Проект «Платок с орнаментом чувашской вышивки в технике «холодного» батика «Чаваш тенчи» (Чувашский мир)»


Открытая научно- практическая конференция учащихся
«Достижени-Я-2016»
Тема: «Платок с орнаментом чувашской вышивки в технике «холодного» батика
«Чаваш тенчи» (Чувашский мир)»
Секция: «Художественно-прикладная (декоративно-прикладное творчество)»
Автор: Дроздова Наталья,
учащаяся учебного объединения «Батик. Бандан» МАОУДО «Дом детского творчества» г. Чебоксары ЧР
Руководитель:
Наумова Ирина Гавриловна,
Педагог высшей категории дополнительного образования МАОУДО «Дом детского творчества» г. Чебоксары ЧР, член Союза художников РФ и ЧР, член Союза дизайнеров РФ и ЧР
Чебоксары, 2016
Содержание
стр.
Введение 3
Основная часть 4
1 История чувашской вышивки 4
2 Сравнительный анализ национальных орнаментов 6
3 Технология изготовления изделия (практическая часть) 7
1) Выбор рисунка и разработка эскиза. 8
2) Рисование эскиза. 8
3)Перевод рисунка с эскиза на ткань, натяжка ткани на раму, нанесение резерва по контуру. 8
6) Выбор красок и роспись ткан. 8
Заключение 9
Использованная литература Приложения
«Вышивки чувашской красотою
Восхищается страна не зря.
А с какой любовью, теплотою
Свет и радость нам несет она!»
Татьяна Шмелева«Чувашская вышивка»
Введение
История своего народа всегда вызывала неподдельный интерес, изучать этнические особенности чувашского народа возможно, исследуя орнаментальное искусство, которое ярче всего проявляется в знаменитой чувашской вышивке. Прекрасные творения чувашских мастериц, дошедших до наших дней, поражают взгляд изяществом и красотой вышитых узоров, тонкостью их исполнения. Невозможно найти одинаковый узор на вышитых изделиях, так как символов, которые использовали вышивальщицы в своих узорах, много, и из них можно создавать множество различных комбинаций.Я занимаюсь уже несколько лет батиком, в батике очень важен цвет и форма, как и в чувашской вышивке. Но чувашская вышивка еще имеет свои символы.Как же можно связать два вида искусства, на первый взгляд, имеющие мало общего между собой – батик и вышивка.Возможно ли перенести орнамент чувашской вышивки на ткань и расписать ее в технике «холодного» батика, сохраняя ее национальный колорит, геометрию формы.Это и стало гипотезойисследования.
Встала проблема – возможно ли в батике передать через символы и цвета особенности чувашской вышивки, можно ли найти практическое применение расписанному изделию, каким образом можно состыковать, казалось бы, на первый взгляд совершенно две разные техники исполнения, в одном оформленном изделии. И какая вещь больше всего подойдет: платок, платье, рубашка для расписывания? А также узнать, каковы истоки батика и чувашской вышивки, когда они появились?
Изделия декоративно-прикладного творчества, как правило, берут свои истоки из глубины истории, поэтому в этих изделиях содержатся богатые народные традиции, а следовательно, они являются национальным достоянием, благодаря своей трудоемкости и уникальности, всегда они всегда будут пользоваться большим спросом, высоко цениться и доставлять удовольствие.В этом и заключается актуальность данного исследования.
Целью исследования стало изучение символов чувашской вышивки, приобщение к истокам культурных ценностей чувашского народа, привитие любви к традициям своего народа, воспитание бережного отношения и уважения к национальной культуре.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить историю чувашской вышивки.
Изучит символы чувашской вышивки.
Исследовать символику чувашской вышивки.
Доказать возможность использования символов чувашского орнамента для оформления изделия в технике «холодного» батика с использованием основных и дополнительных цветов.
Привлечь внимание ровесников к тематике исследования.

