Конспект урока по окружающему миру на тему Лес-природное сообщество


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Составила
учитель начальных классов МБОУ СШ № 17 города Красноярска
Малышева Валентина Николаевна.
ТЕМА: «ЛЕС - ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО.»
Растения леса.
ЦЕЛЬ: Формирование понятия «ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО-ЛЕС»
Задачи урока:
1.Создать условия для развития для развития экологического сознания.
2. Познакомиться с растениями леса, их ролью в жизни человека.
3. Развитие мотивации у школьников к подбору и чтению литературы о природе.
4.Работать над формированием коммуникативной, информационной компетентностями.
5. Формировать компетентность разрешения проблем в совместной деятельности.
6 Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в группе, подбирать материал.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карта, ветки ели, сосны, гербарий растений, картинки, ватман для каждой группы, клей, ножницы, карточки по теме, книги-энциклопедии.
ХОД УРОКА.
-Звучит тихая музыка.
Ученик читает стихотворение «О ЛЕСЕ»
Лес, точно терем, расписной. Лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют. А между кленами синеют
Просветы в небо, как оконца. Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца, и осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Учитель:
Как вы думаете, почему прозвучало данное стихотворение?
(Учащиеся отвечают, что, видимо, будем изучать что-то, связанное с лесом.)
Учитель:
Вы совершенно правы.
Если посмотреть с высоты птичьего полета, то увидишь бескрайнюю полосу леса. Более 150 миллионов га занимают леса. Это одна пятая часть всей территории.
(на доске карта)
А какие растения леса вам знакомы?
(Деревья, кустарники, травы, цветы, ягоды, грибы.)
Умеем ли мы работать в парах, в группах?
(ДА, УМЕЕМ)
А сейчас каждая группа подготовит материал по одному виду растений леса.
(работа в группах)
группа -Деревья
группа–Кустарники.
группа- Травы, цветы.
группа–Ягоды, грибы
(готовят сообщения, подбирают материал по своей теме- по энциклопедиям, по карточкам, по учебным пособиям)
Учитель:
---А сейчас попробуйте сформировать карту леса, используя картинки растений.
(на ватмане Работа в группах. Собирают все материалы на карту.)
Взаимопроверка.
Практическая работа в парах.
Рассмотреть ветку ели и ветку сосны. Сравнить.
Рассказать, чем похожи, чем отличаются.
Составить сообщество.
Сообщество - это группа растений , живущих вместе.
(работают в группах)-
рассказать о получившемся сообществе.
А что мы можем рассказать об охране сообщества «ЛЕС»?
-Какую пользу он приносит для человека?
Итог.
- Что запомнилось?
_ Какие трудности встретились в работе?
- Что хотите пожелать друг другу?
Дома: приготовьте материал для сообщества «Животные леса».
Дополнительный материал (для работы в группах)
Карточка 1.
Елка- это хвойное дерево. Листочки у нее хвоинки. Они опадают не все сразу, а постепенно несколько лет. Поэтому ель круглый год зеленая. Ель любит влагу. Живет долго, более 500 лет.


Карточка 2
Еловый лес- это растительное сообщество. Лес мрачный, тенистый, влажный.
Под елями растут тенелюбивые растения: мхи, кислица, лишайники, черника. Эти растения многолетние.
Карточка 3.
Как используют древесину?
Древесина используется как строительный материал- бревна, доски. Изготавливают бочки, ящики, карандаши, фанеру, бумагу.
Из дерева делают уксусную кислоту, скипидар, деготь.
Карточка 4.
Сосна живет 400 лет, встречается на равнинной местности, в горах и на скалах. Выносит морозы до 40 градусов и жару более 40 градусов. Сосновый лес очень светлый, воздух наполнен чудесным ароматом, полезным для здоровья человека. Крона сосен поднимается высоко в небо. Сосны могут расти и на песчаных почвах. Высота сосен достигает до 40 метров.
Карточка 5.
Применяется древесина сосны на изготовление шелка, пластмассы.
Из прямых стволов строят мачты, дома.
Хвоя идет на приготовление витаминных напитков и ранозаживляющих паст.
Воздух сосновых боров исцеляет больных людей.


Карточка 6.
Солнце прячется в тумане. Лес дремучий, до свиданья! Защитил ты нас от зноя, напоил живой водою,
Дал здоровья, свежих сил и гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес!
Карточка 7.
Лес- самая сложная экосистема. Если мысленно сделать разрез леса, то можно увидеть, что он состоит из трав, кустарников, деревьев различной высоты, самые высокие из которых достигают 40 метров. Вес всех организмов, живущих на 1 кв м в лесу около 50 кг, нигде больше вы не найдете столько. Разнообразие их зависит от климата и почвы.
Карточка 8.
Лес состоит из ярусов или слоев. Самый главный – древесный ярус. Это основа леса.
Под древесным ярусом расположены кустарники. Они дают убежище и корм большинству птиц.
Травянистые растения, лишайники и мох называют живым напочвенным покровом, закрывающим почву. Мертвые остатки растений, хвоя, ветки, шишки, образуют подстилку, особый слой леса. В слое почвы находятся корни, дающие растениям воду и минеральные вещества,
Карточка 9.
У леса, как и у любого живого организма есть возраст младенчества, юности, зрелости и старости, после которой наступает гибель. Осина живет 70-80 лет, Береза-110 лет. Кедр-200-300 лет.
Для охраны леса делают заповедники.
О кустарниках, травах, цветах, ягодах ребята ищут в книгах.