Конспект урока по окружающему миру на тему Лес — природное сообщество 2 класс
Конспект урока окружающий мир
по теме «Лес природное сообщество»
2 класс
Урок разработала: Плеханова Татьяна Александровна
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с понятиями «природное сообщество», «ярусность леса»; показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса;
Формировать умение склонять имена существительные; находить в тексте слова, от которых зависит падеж существительного; составлять предложения; употреблять существительные в нужном падеже;
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;
Воспитывающие:воспитывать бережное отношение к природе; желание беречь и приумножать красивое вокруг себя.
Оборудование: картина «Лес»; таблица с зашифрованными названиями кустарников, рисунки с изображениями животных, растений леса; ромашка с заданиями для детей, старичок-лесовичок.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Сообщение цели и темы урока.
У. -Ребята, какое сейчас время года?
У.-А хотите на немного вернуться в лето?
Сейчас вам представится такая возможность. Мы вернёмся в тёплое лето на целый урок.
У. Сегодня мы совершим прогулку. А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:
Есть у меня зелёный друг,
Весёлый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес).
-Верно, Мы в лес за наукой сегодня пойдём
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём.
А сопровождать нас в пути будет Лесовичок.
У. -Ребята, а что такое лес? (выслушиваются ответы детей).
Послушайте отрывок из сказки Юрия Дмитриева, которую мне поможет рассказать (Ф.И. учащегося)
Сказка.
Один художник решил нарисовать лес.
-Что такое лес? – размышлял он. Конечно деревья.
Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
-Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка. Без цветов, без трав – не лес! Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
-Нужны птицы, а ещё кусты и ягоды – не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.
-Нарисуй лисицу и зайца.
Согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.
-Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок.
У. - Ребята, так что же такое лес?
У. Прочитайте тему нашего урока.
Лес – природное сообщество.
Лес – природное сообщество.
-Все ли слова вам здесь понятны?
В толковом словаре Ожегова это слово объясняется так:
Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
У. Сегодня мы с вами совершим прогулку в лес, познакомимся с лесными этажами, их представителями, а также повторим падежи и склонение имён существительных.
III. Минутка чистописания.
Прежде чем отправляться на прогулку по лесу, давайте откроем тетради, пропишем красиво образцы и запишем тему урока.
Л л
Лес – природное сообщество.
IV. Повторение правил поведения в лесу.
Молодцы! Можно отправляться в путь. Но ещё нужно помнить, что мы с вами находимся в гостях. А в гостях себя нужно вести вежливо. Существуют определённые правила поведения в лесу. Наш друг лесовичок хочет знать, все ли ребята знают правила поведения в лесу.
Д. -Не оставлять после себя мусор. Помни: бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
Д. -Не повреждай кору деревьев;
Д. -Не разоряй муравейники и птичьи гнёзда;
Д. -Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу;
Д. -Не рви цветов в природе для букета.
Уч. Экологическая задача: Сколько бы цветов погибло, если бы каждый ученик нашего класса сорвал 1 цветок? А если 10 ?
Д. -Не разжигайте костров.
Помните: что из одного дерева можно сделать 1 млн. спичек, а 1 спичкой сжечь 1 млн. деревьев.
Уч. Лес ещё называют «легкими нашей планеты». Почему?
Один гектар леса поглощает за час столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек.
Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли.
Ну а теперь добро пожаловать в лес!
V. Словарная работа.
У. Лесная тропинка привела нас на полянку. Старичок-лесовичок предлагает нам здесь остановиться и выполнить его задание. Вы должны списать слова, вставить орфограммы и определить склонение имён существительных.
М … дведь
За … ц
С… рока
Б … рёза
… сина
М… лина
М … дведь
За … ц
С… рока
Б … рёза
… сина
М… лина
В тетрадях у детей.
Медведь (2 скл.), берёза (1 скл.), малина (1 скл.), заяц (2 скл.), сорока (1 скл.), …сина (1 скл.).
Уч. -Сколько основных типов склонения имён существительных есть в русском языке?
-Какие существительные относятся к 1 склонению, 2, 3. Приведите примеры.
VI. Работа над новым материалом.
У. Лес - дом для растений и животных, как для нас наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, тоже многоэтажный. Только в лесу эти этажи называют ярусами.
