Программа по изобразительному искусству для 4 класса Школа 2100.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Бытошь
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов и рекомендовано к утверждению»
Руководитель ШМО
__________ Рязанцева Е. В.
Протокол № ___
от«____»_____________2016 г.
«Утверждаю»
Директор школы
_____________ Серегин А. П.
Приказ № ______
от «___»_______________2016 г.
Программа по изобразительному искусству
для 4-а класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Кибальчич Е. В.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2016 год
Аннотация
Программа по предмету «Изобразительное искусство» для четвѐртого
класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., № 273 (с последующими изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г., № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»
Основная образовательная программа начального общего образования.
Примерная программа под редакцией О.А.Куревиной, Е.Д. Ковалевской «Изобразительное искусство».
Программа содержит следующие разделы:
Титульный лист
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Цели:
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Задачи:
В сответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
Программа по «Изобразительному искусству» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
Изобразительное искусство (Разноцветный мир) Учебник для 4 класса Авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская (Москва «Баласс» 2014 г.)
Куревина, О. А. «Разноцветный мир»: методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2013г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» 4 класс.
Личностными результатами изучения курса «ИЗО» в 4-м классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметными результатами изучения курса «ИЗО» в 4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления;определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у учащихся будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.
Предметными результатами изучения курса «ИЗО» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разно - образие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
4 класс.
Основные содержательные линии программы представлены следующими разделами (темами):
1. Виды монументально-декоративного искусства (5 часов).
Рождение монументальной живописи.
Что такое фреска. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.
Что такое мозаика и витраж.
Русская икона.
Монументальная скульптура. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне (экскурсии к ближайшему такому памятнику)
2. Новые виды изобразительного искусства (2 часа): дизайн и фотография.
Виды фотографий. Художественная фотография.
3. На пути к мастерству (13 часов).
Изучение осенних пейзажей И. Левитана.
Совершенствование техники штриховки. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета.
Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». Оформление панно подходящей рамкой.
Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации.
Изучение техник отмывки и гризайли.
Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна.
4. Родная история и искусство (10 часов).
Народные промыслы. Особенности нижегородской резьбы по дереву Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Наблюдение с учениками перспективные сокращения на улице (уходящая вдаль дорога, уменьшающиеся по мере удаления от зрителя предметы и т. п.).
Получение представления о воздушной перспективе.
Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне.
Разработка макета альбома Славы. Выполнение каждым учеником своей странички альбома. Эта страничка может быть посвящена как истории семьи учащихся, так и какому-то эпизоду из истории Отечественной войны.
Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.
Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле.
Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее».
Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного
спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».
5. Учимся видеть и говорить на языке искусства (4 часа).
Истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Наименование раздела (темы), тема урока Кол – во часов Дата
По плану Фактически
1 Монументально-декоративное искусство. 1 06.09 2 Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. 1 13.09 3 Русская икона. Звенигородская находка. 1 20.09 4 Монументальная скульптура. 1 27.09 5 Новые виды искусств: дизайн и фотография. Дизайнерский проект и художественная фотография. 1 04.10 6 На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа.Изучаем работу мастера: (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»). 1 11.10 7 Изучаем работу мастера: (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: и с п о л ь з о в а н и е разных видов штриховки. 1 18.10 8 Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. 1 25.10 9 Твоя мастерская: конструкция предмета. 1 15.11 10 Композицияна заданную тему. 1 22.11 11 Оформление творческих работ. Коллективная творческая работа« Летние зарисовки». 1 29.11 12 Зарисовки животных. 1 06.12 13 Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. Коллективный проект: выставка рисунков и иллюстраций с животными. 1 13.12 14 Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль. 1 20.12 15 Композиция и её основные законы на примере «Натюрморта с тыквой» А.Куприна. 1 27.12 16 Композиция и её основные законы на своем снимке. 1 10.01 17 Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. 1 17.01 18-19 Линейная перспектива. 2 24.01 31.01 20-23 Фигура человека. Пропорции.
Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее».
Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир». 4 07.02 14.02 21.02 28.02 24-25 Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач
«Дед и внук»). Занятие должно быть приурочено к Дню Победы.
Разработка макета альбома Славы. Урок – выставка.
Коллективная работа. Создание классного альбома Славы. 2 07.03 14.03 26 Для любознательных: китайский рисунок кистью. 1 04.04 27-28 Для любознательных: родная история и искусство– русский народный театр.
Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С.Козлова «Снежный цветок». 2 11.04 18.04 29 В поисках совершенства. Современный дизайн. 1 25.04 30 Коллективная работа по теме «Современный дизайн классной комнаты». 1 02.05 31-32 Учимсявидеть: Эрмитаж.
Учимся видеть : Русский музей. 2 09.05 16.05 33-34 Проекты. «Мой праздник», «Настенный календарь». 2 23.05