Конспект урока по МХК в 11 классе Развитие русской музыки во второй половине 19 века


План урока по МХК 11 класс
Тема. Развитие русской музыки во второй половине 19 века
Цель: показать творчество композиторов «Могучей кучки», раскрыть самобытность и оригинальность их музыки, которые во многом определялись следованию народным традициям.
Ход урока
Орг.момент
Слово учителя о народности искусства.
Беседа по новой теме:
- что собой представляло творческое музыкальное объединение «Могучая кучка»
(Организатором и идейным вдохновителем этого дружеского союза, созданного в конце 1850 –х годов, стал Милий Алексеевич Балакирев, замечательный пианист и композитор.)
Музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», симфонические поэмы «Тамара» на стихи Лермонтова, восточная фантазия «Исламей», сорок романсов.
(Выступление учащегося о Балакиреве.)
Александр Порфирьевич Бородин.
Учёный-химик. Музыкальное наследие невелико, но вклад в развитие русской музыкальной культуры существенен.
Произведения Бородина отличаются богатырским размахом и эпическим величием.:3 классических симфонии, 15 романсов, единственная опера «Князь Игорь» стала одним из самых ярких достижений русского оперного искусства.
(выступление учащегося, прослушивание музыкального фрагмента)
Модест Петрович Мусоргский – один из выдающихся русских композиторов 19 века.
Творчество Мусоргского развивалось под влиянием русской народной песни и лучших традиций народного искусства.
Первое крупное произведение – симфония «Ночь на Лысой горе» (1867) по мотивам народных сказаний о таинственной ночи накануне дня Ивана Купалы «Картинки с выставки»-под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В.А. Гартмана.; пьеса «Богатырские ворота», прославляющая силу и мощь русских витязей.
Большой популярностью пользовалось песенно-романсовое творчество композитора на стихи Некрасова и свои.
Сатирическая песня «Блоха», особенно известна благодаря мастерскому исполнению Ф.И. Шаляпина. Две большие оперы «Борис Годунов», «Хованщина» - историческое прошлое русского народа, комическая опера «Сорочинская ярмарка».
(сообщение учащихся о композиторе и прослушивание музыки)
Николай Андреевич Римский-Корсаков..Симфоническая картина «Садко» - по мотивам известной новгородской былины
Позднее восточные мотивы – «Шехеразада» - по средневековым арабским сказкам из сборника «Тысяча и одна ночь»
Эпоха царствования Ивана Грозного – «Псковитянка», «Царская невеста»
«Сказание о невидимом граде Китеже» -события монгольского нашествия на русские земли.
Мир русских народных сказок – «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Кащей Бессмертный»
Выступления учащихся, прослушивание музыки)Пётр Ильич ЧайковскмйИз шести симфоний особенно популярны 4,5.6 –аяЛучшие оперные произведения – «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»
Сказочно-романтическим светом озарена балетная музыка Чайковского: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
«Балет – та же симфония»
«Времена года» - фортепианные пьесы – картины родной русской природы.
Особая художественная ценность – романсы (стихи А.Н. Апухтина, А.К. ТолстогоВыступление учащихся, прослушивание музыки)Заключительное слово учителя:
Русская музыка 19 века – это яркая и блистательная эпоха в развитии художественной культуры. Она связана с формированием национальной композиторской и исполнительской школы. Её самобытность и оригинальность во многом определяли следование народным традициям.
В 19 веке сложились новые жанры вокальной и симфонической музыки. Большие успехи были достигнуты в оперном искусстве.