Разработка урока Узелковый батик


Пояснительная записка
по разделу: «Узелковый батик».
Тема занятия: «Узелковый батик»
Дата занятия:
Возраст обучающихся: 10 -14 лет
Количество обучающихся на занятии: 10 человек
Цель: освоить технику узелковый батик, узел, угол и тигровый глаз, выполнив три работы в этой технике.
Задачи:
Образовательные:
знакомство с историей узелкового батика;
показать детям   технологию окрашивания       ткани;
помочь в усвоении и применении данной методики в собственном творчестве.
расширить запас знаний о многообразии цветовых оттенков.
обучать приемам сопоставления цветов при работе с цветом.
Развивающие:
развивать восприятие цветовой гаммы;
развивать память и внимание;
способствовать развитию мелкой моторики рук;
образное и логическое мышление через практическую деятельность;
эстетический  вкус,  внимание.
Воспитательные:
развивать  в детях чувство красоты, художественный вкус, творчество;
обеспечивать эмоциональное благополучие;
воспитывать аккуратность;
эстетический вкус;
укреплять психическое здоровье.
Методы работы на занятии: беседа, творческая деятельность, физкультминутка гимнастика для глаз, гимнастика для пальчиков.
Формы контроля за реализацией целей занятия: словесный (вопросы-ответы), инструктаж (текущий).Средства используемые на занятии.
Средства используемые на занятии: белая хлопчатобумажная  ткань; набор красок «БАТИК»; магнитная доска с магнитами; образцы узоров; проектор со слайдами; баночки с водой; тряпочки; фартуки; перчатки; нитки; 3-4 пипетки; клеенка для стола.
Ход занятия
Здравствуйте, дети! Сядьте удобнее, настройтесь на работу. Тема нашего занятия: «Узелковый  батик».
Батик – это вид декоративно-прикладного искусства, крашение ткани. И, как всегда, в течение занятия,  мы изготовим красивые  работы.
- А как вы думаете, почему этот вид получил название «узелковый»?
(От слова узел.)
- Правильно.
- В этой технике берут ткань, складывают и начинают завязывать на ней узлы. Внимательно смотрим, я вам показываю, как это надо делать.   Вот таким образом мастера создают уникальные работы, существующие в единственном экземпляре. Даже если вы все выберете  одинаковые цвета красок (больше четырех мы использовать не будем), у каждого из вас изделия будет иметь свой разный и неповторимый узор.
 
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.
Ребята, а вы знаете, что искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.
В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.
Слово «батик»  - индийского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне,   но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика.
Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий.
Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае.
В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.
Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.
Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки.  Батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.
Физкультминутка:
«Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) 
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) 
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) 
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) 
Солнце утром лишь проснется, 
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Практическая часть
Прежде чем браться за большую вещь, советую все приемы попробовать на небольших отрезках ткани. Таким образом, у вас получится прекрасный каталог всех рисунков.
Красить удобнее сразу много образцов, поэтому мы с вами подготовили небольшие кусочки белой ткани, различного размера.
Берем белую хлопчатобумажную ткань (можно шелковую) за середину, скручиваем и одновременно обвязываем ее нитками  от середины к краям, при этом постепенно спускаясь вниз.

Перед началом крашения ткани надеваем перчатки и накрываем стол пленкой.
Выбираем цвета для нашего изделия и приступаем к работе! Серединку окунаем в баночку с краской. Далее берем пипетку, набираем краски нужного цвета и выливаем ее на ткань.
Когда окрашивание будет закончено, аккуратно убираем готовую закрутку, до полного высыхания нитей.
Так же можно сделать еще один очень простой вариант.
Раскладываем на столе кусок ткани, присберем его руками и крепко обвяжем веревкой в одном или нескольких местах. После крашения получим слегка извилистую, светлую полоску.

Напоминаю, что возможно крашение в несколько цветов. Желто – коричневый образец был завязан по долевой нити.
Узел с успехом заменяет узкое или широкое обвязывание или обматывание. Ткань берем за середину, поднимаем и объвязываем в нескольких местах. При крашении фиолетового образца в краску не отпускалась.

