Конспект урока по окружающему миру на тему «Лес – природное сообщество. Жизнь леса» (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру
Тема урока: «Лес – природное сообщество. Жизнь леса»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
Задачи урока:
1.Образовательные:ознакомить с многообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов; дать понятия «природное сообщество», «ярусность леса», показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса;
2.Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение использовать вработе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
План урока:
1.Организационный момент (2мин.)
2.Изучение новой темы (30 мин.)
3.Физкультминутка (3 мин.)
4.Итог урока (5 мин.)
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Проверьте свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку. Откройте тетрадь и запишите число классная работа.
2.Изучение новой темы.
- Ребята, отгадайте загадку.
Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает.
Весной опять оживает.
- Лес.
(слайд 1)
- Что же такое лес?
(Дети отвечают.)
- Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.
«Один художник решил нарисовать лес.
- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.
- Нарисуй жабу и ящерицу!
согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье.
- Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. а может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».
- Итак, что же такое лес?
- Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших глаз.
- Лес называют природным сообществом.
- Как вы это понимаете? Что такое сообщество?
- Сегодня на уроке мы постараемся более полно ответить на вопрос: «Что же такое природное сообщество».
«Лес – природное сообщество»(слайд 2)
- Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нём – деревья, ягоды и травы.
Птицы, звери.
И прочие твари.
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
- Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, - тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем.(слайд 3)
Запишите в тетради подзаголовок: «Ярусы леса».
- Как вы сами думаете, что же это такое?
(Дети высказываются)
- Какой ярус самый высокий?
- Деревья.
- Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь.
- В лесу много деревьев, вы их все знаете. Познакомимся с некоторыми деревьями, которые растут в лесу.
1. Клейкие почки, зелёные листочки,
с белой корой расту под горой. (Берёза)
2. Светофор моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)
3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
4. Летом с него снег –
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)
5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)
6. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
7. Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но в отличие от ёлки
Опадают те иголки. (Лиственница)
8. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Рябина))-Какой ярус следует за деревьями и находиться ниже?
- Кустарники.
(Дети делают запись в тетради под цифрой 2)
- Названия представителей этого яруса зашифровано на доске в таблице. Используя ключи, запишите их в тетрадь
1
КА 2
СК 3
НА
4
ШИ
5
Т 6
ЛЕ
7
РЕ 8
БЕ 9
ЛИ
10
К 11
ЩИ
12
РУ
Ключи:
6-11-3;
1-9-3;
8-7-2-6-5;
10-12-4-3;)
(Дети работают самостоятельно)
- Давайте проверим, правильно ли вы записали название кустарников.
(слайд 6)
- Постарайтесь запомнить полученные названия. Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находиться ниже кустарников?
- Травы.
(Дети делают запись в тетради под цифрой 3)
- Сюда же относятся маленькие кустарники – черника, брусника.
(Слайд 7.)
-Переходим к травам.
(Дети разгадывают загадки.)
9. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
10. На припёке у пеньков
Много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк. (Земляника)
11. Беленькие горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
(слайд 8)
- Все ли ярусы мы рассмотрели?
- Остался ещё один ярус.
- Самый нижний ярус – мхи и лишайники (сфагнум, кукушкин лён)
( слайд 9)
- Запишите в тетрадь под цифрой четыре мхи, лишайники. Где они растут?
-На земле, на корнях деревьев.
3.Физкультминутка.
- Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте, что вы в летнем лесу, в лесу тихо, лишь иногда где-то стучит дятел, шелестит листва. Вдруг с ветки на ветку прыгнула белка. Присмотрелись вдаль, а там, на лужайке среди травы спелые красные ягоды земляники. Вы идете по тропинке, тропинка то узкая, то широкая. И вот под березкой стоит красавец гриб. А солнышко ярко светит и вам так весело. Откройте глаза.
-Расскажите о своих чувствах.
(высказывания учеников)
Итак, сколько ярусов выделяют в лесу?
- Четыре.
- Перечислите их.
- Деревья, кустарники, травы, мхи.
- Влияет ли один ярус на другой? Каким образом?
(Дети отвечают)
- Мы подробно поговорили о растительном мире леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе как о природном сообществе?
-О животных
-Посмотрите какие животные живут в лесу.
- Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества.
- Растения являются средой обитания, жилищем для животных.
животные питаются растениями.
- Почему лес называют природным сообществом?
- Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.
4. Итог урока
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить..
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
-Надо любить природу! Беречь её! Охранять и приумножать её богатства.
- Чему вы научились на уроке?
-Лучше понимать жизнь леса как природного сообщества .-Почему лес называют природным сообществом?
- Лес называют природным сообществом потому, что все его обитатели тесно связаны между собой.
- Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.
-А дома подумайте в каком лесу вы хотели бы погулять, нарисуйте его.