Рабочая программа по изобразительному искусству УМК Школа 2100 3 класс


Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 654 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Хореография»
Кировского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА
на заседании МО

________________

«30» августа 2014 года
СОГЛАСОВАНА
зам. директора по УВР

_____________________

«___» _________ 2014 года
УТВЕРЖДЕНА
директор ГБОУ СОШ № 654

______________________

«___» _________ 2014 года




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
начальных классов
по изобразительному искусству

класс: 3

учитель: Морозова Елена Алексеевна



2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и составлена на основе программы по изобразительному искусству. О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской Программа обеспечена учебником «Изобразительное искусство. Разноцветный мир» для 3 кл., авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская» 3 класс– М.: «Баласс».
В авторскую программу изменения не внесены.

Цели и задачи,
решаемые при реализации рабочей программы.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности
Основные задачи курса
В сответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
Нормативные правовые документы
на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 декабря 2009г.);
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (2012 г) в соответствии с требованиями ФГОС НОО и программы «Школа 2100».
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приказ МОиН РФ №2885 от 27.12.2011, зарегистрирован Минюст России № 23290 от 21 февраля 2012г)
4.Авторская программа общеобразовательного предмета по изобразительному искусству О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (М., «Баласс», 2011),

Место и роль учебного курса
«Изобразительное искусство» в учебном плане.
Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 128 час, из них в 1-м классе - 32 часа, по 32 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах.

Количество учебных часов
В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 654 рабочая программа для 3 класса рассчитана на 32 часа; 1 час в неделю.

Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.
Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников
«Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Виды и форма контроля.
Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.
Сформулируем требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.
1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
3. Важно,чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.
Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, подобные задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего требовать творческого применения знаний) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное).
Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала предлагается учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.
Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники.
Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему,выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме.
Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь после полного высыхания).
В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

№ п/п
Форма контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Всего

Текущий




1.
Устный опрос






2.
Мини-тесты






3.
Самостоятельная работа






4.
Диагностические тесты






Тематический





Проверочная работа

1

1
2

Итоговый




1
Диагностическая работа
1


1
2



Содержание программы (32ч)
Занятия 1–4 (4 ч), стр. 4–15 и 45–47, 50–57 учебника.
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).
Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 5 и 50).
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7 и 45–47).
Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 9 и 51).
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10–11 и 54–57). Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.
Исторический и батальный жанры на примере произведений
Н. Рериха и И. Айвазовского. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 12–13).
Желательно проводить занятия 1–3 с соответствующим музыкальным сопровождением.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 15 и 52–53). Рисование животного в характерном для него движении (стр. 22–23 рабочей тетради).
Занятия 5–7 (3 ч), стр. 16–18 учебника, стр. 2–3 рабочей тетради.
Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 16–17).
Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 18).
Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной С. Чехонина.
Занятия 8–10 (3 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 4–7 рабочей тетради.
Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации (стр. 4–5 рабочей тетради).
Выполнение декоративного панно с использованием природного материала (стр. 6–7 рабочей тетради).
Занятия 11–13 (3 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 8–13 рабочей тетради.
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 8–11) и в учебнике (стр. 22–23).
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры (стр. 12–13 рабочей тетради).
Занятия 14–16 (3 ч), стр. 24–29 учебника, стр. 24–29 рабочей тетради.
Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 25–27) и в рабочей тетради (стр. 24–27).
Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет».
Занятия 17–18 (2 ч), стр. 28–29 учебника, стр. 30–33 рабочей тетради.
Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 29).
Этапы выполнения различных видов хохломской росписи (стр. 30–31 рабочей тетради).
Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью (стр. 32–33 в рабочей тетради).
Занятие 19 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 34–35 рабочей тетради. Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.
Занятие 20 (1 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 36–37 рабочей тетради. Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка. Выполнение заданий на закрепление полу ченных знаний в учебнике и в рабочей тетради.
Занятия 21–23 (3 ч), стр. 34–37 и 58–59 учебника, стр. 42–43 рабочей тетради.
Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий на стр. 34–35 учебника и графического панно «Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки.
Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Занятия 24–25 (2 ч), стр. 38–39 учебника, стр. 46–47 рабочей тетради.
Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике на стр. 39.
Выполнение заданий учебника и в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица».
Занятия 26–29 (3 ч), стр. 40–43 учебника, стр. 14–19 и 63 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Занятие 30 (1 ч), стр. 48–57 учебника.
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.
Занятия 31–32 (2 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить проектные задания (открытки или панно) к праздникам.
Требования к предметным и метапредметным результатам в соответствии с ФГОС общего образования определенного года (ступени) обучения.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса
«Изобразительное искусство» является формирование перечислен- ных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориен- тироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на осно- ве заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятель- но выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните- ля, критика).
Основные требования к уровню подготовки учащихся в 3 классе
по изобразительному искусству по программе «Школа 2100»
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;
знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;
уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
рисования цветными карандашами;
рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
выполнения декоративного панно в технике аппликации;
выполнения декоративного панно из природных материалов;
выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
работой гуашевыми красками;
постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
графика (иллюстрация);
народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.