Методами исследования стали:
Сбор информации (изучение литературы, интернета, беседа с руководителем учебного объединения, работниками музеев,фотографирование).
Метод наблюдения (посещение выставки «батик», национального музея, изучение работ по батику, композиций с чувашской вышивкой).
Сравнение (вышивка чувашей и народов Поволжья).
Обобщение полученных данных.
Работа состоит из введения, основной части, в которой рассматриваются история чувашской вышивки и батика, технологии выполнения и выводов.
2. Основная часть
1.История чувашской вышивки
Искусство вышивания было и остается одним из наиболее любимых и процветающих народных промыслов Чувашии.Национальную вышивку мы можем увидеть не только на старинных изделиях, но и на изделиях современных мастериц, и в них прослеживается душа народа, чувства и миропонимание создателей. В своих книгах А.А. Трофимов отмечает, что «вышивка, как один из видов народного творчества прошла долгий исторический путь, насчитывающий несколько тысячелетий. В орнаментах вышивки нашли себе место изображения, напоминающие пиктограммы и рунические знаки – элементы пред письма и древнейшие письмена, которые позволяют предполагать незапамятную древность их возникновения».В результате изучения научных трудов об истории чувашской вышивки была получена информация о том, что в чувашской вышивке особенностью является сочетание геометрических узоров с растительным и животными мотивами, что «чувашский орнамент состоит из узоров в форме крестиков, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов и полос.Круг, ромб, розетка, квадрат, восьмиугольник – символически означают солнце, как источник жизни; люди – крестики (знаки жизни); горы – треугольники; животные - прямые линии разной направленности; земледелие и – две параллельные линии, соединенные наклонными; вода изображается волнистой линией».
Оказывается, наши предки считали, что мир создается птицами. При рождении ребенка чуваши говорили, что к ним прилетела новая птица, так как она считалась символом счастья. Поэтому в узорах очень часто встречается изображение птиц. Известный ученый А.А. Трофимов говорил о связи чувашских узоров со знаками рун иранской ветви письма, связанного с распространением зороастризма. Изучением особенностей чувашской вышивки вплотную занимается современная вышивальщица Жачева Е. В своей книге народная мастерица сообщает, что «со временем смысловое значение орнамента утратилось, и для вышивальщиц главной стала декоративная сторона».
Очень интересным показался тот факт, что в чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Наряды для хороводов и праздников вышивали скромно, но все свое мастерство проявляли во время вышивания свадебной одежды. В комплект приданного молодой девушки входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников, каждая девушка готовила парне (подарок) родственникам жениха и почетным гостям. Самые ранние коллекции чувашской вышивки, хранящиеся в музеях России и зарубежья, относятся к XVIII веку. В июне 2015 г. в Чебоксарах был открыт Музей чувашской вышивки.
Еще узнала, что для чувашской вышивки характерно сочетание «теплых» и «холодных» тонов. Основные цвета вышивки - все оттенки красного - от темно-бордового до розово-красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого.
Только черным цветом, цветом добра, окаймлялся узор вышивки.
Красным цветом, источником торжества, счастья, узоры заполнялись.
Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья.
Белый цвет - белый фон холста - цвет чистоты, здоровья.
Зеленый цвет - цвет природы, жизни.
Синий цвет - цвет волшебства.
Интересно – можно ли использовать все многообразие красок и символов чувашской вышивки для оформления платка в технике холодного батика?
Исследуя чувашскую вышивку и батик в Чувашии, выяснила, что руководитель учебного объединения Наумова Ирина Гавриловна является одним из ведущих специалистов по батику в Чувашии. А вот хранителями чувашской вышивки являются мастера и художники,бережно сохраняющие, творчески использующие и развивающие старинное искусство чувашской вышивки. Среди них такие имена, как Ефремова Екатерина Иосифовна – народный художник Чувашской Республики, заслуженный художник ЧР иРФ; Симакова Мария Васильевна – народный мастер России, Жачева Евгения Николаевна – мастер художественного вышивания и многие другие. Некоторые их перечисленных мастеров издали книги по истории чувашской вышивки, ее роли и месте в национальной культуре, о символах, используемых при вышивании, об особенностях техники вышивания и др.
Особый интерес вызвали символы чувашской вышивки и их расшифровки, вот некоторые их них: (Информация взята из книги «Азбука чувашских орнаментов и эмблем».Авторами книги являются Ф.В. Искандеров, И.Ф. Искандеров, Е.Ф. Костина).
Узор Толкование Узор Толкование
Солнце, гармония, согласие Свет, тепло, очаг, жизнь
Были и будем, величие рода Сплочённость
Братство, солидарность Честь, воля, самообладание
Поступь Неба и Земли Ладья жизни, чистая совесть, судьба, рок
Око Бога — Турă, Неба, Мира, прозрение Истина, закон, справедливость
Мироздание, единоверие Дерево, место обряда, обращение к природе
Оберег от зла, гнева, доброта Состязание, противостояние
Согласие, примирение Мир, союз, согласие
Честь, отвага, верность Небосвод, Вселенная
Связь неба с Землей Покорение вершины, стремление ввысь
Движение, эволюция Мысли, знание
Память о прошлом, дума о будущем Щит, оберег единства
Забота о ближнем Надёжность, рука об руку
Жилище, приют, кров родного дома Созидание, помощь
Благотоворительность, помощь — НИМЕ Духовный взлет, воля
2. Сравнение национальных орнаментов
В ходе ознакомления с чувашской вышивкой у меня возникло желание сравнить элементы чувашских орнаментов и соседних республик. Смирнов И.Н., профессор Казанского университета, еще в 1904 г. в своей книге «Волжские болгары» о результатах сравнения сказал: «Сравнительное исследование дает такую картину — наибольшее количество мотивов, включающее в себя мотивы черемис, мордвы и отчасти вотяков, представляют вышивки чуваш; в ближайшем родстве с чувашскими и повторяющими наибольшее количество мотивов оказывается орнамент черемисский, за которым следует по количеству общих с чувашами мотивов орнаментымордово-мокшанский, мордово-эрзянский и, наконец вотяцкий.