Вот еще один вариант складывания ткани.

Так же не сложен прием создания «МРАМОРНОГО УЗОРПА». Всю ткань, или ее часть скомкаем в клубок и обмотаем. После крашения хаотичные пятна и жилки. Многоцветное крашение с изменением положения отдельных частей «Клубка» даст богатый уникальный рисунок.

Складывание ткани
Займемся теперь геометрическими узорами. Целенаправленно складывая ткань, получим более четкий рисунок. Главная задача при этом – так сложить материал, что бы он окрасился равномерно. Часть ткани, оказавшаяся на венрху, выглядит ярче всего. В нижние слои краска проникает все меньше и меньше. Если веревки не пропускают краску и хорошо затянуты, внутри должна сохранится чисто белая ткань.

ПАРАЛЕЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ получаем, складывая ткань в виде плиссировки по прямой. Не забываем проглаживать каждую полоску! Сложенную ткань замотаем, например нитками. Они дадут неоднократные полоски, (коричневый образец). Более сложный узор получится при обматывании в виде шишки (зеленый).

Далее научимся складывать ткань по диагонали. Ширина и угол, под которым пройдут полосы, зависит от вашего желания, а узор самих полос – от количества и качества обвязываний.


Сложив ткань вчетверо и также заплиссеровав по диагонали, получим Крестообразную звезду.

ЛУЧЕОБРАЗНАЯ плиссировка прекрасно подходит для платья. Сложив ткань вдвое, получим сразу и перед и спинку. В этом случае складки сверху платья делают более узкими.


ДИАГОНАЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ И РОМБЫ возникают если сложить ткань по диагонали(угол с углом), а потом сделать обмотку.


Еще один прием – откидывание уголков в разные стороны. Его можно сочетать с любыми приемами складывания. Диагональное многократное отгибание уголков образует «конверт». Попробуйте так же откидывать уголки не вперед, а назад.

Следующий способ демонстрирует способ получения живописных спиралей.


СПИРАЛИ этого образца могут получиться более округлыми или заостренными. Прямоугольный кусок ткани сложим по диагонали (1). Два образовавшихся кона откидываем вперед до самого края сгиба ткани (2). Отогнем вперед левый и правый углы.(3). Затем левую(большую) часть полосы отогнем вперед-вверх до пунктирной линии (9). Углы слева и справа загнем вперед (5). Отогнем оставшийся верхний и нижний уголки (6).

Крашение
Красители нужно подбирать только специальные, которые подходят для росписи ткани, и которые можно закрепить при помощи утюга.
Сушка – глажка.
Пока ткань еще не высохла развязываем узелки и расправляем материю. (Если есть возможность, то лучше дождаться пока ткань, сама почти полностью просохнет, что бы узор был более четким. Развернутую ткань раскладываем на марлю, немного подсушиваем, для этого можно использовать фен. Затем проглаживаем при помощи утюга.. Гладить лучше, пока ткань не просохла окончательно, тогда все складки легко разглаживаются.
Если….
Если вы любите экспериментировать, не забывайте зарисовывать все этапы складывания, иначе вы не сможете больше их повторить.
Если вы хотите добиться четкого белого рисунка, - многое зависит от толщины получившейся «куколки», чем она плотнее, тем труднее краске пройти во внутренние слои. Тонкая жесткая обмотка так же дает четкий рисунок почти без полутонов. И попутных украшений линии.
Если после крашения на ткани нет белых мест, значит перевязки были слабые, или веревки пропускают краску.
Если на ткани почти нет цветного рисунка (почти все белое), значит, ее слишком много было замотанно внутрь.
Если во время глажения на ткани появляются цветные крапинки, значит, вы гладите ее слишком мокрой.
Мы с вами на следующем уроке будем разворачивать получившиеся узоры. И, конечно же, любуемся результатом!!! Далее изделие надо высушить феном, прогладить утюгом для закрепления красок на ткани.
Готовую работу можно украсить разноцветным гелем, объемными контурами, разноцветным клеем и даже бисером.
Спросить, понравилось ли детям рисовать по ткани.
Похвалить детей выполненное изделие.