Перечень учебно - методического обеспечения

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочие программы 3 класс по Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для учителя, Москва, «Баласс», 2012
Савинов Е.С. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Изд. 4-е, перераб. – М.: Просвещение, 2012

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. «Изобразительное искусство. Разноцветный мир»Учебник – тетрадь. -М., «Баласс» 2012.
О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. «Изобразительное искусство. Разноцветный мир» Методические рекомендации для учителя. 3 класс-М., «Баласс» 2012.
«Дневник школьника», 3-й класс;
«Я открываю знания» - пособие из серии «Как мы учимся» (авторы E.JI. Мельникова, И.В. Кузнецова);
«Учусь оценивать себя» - пособие из серии «Как мы учимся» (авторы Д.Д. Данилов, И.В. Кузнецова, Е.В. Сизова);
«Всё узнаю, всё смогу» - пособие из серии «Как мы учимся (авторы А.В. Горячев, Н.И. Иглина);
«Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы. 3-4-й классы (авторы Р.Н. Бунеев и др.);
«Летняя тетрадь будущего четвероклассника»(авторы Р.Н. Бунеев и др.).
Цифровые образовательные ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ http://fsu.edu.ru/p1.html
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике http://www.rost.ru
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" http://www.ict.edu.ru
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования http://ndce.edu.ru
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области http://www.rostobr.ru
Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области http://www.rostobrnadzor.ru
Учительская газета http://www.ug.ru
Газета "Первое сентября" http://ps.1september.ru
Газета "Начальная школа" http://nsc.1september.ru
Журнал "Вестник образования России" http://www.vestniknews.ru
Школьная пресса: информационный портал http://portal.lgo.ru
Издательство «Баласс» www.school2100.ru
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» www.lbz.ru
Издательский центр "Владос" www.vlados.ru
Издательский центр "Мой учебник" www.my-tbook.ru
Издательство Московского государственного университета w.msu.ru/depts/MSUPubl2005
Педагогический университет «Первое сентября» (взаимодействует с факультетом педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова и Московским институтом открытого образования) http://edu.1september.ru/courses/distance/?info=2
Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования http://roipkpro.ru/index.php/do-progr
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет - ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.






Тематическое планирование
№ п/п

Тема урока
№ в теме

Тип и вид урока
Содержание учебной деятельности

Изобразительная деятельность

1 четверть (9 часов)



Жанры живописи. Натюрморт.

ОНЗ
Изучить натюрморт В. Хеды.
Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий
С 6-7 учебник




Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит.

ОНЗ
ПР
Знать в чем особенности метода живописи и импрессионистов

Написать зимний пейзаж по воображению.
С 8-9 учебник




Портрет. Какие бывают портреты (парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные).

ОНЗ
Иметь представление и рассказывать об особенностях портретного, исторического,, анималистического и бытового жанров в живописи.
Вопросы на с 10-15 учебник



Исторический и батальный жанр живописи. Бытовой и анималистический жанры.

ОНЗ
ПР

Нарисовать любое животное в движении



Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг.

РУ
Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения. Знать , что такое цветовой круг. Отработать приёмы штриховки цветными карандашами
С16 учебник



Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон.

РУ

С 18 учебник



Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера.

ОНЗ
РУ

С 19 учебник



Декоративное панно.

ОНЗ
Иметь представление о декоративном панно.
С 4-5 раб тетрадь



Твоя мастерская: панно из природного материала.

РУ

С 6-7 раб.тетрадь

2 четверть ( 7 часов)



Твоя мастерская: панно из природного материала.

РУ
Иметь представление о декоративном панно.
С 6-7 раб.тетрадь



Тон, форма, светотень.

ОНЗ
Знать , как распределяется светотень на различных поверхностях.
С 22 учебник, с 8-9 раб.тетрадь



Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.

РУ
Знать алгоритм рисования натюрморта их геометрических тел. Рисовать натюрморт из геометрических тел с натуры.
С 10-13 раб.тетрадь



Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.

РУ

С 12-13 раб тетрадь



Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.

ОНЗ
Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность.
Изучить основные пропорции человеческого лица и уметь ими пользоваться.
С 24-25 учебника и раб тетради



Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.

РУ

С 26-27 учебника и рабочей тетради



Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.

РУ

С 28-29 раб. тетрадь

3 четверть ( 10 часов)



Народные промыслы. Золотая Хохлома.

ОНЗ
Знать историю и особенности хохломской росписи и уметь отличать её от других народных промыслов.
С 30-31 раб.тетрадь



Народные промыслы. Золотая Хохлома.

РУ

Расписать тарелку в технике хохломской росписи



Плетёные орнаменты. Звериный стиль.

ОНЗ
Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля.
С 31 учебник, с 34-35 рабочая тетрадь



Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе с акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка.

ОНЗ
Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы.
Изучить технику отпечатка.
С 32-33 учебника, с 36-37 раб. тетрадь



Мастер иллюстрации И.Билибин.

ОНЗ
Иметь представление о творчестве И.Билибина.
Знать, в чем состоят особенности билибинского стиля, уметь визуально определять работы этого художника.
С 34-35 учебник



Билибинский стиль.

РУ

С 42-43 раб.тетрадь



Иллюстрации к сказкам.

РУ

С 36-37 учебник и с 44-45 раб. тетрадь



Из истории искусства.

ОНЗ
Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси.
С 39 учебник, с 46-47 раб тетрадь.



Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.

ОНЗ

Коллективный проект «Кириллица»



Для любознательных: художник и театр.

ОНЗ
Самостоятельно изучить тему «Художник и театр.
С 40-41 учебник.

4 четверть (8 часов)



Учимся видеть. Русский музей.

ОНЗ
Знать историю основания Русского музея в Петербурге.
С 50-57 учебник



Для любознательных: художник и театр.

ОНЗ

Коллективный проект: кукольный спектакль на сказку Бажова «Серебряное Копытце»



Для любознательных: художник и театр.

ОНЗ

Коллективный проект: кукольный спектакль на сказку Бажова «Серебряное Копытце»



Резервный урок







Проекты.

РУ
Выполнять своими руками подарки родным и близким
С 38-41 учебник



Проекты.

РУ





Проекты.

РУ





Проекты.

ИУ




15