Черемисские орнаменты

Чувашский орнамент

Татарский орнамент
Мордово-мокшанский орнамент

Вотяцкий орнамент

Мордово-эрзянский орнамент
Сравнительно исследование форм костюма и мотивов орнамента приводит, таким образом, к неоспоримому выводу, что в области прикладного искусства, каковыми являются вышивание, чуваши-болгары являются законодателями и учителями для финнских народностей Волжско-Камского региона" Смирнов, русский по происхождению, и об этом он писал еще в начале ХХ века. Изображения, найденные в интернете, позволили внимательнее провести сравнительный анализ. Визуальное сравнение показало, что действительно, нельзя отказать в красоте и самобытности чувашскому орнаменту.
3. Технология изготовления изделия (практическая часть)
Рукоделие – дело трудоемкое и хлопотное, а еще одной особенностью является то, что на него уходит много времени. Изделия, сделанные батиком и вышитые, экологичны,просты по форме, нарядны, неповторимы. В каждое изделие вложено тепло рук и души.
Экологическое обоснование изделия.
Краски, кисти, ткань, используемые мною не животного происхождения, а значит, никакого ущерба и вреда окружающей среде при изготовлении изделия нанесено не было. От сочного орнамента на платке поднимается настроение, окружающий мир становится ярче и хочется делать всем приятное.
Выбор рисунка и разработка эскиза.
5207095885Выбор формы модели был обусловлен изученной литературой. В книге Жачевой Е. в разделе «Материалы и инструменты» есть следующая информация: «..швы чувашской вышивки выполняются на основе точного отсчета ниток, на домашнем холсте, мешковине, редине, на всех видах полотна с равномерным переплетением (равное количество отсчитанных ниток и основы должны дать квадрат)». Эта информация и помогла нам определиться и с выбором изделия для росписи в технике холодного батика, и с выбором ее формы. Было решено оформить платок.
2) Рисование эскиза.
-157480772160Перед выполнением произведения в чувашской вышивке заранее решались проблемы с композицией - размещением основных элементов и создание гармоничных цветовых сочетаний. Для этого надо четко представлять, для чего предназначены узоры. При знакомстве с символами чувашской вышивки, особе внимание привлек символ под названием «ниме», благотворительность, помощь. Понравился и символ, и название, поэтому приступила к работе. В вышивке вначале на миллиметровой бумаге, в соответствии с размерами будущего изделия, создается эскиз простым карандашом. Разноцветными фломастерами покрываются части рисунка, определяются, каким швом их нужно заполнить. Такие же приемы в батике, только вместо фломастеров были использованы цветные карандаши. После этого узор и в вышивке, и в батике переносится на ткань. В чувашском орнаменте желтый цвет является часто встречающемся, он означает цвет солнца, радости, счастья. Мне тоже захотелось в своем рисунке передать состояние радости, счастья, чтобы было как можно больше солнца. Поэтому желтый цвет решила сделать центральным, чтобы лучи солнца присутствовали во всех четырех фрагментах платка.
04279903) Перевод рисунка с эскиза на ткань, натяжка ткани на раму, нанесение резерва по контуру.
В чувашской вышивке работу над узорами начинали с выполнения контурного рисунка черными нитками. Это была самая трудная часть, требующая большой точности, отличного зрения и дневного света: если ошибешься на одну нитку или расколешь ее иглой, нарушается точность рисунка. В батике работу над узором начинают с резервирования.
4) Выбор красок (количество, цвет) и роспись.
Необходимо отметить: если для украшения обычных изделий применяли до четырех-пяти разных швов, то для праздничных костюмов – восемь-девять видов. Современные возможности позволяют использовать гораздо больше цветов. Так как платок должен быть праздничным, мы решили использовать более двенадцати различных цветов, возможности современного батика могут это позволить. Так как перед нами не стояла задача как можно точно по цвету передать орнамент чувашской вышивки, а красота батика состоит и в использовании множества различных цветов, то мы решили для росписи использовать не 234951530985менее 12 цветов.
После того, как платок был выкроен на бумаге, мы перевели его на цельный кусок ткани и простым карандашом обозначили контуры будущего изделия.
Готовый эскиз при помощи иголочек подколола с изнаночной стороны, перевела рисунок на ткань, натянула ткань на раму и нанесла резерв по контуру.
Когда идет работа в технике «батик», художник прислушивается не только к себе, но и к ткани, так как она - непосредственный участник творческого процесса. Соприкасаясь с краской и водой, ткань сама творит неповторимые, удивительные, оригинальные эффекты, которые и делают батик таким самобытным.
Главное при работе с красками по ткани быть осторожной, не торопиться. Очень важно уметь смешивать краски по цвету правильно, чтобы переходы получались плавными и рисунок был ровным. При расписывании платка я использовала основные и дополнительные цвета. Расписывать было непросто, но очень интересно. Попутно я изучала основы цветоведения, рассматривала цветовой круг. Старалась как можно точнее переносить цвета из фрагмента, выполненного цветными карандашами, на ткань.
В процессе расписывания платка необходимо соблюдать технику безопасности.
При выполнении работ нельзя:
ставить краски на край стола;
долго держать кисти в воде;
держать трубочку с резервом носиком вниз;
ставить краски и банку с водой близко к работе;
пользоваться трубочкой с резервом с помощью специальной груши;
оставлять трубочку с резервом по окончании работы, нужно обязательно выдуть резерв и промыть бензином.
Не верилось, что такую красоту я под руководством педагога создаласвоими руками. Конечным этапом стало обметывание цветной нитью расписанного платка.
Заключение
Моя гипотеза подтвердилась: возможно орнамент чувашской вышивки перенести на ткань и расписать ее в технике «холодного» батика, сохраняя самобытность вышивки, ее национальный колорит, геометрию формы. Вышивка и батик являются важной частью истории, культуры и искусства любого народа. По способу росписи и вышивке можно узнать о традициях, обычаях народа, материальном и социальном положении ее владелицы.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
Я изучила историю чувашской вышивки, ее символы, исследовала значение символов, доказала возможность использования символов чувашского орнамента для оформления изделия в технике «холодного» батика с использованием основных и дополнительных цветов. Узнала, что у нас в Чувашии есть замечательные мастера, занимающиеся вплотную историей чувашской вышивки, техникой исполнения чувашской вышивки, ее особенностям, а также ее пропагандой.
Доказала, что и в батике возможнопередать особенности национального колорита вышивки.
Пришла к выводу, что и чувашская вышивка, и батик развивают чувство вкуса, красоты, гармонии, любовь к природе, окружающему миру, пробуждает в душе только положительные эмоции, хочется делать добро окружающим. У меня появился интерес к истории своего народа. А самое главное, я поняла, что не может жить человек без опоры на истоки своего рода, племени, что надо уважать прошлое своего народа, ценить и любить его традиции, преумножать их, потому что без этого нет будущего, и прийти к этой мысли мне помогло занятие батиком.