1. Уч. -Как вы думаете, сколько ярусов в лесу? Правильно, в лесу 4 яруса.
-Какой ярус самый высокий? (Ярус деревьев).
-Назовите представителей этого яруса.
- Составьте предложения с этими словами. (Выслушиваются ответы детей).
А. Работа над предложением.
Лесовичок предлагает вам составить предложение из данных слов:
молоденькие
На полянке
берёзки
выстроились
молоденькие
На полянке
берёзки
выстроились
Д. На полянке выстроились молоденькие берёзки.
Уч. Может кто-то из вас знает, почему берёзу так назвали?
Своё название берёза получила по цвету коры. Это единственное дерево с белой корой. В ней есть особое вещество – бетулин, которое окрашивает кору в белый цвет.
Уч. -Назовите орфограммы.
-Разберите предложение по членам предложения и частям речи. Выпишите словосочетания. Определите падеж существительных.
У детей в тетрадях.
На полянке выстроились молодые берёзки.
И.п.
Берёзки (Какие?) молодые
П.п.
Выстроились (Где? На чём?) на полянке
Б. Индивидуальная работа: 1 ученик у доски производит морфологический разбор имени существительного.
(На) полянке – (где?, на чём?), н. ф. (что?) полянка – сущ, ж.р., 1 скл., ед.ч, П.п., нариц., неодуш., обстоятельство места.
Уч. -Что нужно для того, чтобы правильно определить падеж существительного? (поставить к нему вопрос)
- Как правильно поставить вопрос? (нужно найти слово, с которым оно связано)
-Как называется слово, от которого зависит падеж существительного? (управляющее)
- Назовите управляющие слова в этом предложении.
-Молодцы! Отправляемся дальше.
2. -Какой ярус следует за первым? (Ярус кустарников)
Названия представителей этого яруса зашифрованы в таблице. Используя ключ, отгадайте эти слова, запишите их к себе в тетрадь в столбик. Рядом запишите количество слогов, букв и звуков.
Ключ
*1 – 9 – 3
*8 – 7 – 11 – 6
*10 – 5 – 3
*12 – 4 - 3
Ключ
*1 – 9 – 3
*8 – 7 – 11 – 6
*10 – 5 – 3
*12 – 4 - 3
1
ка
ка
2
ник
ник
3
на
на
4
ши
ши
5
щи
щи
6
лет
лет
7
ре
ре
8
бе
бе
9
ли
ли
10
ле
ле
11
ск
ск
12
кру
кру
У детей в тетрадях:
Бересклет – 3 сл., 9 б., 9 зв.
Калина - 3 сл., 6б., 6 зв.
Лещина - 3 сл, 6б, 6 зв.
Крушина – 3 сл., 7б., 7зв.
Об этих кустарниках вам расскажут ребята.
В. Выступления учеников.
Бересклет – один из интереснейших кустарников. Чаще всего его можно увидеть в дубраве. Бересклет – спутник дуба. Этот кустарник легко узнать даже зимой. Его ветви усыпаны чёрными бугорками, поэтому его называют бересклет бородавчатый.
Калина – красивый, высокий кустарник. До поздней осени остаются висеть на кустах ярко-красные гроздья ягод. После первых заморозков ягоды становятся сладкими. Калина – лекарственное растение. Её плоды улучшают работу сердца и снижают давление.
Крушина – в лесу, парках вы можете увидеть кустарник с разноцветными ягодами: зелёными, красными, чёрными. Это крушина. Весной кустарник распускается позже всех. Цветёт он всё лето. И поэтому к осени на кусте оказываются разноцветные ягоды: совсем мелкие – зелёные, покрупнее – красные и совсем спелые – чёрные бусины. Кору и плоды крушины используют как слабительное средство. Когда-то из крушины изготавливали красители для тканей и кожи.
76200381000
Лещина – (орешник). Образует подлесок в хвойно-широколиственных лесах. Наибольшее распространение имеет лещина обыкновенная (лесной орех). На Кавказе и Крыму выращивают лещину крупную, которую называют фундуком.
VII. Физкультминутка.
Уч. А теперь Лесовичок предлагает нам отдохнуть и сделать зарядку.
Только в лес мы все вошли,Дальше по лесу шагаем,
Появились комары.И медведя мы встречаем.
