Конспект урока по Окружающему миру на тему Жизнь луга. Луг — природное сообщество (4 класс)
Конспект урока окружающего мира в 4 классе.
Тема урока: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».
Цели и задачи урока:
Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.
Метапредметные:
Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.
Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.
Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.
5. Планируемые результаты.
Школьники должны:
- овладеть понятием «природное сообщество», уметь сравнивать разные природные сообщества;
- решать проблемы творческого и поискового характера при чтении научно-познавательного текста;
- на основе полученных знаний составить памятку «Как вести себя на лугу»;
- оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, уметь слушать других.
Основное понятие: «природное сообщество».
Межпредметные связи: взаимосвязь с предметами «Литературное чтение» - чтение и слушание научно-познавательных и художественных текстов, «Русский язык» - орфографическая минутка (названия растений луга), ИЗО – работа с иллюстрациями.
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация «Жизнь луга. Луг – природное сообщество», гербарий, карточки для групповой работы, атлас-определитель «От земли до неба».
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение деятельности)
(На доске записан эпиграф к уроку)
Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам…
А.И.Герцен
- Ребята, объясните смысл данного высказывания.
Ученики с помощью толкового словаря определяют значение слова «перечить» (возражать, выказывать недовольство), объясняют смысл высказывания (Человек должен жить по законам природы, в ладах с природой).
2.Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы
- Послушайте стихотворение и скажите о чём идёт речь:
Шуми, шуми, зелёный дом!Знаком мне шум твой величавый,И твой покой, и блеск небесНад головой твоей кудрявой…
И. Никитин
- Что это за дом? (Это лес. Лес – это природное сообщество.)- Сколько в нём этажей? (Этажи леса – это ярусы. В лесу 4 яруса: деревья, кустарники, маленькие кустарнички и травы, мхи и лишайники.)- Что обозначает слово «сообщество»?
(Дети по словарям находят значение слова: 1.Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели.
2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.)- Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, живут совместно, сообща.)- Выполните задание:
Составьте цепи питания с каждым из этих животных.
(Работа в группах. Каждая группа получает карточку с названиями животных (сова, кабан, заяц, шмель, жук-короед)
-Какое затруднение у вас возникло? Кто здесь оказался «лишним»?
(Шмель не живёт в лесу. Остальные – это животные леса.) 3.Постановка цели урока.
- Отгадайте загадку:
Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой
И жёлт, и синь, и ал. (Это луг.)
- Итак, тема нашего урока «Жизнь луга. Луг – природное сообщество»
- Какие цели поставим перед собой?
(Сформировать представления о луге, как о природном сообществе; познакомиться с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.)
4.Открытие нового знания.
- Что изображено на слайде? (Луг)
- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг?
(Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников.)
- Значит, что такое луг? Сделайте вывод.
(На лугу растут только травянистые растения.)
- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.
На лугу растёт ромашка,Лютик едкий, клевер – кашка!Что ещё? Гвоздика, смолка,Колокольчик, хвощ – как ёлка.А ещё? Кошачьи лапки,Одуванчиковы шапки,Подорожник, васильки, Граммофончики – вьюнки,Ещё много разных травок,У тропинок, у канавок,И красивых, и пушистых,Разноцветных и душистых! - Какие растения растут на лугу?
(Дети перечисляют.)
- Рассмотрите в гербариях растения луга. Вам самим предлагается узнать растения при помощи атласа-определителя. (Детям предложено определить растения: тимофеевка, нивяник, клевер, фиалка, белена тысячелистник, крапива, чистотел, лютик)(Работа в парах. Проверка.)- Обратите внимание, что растения луга также растут ярусами.
-Вы рассматривали гербарий. Расскажите, исходя из своих наблюдений, какие листья у луговых растений, семена. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей.)
-Листья у луговых трав чаще всего длинные и узкие, стебли разветвлённые, бывают с усиками-зацепами, много цветов, дающих большое количество семян. Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам. ](На слайде 4 картинки появляются по щелчку)
-У одних растений семена лёгкие, с парашютиками (одуванчик). Как вы думаете, для чего? (Их разносит ветер.)
-Другие созревают в стручках (мышиный горошек) и с силой разбрасываются вокруг, когда лопаются. Третьи лёгкие и плохо намокают (мятлик), поэтому их далеко уносит вода. Четвёртые – имеют зацепы. Для чего?
(С помощью зацепов они прикрепляются к одежде человека или шерсти животных.)
- Цветут растения на лугах в определённом порядке, чтобы не мешать опылению своих «соседей». Поэтому создаётся впечатление, что луга цветут непрерывно всё лето.
-Луга – отличные пастбища и территории для заготовки кормов домашним животным.