Использованная литература
«Аллахвердова Е.Э. Батик, Глина. Дерево./Е.А. Аллахвердова.- Издательство «Астрель», 2001.
Брита Хансен «Роспись по шелку для начинающих». Издание на русском языке.OFAsprl, 1997. -72с.
Батик: Методические рекомендации для преподавателей. -Н.Новгород: ННГАСУ, 2009.
«Узоры земли чувашской». – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2007. -11с.
Давыдов А.С. Батик. Энциклопедия. Техника. Изделие. Батик. С. Давыдов. –М.: «АстПресс», 2006.
Дворкина И Батик. Горячий. Холодный. Узелковый /И. Дворкина. –М.:Изд. «Радуга», 2000. -159с.
Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. Чаваштерри: Техника. Приемы: Книга-альбом. –Чебоксары: Чуваш.кН. изд-во, 2006. -238с., ил.
Иванов-Орков Г.Н. «Узоры, цвет, символика. Народное искусство и художественные промыслы современной Чувашии. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2012. –191 с.
Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П.«Чувашский костюм от древности до современности». — Научно-художественное издание. На рус., чув. и англ. яз. — Москва — Чебоксары — Оренбург, 2002. — 400 с., ил.
Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» М. «Владос» 2005 г. учебное пособие для Вузов.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:72500 слов и 7500 фразеологических выражений/Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. –М.: АзъLtd.,
Хузангай А.П., А.А. Трофимов Три солнца Татьяны Шарковой. Каталог-альбом. –Чебоксары: 2003. -80с., ил.
http://stroki.net/content/view/1407/9/http://www.slideshare.net/cnho/ss-33992797http://www.artbatik.ru/demo-4.htmlhttp://batik4art.com/2010/04/06/http://www.ahdi.ru/batikhttps://www.google.ru/urhttp://www.batik-center.ru/aboutus.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/https://ru.wikipedia.org/wiki/https://www.google.ru/search?q=батик+в+России&newwindowhttp://www.slideshare.net/mighhv/http://anysite.ru/publication/Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 2.



Приложение 3.


Приложение 4