Руки вверх – хлопок над головой, Руки за голову кладём
Руки вниз – хлопок другой.И вразвалочку идём.
На полянку мы заходим,
много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
3. - Какой следующий ярус? (Ярус трав и травянистых растений).
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Уч. В лесу, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается более 600 видов растений, используемых в медицине. Только надо знать и уметь их правильно применять.
Уч. -Если болит сердце, чем надо лечиться?
Д. При болезнях сердца помогает ландыш. Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые успокаивают сильное сердцебиение. А ещё цветы используют для изготовления духов, туалетной воды и мыла.
Уч. -Если плохой аппетит? Что вам поможет?
Д. Вам поможет корень одуванчика и корень цикория. Они повышают аппетит.
Уч. -А от ангины? Что поможет?
7620018288000
Д. Лекарственная ромашка используется при простуде, кашле, ангине.
Уч. -Какое растение поможет нам в походе при ранении?
Д. Подорожник используется как лекарственное
растение.
Свежие листья подорожника прикладывают
при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.
350520017716500
2.Задание в тетрадях ребята выполняют по уровням.
I уровень. Составить и записать предложение со словом ландыш, ставя его в В.п.
II уровень. Просклонять существительное ландыш.
Уч. -Но мы забыли назвать с вами ещё одного представителя этого яруса. А вот что это вы узнаете, отгадав загадку.
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой толстой и прямой. (Гриб)
Правильно, это грибы. Хотя они не растения, но живут в ярусе трав.
Уч. -Какие вы грибы знаете?
Д. Подберёзовик
Уч. –Почему так назвали этот гриб?
-Назовите способ образования этого слова. (Приставочно-суффиксальный)
-Название какого гриба образовано таким же способом? (подосиновик)
-Какие грибы вы ещё знаете? Запишите и разберите эти слова по составу.
Запись в тетрадях.
02413000Подосиновик, подберёзовик, маслёнок, рыжик, лисичка.
Уч. Оказывается грибы в лесу – это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Но грибы таят в себе и опасность.
- Какую? Мы не раз говорили о правилах сбора грибов. Давайте ещё раз вспомним их.
left560705004. Все ли ярусы мы рассмотрели? Какой самый последний? (Ярус мхов и лишайников).
-Назовите представителей этого яруса. (Сфагнум, кукушкин лён).
-Где они растут? (На земле, на корнях деревьев).
Уч. Мы подробно поговорили о растительном мире леса. О ком ещё нужно сказать, говоря о лесе как о природном сообществе.
Д. О животных.
Уч. Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества.
Д. Растения являются средой обитания для животных. Они питаются растениями. С помощью животных происходит размножение растений.
Вывод: В природном сообществе леса всё взаимосвязано.
5. Самостоятельная работа.
1. Уч. Составьте и запишите в тетрадях примеры цепей питания в природном сообществе.
Запись в тетрадях:
Шишки -- белка – ястреб
Трава – лось -- волк
Лист – гусеница -- синица
Для детей, испытывающих затруднение, используется:
Карточка – помощница.
Растение - растительноядное животное - хищник
2. Индивидуальная работа у доски ( 2 человека).
Уч. Составьте цепи питания, используя данные картинки.
left20320000
3.Работа по развитию речи. ( выполняется по уровням)
Устно составить рассказ на тему «Этажи леса».
1 уровень. Самостоятельно составляет текст.
2 уровень. Используется карточка-помощница № 1.
Карточка – помощница № 1.
Свой этаж, животные, мышь, норка, дрозд, кусты, ястреб, вершина дерева.
3 уровень. Используется карточка-помощница № 2.
Карточка – помощница № 2.
1.Что есть у разных животных в лесу?Свой этаж
2.Где живёт мышь?В норке
3.Где живёт дрозд?В кустах
4.Где живёт ястреб?На вершине дерева
VIII. Подведение итогов урока.
-Что же такое лес?
-Какие ярусы существуют в лесу?
-Сколько основных типов склонения имён существительных есть в русском языке?
-Как правильно определить падеж имени существительного?
-Молодцы! Лесовичок прощается с вами и говорит до свидания!
Уч. Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
IX. Домашнее задание.
Нарисовать правила поведения на природе. Составить кроссворд на тему «Растения и животные леса.