Конспект урока по окружающему миру на тему Лес-природное сообщество
Окружающий мир.
3 класс
Тема: Лес – природное сообщество
Учитель : Руднева Вера Юрьевна
Цель:
- сформировать понятие « природное сообщество»;
- сформировать знания о лесе как природном сообществе;
- развивать познавательную активность; умение устанавливать взаимосвязи, анализировать, систематизировать;
- продолжить воспитывать взаимовыручку, взаимопонимание при работе в группах.
Оборудование:
- учебник « Мы и окружающий мир»; словарь русского языка Ожегова ;
- наглядно – демонстрационный материал: плакат с изображением леса ;
-раздаточный материал ( иллюстрации животных, растений, грибов);
- ТСО (компьютер, монитор, проектор, экран).
Девиз урока:
« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью».
Структура и содержание урока.
Время
Этапы урока. Содержание урока.
Действия учителя
Действия учеников
1 мин
Организационный момент.
Знакомство учеников с девизом урока.
Читает стихотворение
Слушают стихотворение
5 мин
Активизация ранее полученных знаний учащихся.
Работа с кроссвордом.
Демонстрация презентации.
1.За деревьями, кустами,
Промелькнуло быстро пламя, Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
(лиса)
2.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинул широко.
(лось)
3.На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
( волк)
4.Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубе летом.
( белка)
5.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
( медведь)
6.Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь, Страшен в гневе этот зверь. (рысь)
7.Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А стало светло-
Спать летит в дупло. ( сова)
8.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
( соловей)
Беседа.
- На какие группы можно разделить этих животных?
- Что объединяет этих животных ?
- Какое слово получили в горизонтальной строке?
сообщество
Читает вопросы к кроссворду.
Проводит беседу по полученным словам.
Разгадывают загадки,
Заполняют кроссворд.
(работа в группах)
Ученики отвечают на вопросы учителя.
- Животных можно разделить на зверей и птиц.
- Животных можно разделить на растительноядных и хищников.
- Животных можно разделить на меняющих окраску в разное время года и не меняющих окраску.
- Все эти животные живут в лесу.
1 мин
Введение темы урока.
- Почему мы говорим о сообществе и о лесных животных?
Предлагает учащимся определить тему урока.
Предполагают, что тема урока
« Сообщество - лес»
3 мин
Работа над темой урока.
1. Работа с толковым словарём.
- Что такое сообщество?
Учитель предлагает найти определения сообщества в толковом словаре.
Работают со словарём.
Находят определение для понятия «сообщество».
(Групповая работа)
5мин
2. Определение понятия природного сообщества.
Уточнение темы урока.
« Природное сообщество «Лес»
- Какое определение больше подойдёт для природного сообщества?
1. Природное сообщество- это группы растений и животных, занимающих одну территорию.
2.Природное сообщество- это единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды.
3. Природное сообщество- это животные и растения, занимающие определённую территорию и вступающие во взаимоотношения между собой.
Задаёт вопрос.
Уточняет тему урока.
Обсуждают в группах, анализируют каждое определение, делают вывод о более подходящем определении под № 2.
- Второе определение подходит больше, потому что первое и третье не учитывают взаимосвязь с условиями окружающей среды.
5 мин
3. Установление взаимосвязей между обитателями сообщества лес.
Учитель обращает внимание, что в определении сообщество главное слово
« взаимоотношения».
Ученикам даётся задание установить пары обитателей леса, которые вступают во взаимоотношения.
Учитель даёт задание.
Ученики делят на пары предложенные изображения обитателей леса.
( Групповая работа).
Для каждой группы даётся изображение лишнего животного. Это обитатели других сообществ или домашнее животное.
Ученики находят лишнюю картинку.
Составляют пары :
берёза – подберёзовик; лиса-заяц;
волк-лиса; берёза-малина; кедр-белка
2 мин
Физкультминутка
Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Низко присели, вниз посмотрели - Это жучок пьёт росу.
В сторону руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят.
Учитель показывает движения учащимся.
Вместе с учителем рассказывают стихотворение и делают движения.
5 мин
4. Определение названий взаимосвязям.
Выявление, какие пары подходят под данное определение.
Пищевые связи.
Конкуренция.
Симбиоз.
Работа с определениями
Называет вид связей и показывает напечатанное определение. Учитель спрашивает, что могло означать данное определение.
Симбиоз - это взаимополезные связи двух видов живых организмов.
Конкуренция- это соперничество, соревнование различных видов живых организмов.
Пищевые связи - один вид является пищей для другого вида.
Выбирают определение для взаимоотношений своих пар.
Дают своё толкование каждому определению взаимоотношений.
Потом сравнивают своё определение с определением учителя.
(Групповая работа)
7мин
5. Проверка домашнего задания
Рассказ учеников
о взаимоотношениях грибов и деревьев.
Слушает сообщение.
Слушают рассказ товарища, уточняют,
задают вопросы.
Делают вывод, что между деревьями и грибами существуют взаимополезные отношения. ( Фронтальная работа)
4 мин
6. Работа с текстом учебника.
Читают текст учебника с.125-126
5 мин
7. Составление пищевых цепочек в сообществе лес.
Введение понятия « Экологическая пирамида».
Даёт задание.
Проводит беседу на примере пищевой цепочки:
Жёлудь-белка-куница.
- Кто самый большой в этой цепочке? А самый маленький?
- Значит в лесу всегда растений меньше, чем животных?
Учитель подводит к понятию «экологическая пирамида»
Масса всех хищников сообщества меньше массы растительноядных животных и
массы растений.
Работают самостоятельно.
( Работы проверяются учителем после урока. Результаты сообщаются на следующем уроке).
Опровергают вывод учителя.
Предполагают и доказывают , что масса хищников леса должна быть меньше массы и растительноядных животных.
2 мин
8.Итог урока. Оценка работы членов группы самой группой
Предлагает группам оценить работу на уроке каждого ученика .
Оценивают работу товарищей.
·15