План — конспект урока по окружающему миру на тему Луг-природное сообщество

Тема урока: Луг природное сообщество. Цели и задачи урока: 1. продолжить знакомство с природными сообществами нашего края, показать разнообразие растительного и животного мира лугов; 2. взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью человека; З. развивать наблюдательность в процессе просмотра видеозаписи и гербарного материала, продолжать развивать умение работать с текстом учебника; 4. воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование: видеозапись «Чудесное превращение бабочки», презентация, гербарий растений нашей местности. Методы и методические приемы: работа с таблицей, демонстрация экранного пособия, гербарного материала, беседа, работа с текстом учебника. Ход урока: I. Оргмомент. II. Проверка домашнего задания. а) Часть детей готовится отвечать на вопросы, заданные индивидуально по карточкам: 1. Как люди могут нарушать природное равновесие в водоеме? 2. Надо ли охранять болота? Почему? З. Что можете рассказать о моллюсках? б) Один ученик разгадывает ребус (водомерка) и рассказывает об этом животном. в) Оставшаяся часть учащихся работает коллективно. - Перечисли водоемы своего края. Опиши один из них. - Каково значение водоемов в природе и жизни людей? - Как взрослые и дети должны охранять водоемы? - Почему водоем называют природным сообществом?
- Какую роль в водоеме играют растения? г) Разгадывание ребусов (животные водоемов: лягушка, щука, тритон) - Кто по-вашему лишний? Почему? ( Далее слушание учащихся, выполнявших индивидуальные задания).
III. Сообщение темы урока. - Сегодня мы продолжим путешествие по нашему родному краю, полюбуемся прекрасными пейзажами, встретим новых друзей. А куда мы отправимся, вам предстоит угадать. Вот послушайте: Мы по ковру идем с тобой, Его никто не ткал. Он разостлался сам собой, Лежит у речки голубой И желт, и синь, (Луг) - Правильно! Наш путь лежит на луг. И тема сегодняшнего урока «Луг природное сообщество».
IV. Изучение нового материала. 1) Беседа. - Ребята! Вам приходилось бывать на лугу? Что это такое? Что наблюдали на лугу. 2) Слово (сообщение) учителя. Луг угодья, растительность которых представлена естественными и искусственными сообществами многолетних трав. Хозяйственное значение луга велико, т. к. во многих районах они основная кормовая база животноводства. Растительность луга различают: а) по размерам (верховые, низовые и т. д.) б) по сезонности развития (ранневесенние, позднелетние) в) по темпам развития (скороспелые, позднеспелые) г) по продолжительности жизни (однолетние, многолетние) Кроме трав, на лугу иногда растут деревья, мхи, лишайники, грибы, в почве луга почвенные микроорганизмы-бактерии.
По месту расположения луга бывают: равнинные и горные. По составу травостоя различают простые луговые сообщества, состоящие из одного или нескольких видов растений, и более или менее сложные, состоящие из большого числа видов растений. По происхождению различают луга естественные и искусственные. Естественные луга образованы путем зарастания луговой растительностью свободных земель. Искусственные - бывают первичные и вторичные. Первичные луга формируются на свободной земле, пригодной для другой растительности. Вторичные луга существую на месте уничтоженной человеком другой растительности. З) Работа с учебником. - А теперь, чтобы познакомиться поближе с растительным и животным миром лугов, давайте мысленно перенесемся на этот пестрый живой луг. (Открывается стр. 129 учебника) - Посмотрите какое изобилие цветов и трав нас окружает! Что же растет на лугу? (Дети перечисляют растительность луга, рассказывают об известных им травах и цветах, рассматривают гербарий растений нашей местности) - Ребята! Не только мы с вами любуемся этой красотой. Ею любовались многие люди: поэты, писатели, композиторы... Вспомните произведение М.М. Пришвина, которое имеет непосредственное отношение к нашей теме. («Зеленый луг») А вот как выражали свою любовь к цветам поэты: С. Есенин Я только тот люблю цветок, Который врос корнями в землю. Его люблю я и приемлю, Как северный наш василек... М. Дудин Ромашка, излучая свет, На солнышко похожая, Спешит везде за нами вслед,
Своя, не перехожая. А.К. Толстой Колокольчики мои, Цветики степньие. Что глядите на меня Темно-голубые. - А чтобы познакомиться с удивительным разнообразием животного мира, давайте вспомним, как надо вести себя в природе. - Верно. Лишь в тишине можно услышать стрекотание кузнечика, увидеть кропотливую работу пчел, разнообразие пестрых бабочек и мотыльков. (Идет работа по иллюстрации учебника стр. 130-131. далее чтение текста в учебнике о животных луга) После работы по иллюстрации вопрос: - В чем видна приспособленность животных к условиям жизни на лугу? - Давайте посмотрим кинофильм о том, как живет бабочка. (Просмотр фильма, краткая беседа) - Что еще можно встретить на лугу? (грибы, бактерии, в почве - червей) - Составьте 2-3 цепи питания. - Какой вывод можем сделать? (Луг природное сообщество) 4) Луг и человек. - Какое значение луга имеют для человека? - Какой вред люди наносят лугам? - Да, деятельность человека (уменьшение площади лесов в лесной зоне, создание оросительных каналов и водохранилищ) изменяет климат и почвы и тем самым ведет к смене одних лугов другими. Интенсивное сенокошение приводит к преобладанию на лугах многолетников, наиболее способных к вегетативному возобновлению. При интенсивном выпасе скота растительность луга становится однообразнее и флора беднее. V. Итог урока. Сформулируйте правила поведения на лугу. (Правила подкрепляются знаками схемами)
- Кто же живет на лугу? (Ребусы: ящерица, жаба, жук, пчела, бабочка ...) - Вот наше путешествие по лугу заканчивается. Я надеюсь, что вы приобрели, точнее нашли себе новых друзей. Знайте, что растения и животные тоже ищут себе друзей, которые могли за них заступиться, помочь им выжить. И сейчас мне хотелось бы, чтобы каждый из вас написал письмо «зеленому» другу. Подумайте, чтобы ему хотелось прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, чтобы вы могли предложить ему, чтобы он согласился с вами дружить. (Письма пишутся, вкладываются в конверт, подписывают кому адресованы) VI. Домашнее задание. Стр. 129-134, р. т.

15