картин Ван Гога – умелая подделка. Поскольку к тому времени часть картин была уже раскуплена, в дело вмешалась уголовная полиция. Самое удивительное, что именно полицейский эксперт, а не искусствоведы абсолютно точно установил, что полотна – подлинные. Как ему это удалось?
По отпечаткам пальцев.
Ван Гог густо накладывал краски, используя не только кисти, но и пальцы.
В 1961 году Музей современного искусства в Нью-Йорке выставил на экспозицию одну из картин Анри Матисса. Она провисела 40 дней, ее посмотрели 100 тысяч человек, а на 41-й кто-то заметил Что?
Матисс «Икар»
Картина перевернута
В начале 60-х годов 20 века испанский художник Сальвадор Дали создал серию, состоящую из 8 акварелей, под названием «Человеческие пороки». Как известно, существует 7 пороков: Чревоугодие, Лень, Гнев, Зависть, Скупость, Похоть, Гордыня. Они известны еще со времен сотворения мира. В данной серии Гнев изображен 2 раза: первый как некое общее, абстрактное понятие, а второй – как гнев совершенно определенного человека. Чей гнев изобразил Дали на этой картине?
Сальвадор Дали.
Свой собственный
5. Известно, что родоначальник символизма Г. Моро, очень отрицательно относился к браку. Это отвращение можно обнаружить в картине «Святой Георгий и дракон». В чем это выразилось?
Г. Моро «Святой Георгий и дракон»
Подведение итогов. Выявление победителя, а также тех, кто обанкротился.
Рефлексия:
Что вам помогло проявить себя в сегодняшней игре?
Что помешало?
Какие уроки вы извлекли сегодня?
15