- На лугах растут мятлик, тимофеевка, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек. Это ценные кормовые травы.
Кроме того, клевер и мышиный горошек являются не только кормовыми, но и медоносными растениями.
-На лугу растёт много лекарственных растений: тысячелистник, подорожник, пастушья сумка, аптечная ромашка, одуванчик, валериана.
- Вспомните, что вы знаете об этих растениях, какие из них делают лекарства.
(Ответы детей.)
- На лугу встречаются и ядовитые растения.
Самое опасное из них – вех. Если его сок попадёт в организм человека, то он быстро действует на мозг, что приводит к остановке дыхания.
-Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живёт. Если приглядеться и прислушаться повнимательнее, то можно увидеть и услышать множество обитателей.
- Чьи голоса вы узнали? Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? Почему?
(Маленькие, так как крупным животным негде прятаться.)
-Вам предстоит выполнить творческое задание. Вы сами попытаетесь рассказать, какие животные могут жить на лугу. Свой ответ надо обосновать.
Работа в группах
(Ученики получают карточки с заданием)
1 группа
- Подумайте, представители каких классов животных обитают на лугу?
(Млекопитающие, птицы, насекомые, членистоногие, пресмыкающиеся, земноводные, черви)
2 группа
- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Ответ обоснуйте.
(Зелёную, чтобы прятаться среди трав, яркую, пёструю, чтобы сливаться с цветами.)
3 группа
- Как вы думаете, на лугу живут хищники?
(Да, иначе бы развелось слишком много растительноядных животных, они бы уничтожили всю растительность.)
4 группа
- Чем питаются животные на лугу?
(Они питаются пыльцой и нектаром цветов, листьями и семенами растений, хищники - более мелкими животными).
5.Физкультминутка.
(Проводит ученик)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
6.Первичное закрепление материала.
-Какие растения можно встретить на лугу?
(Ответы детей)
-Рассмотрите рисунки на стр.184-185. Каких вы животных здесь видите?
(Ответы детей)
-Прочитайте самостоятельно текст на стр.186.
(Дети работают по учебнику.)
- Каких животных можно встретить на лугу?
(Насекомых, птиц, пресмыкающихся.)
- Отгадайте загадки: (загадки на слайдах)
- Почему вокруг луговых растений так много пчёл?
(Они пьют цветочный нектар и переносят пыльцу с одного цветка на другой, опыляя растения.)
-Наверняка вы слышали, как жужжат пчёлы, но послушайте ещё раз.
- Бабочки также участвуют в опылении растений. Среди луговых насекомых можно увидеть и хищников – стрекоз, которые едят комаров и мошек.
- Жук-могильщик и жук-навозник - это насекомые-санитары.
- Почему их так назвали?
-Если этих жуков на лугу достаточно, то он находится в образцовом порядке.
-Кузнечик и кобылка похожи, но есть и отличия. Найдите их. Послушайте, как стрекочет кузнечик.
-На лугу можно встретить жаб и ящериц. Они питаются насекомыми.
-Насекомыми также питаются птицы – перепёлка, коростель, трясогузка. Эти птицы устраивают гнёзда прямо на земле среди травы.
-Послушайте голоса этих птиц.
7.Самостоятельное применение знаний.
-А теперь закрепим полученные знания.
Работа в тетради (стр.80 №5,№6) (Взаимопроверка)
- Чем помогают растениям луга животные?
(Животные опыляют растения, разносят их семена.)
-Кроме того, в почве живут черви, бактерии, которые перерабатывают останки растений и животных.
- Какой вы можете сделать вывод?
(Луг – это тоже сообщество, т.к. все обитатели луга связаны между собой и зависят друг от друга.)
-Подумайте, а что луга дают человеку?
(Луг человеку даёт место для отдыха, корм для домашних животных и продукты, полученные от домашних животных.)
8.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Сформулируем правила поведения на лугу.
Работа в группах в тетради с.81 №7
9.Рефлексия деятельности на уроке.
-Вспомните, какие мы определили цели урока. Добились мы этих целей?
(Познакомиться с растениями и животными луга, доказать, что луг – это природное сообщество.)
- Что для вас было новой информацией?
- Что запомнилось, показалось наиболее интересным?
- Что вызвало затруднение?
(Ответы детей)
- Оцените свою работу на уроке. ( Дети поднимают карточки успеха)
10.Домашнее задание.
1. Прочитать текст на с.170-177 учебника.
2. Выполнить задания 2,3,4 на с.78-79 рабочей тетради.
Список использованной литературы.
Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М.,2004
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 4 кл. М., 2015.
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 1 ч. М.: 2012
Плешаков А.А., Крючкова рабочая тетрадь «Окружающий мир». 4 класс. В 1 ч.
Москва «Просвещение» 2015