Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехники Лисичка со скалочкой
Образовательная деятельность в средней группе №10.
Развитие речи
Вос-ль: Медная Елена Александровна
Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой» с использованием мнемотаблицы.
Цель: Обучать детей пересказу сказки при помощи мнемотаблицы.
Задачи: Учить отвечать полным предложением, активизировать словарь;
Формировать умение отвечать на вопросы;
Развитие диалогической речи;
Развивать умение следить за развитием действий;
Развивать мышление, воображение;
Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Предварительная работа: чтение сказки «Лисичка со скалочкой», рассматривание иллюстраций из сказки.
Ход занятия:
Вос-ль: Вы все за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка-птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Вос-ль: Ребята, скажите, вы любите слушать сказки?
- Какие сказки вы знаете?
Ответы детей.
Вос-ль: Ребята, послушайте загадку:
Хитренько взглянула
Хвостиком взмахнула
И исчезла, чудеса
Где ты, рыжая …..(лиса)
- Правильно, лиса.
- Слышите, ребята, кто-то стучится?
Появляется лиса.
Вос-ль: Здравствуй, лисонька, а что ты такая грустная?
Лиса: «Здравствуйте, ребята, через лесок я к вам бежала, скалочку свою потеряла. Помогите, ребята скалочку найти.»
Вос-ль: Как же мы тебе поможем? В лес же мы не пойдем, детки у нас еще маленькие, еще заблудимся.
Лиса: «Да, очень просто, скалочка-то у меня волшебная. Она очень любит, когда про нее сказку рассказывают. Если дети расскажут о ней сказку. Тогда она сама домой вернется.»
Вос-ль: Ребята, а вы помните сказку про скалочку?
- Да, она так и называется «Лисичка со скалочкой».
Вос-ль: Давай, лисонька, помогай нам сказку вспоминать. Я буду рассказывать, а ты картинки выставляй, чтобы дети лучше ее запомнили.
Шла лисичка по дороге, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.
Вос-ль: Что нашла лиса, когда шла по дороге? (выставляем картинку).
Пришла в деревню и стучится в избу:
- Стук-стук-стук!
- Кто там?
- Я лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
- У нас и без тебя тесно.
- Да я вас не потесню: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку- под печку.
Вос-ль: Как обещала ложиться лисичка, чтобы не стеснить хозяев дома?
Ответы детей.
Вос-ль: Правильно, слушаем что было дальше.
Рано поутру лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает:
- Где же моя скалочка? Давайте мне за нее курочку!
Вос-ль: На кого поменяла, хитрая лиса, свою скалку?
Ответы детей.
Вос-ль: Верно, на курочку (выставляем картинку).
Пришла лиса в другую деревню:
- Стук-стук-стук!
- Кто там?
- Я лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
- У нас и без тебя тесно!
- Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, а курочку под печку.
Рано поутру лисичка потихоньку встала, съела курочку, а после и говорит:
- Где же моя курочка? Давайте мне за нее гусочку!
Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдать ей за курочку гусочку.
Вос-ль: На кого поменяла лиса курочку?
Ответы детей.
Вос-ль: На гусочку (выставляем картинку).
Взяла лиса гусочку и пошла в соседнюю деревню:
- Стук-стук-стук!
- Кто там?
- Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
- Да у нас и без тебя тесно.
- А я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку.
Утром лисичка встала, съела гусочку, да после и говорит:
- Где моя гусочка, давайте мне за нее девочку!
А мужику девочку жалко отдавать. Посадил он в мешок собак и отдал лисе:
- Бери лиса, девочку!
Вос-ль: Кого просила лиса взамен съеденной гусочки?
Ответы детей.
Вос-ль: А дали хозяева лисе девочку? (выставляем картинку)
- Нет, а кого дали?
Ответы детей.
Вос-ль: собак в мешке (выставляем картинку).
Тут собаки выскочили из мешка и за ней! Лиса от собак бежала, бежала да под пенек в нору и юркнула.
Вос-ль: Куда спряталась лиса от собак?
Ответы детей.
Сидит лиса в норе и приговаривает:
- Ушки мои, ушки! Что вы делали?
- Мы все слушали.
- А вы ножки, что делали?
- Мы все бежали.
- А вы глазки?
- Мы все глядели?
- А ты хвост?
- А я все мешал тебе!
- Ну постой же, я тебе задам! И высунула хвост из норы.- Ешь его, собака!
Вос-ль: На кого обиделась лиса и выгнала из норы?
Ответы детей. ( выставляем картинку)
Вос-ль: Как вы думаете, за что заслужила лиса, такой конец?
Ответы детей
Вос-ль: Конечно, она же обманывала людей, которые ее пожалели, приютили, накормили.
Лиса: «Я больше так не буду ребята, честное слово, я уже исправилась и стала доброй, веселой и честной. Предлагаю вам со мной поиграть в игру.»
Игра «Мы по кругу идем»
Вос-ль: Играла, лисонька, ты честно, теперь мы убедились, что ты исправилась.
- За это, ребята, тебе еще раз расскажут сказку, чтобы уже точно скалка твоя вернулась.
- Расскажите дети?
Вос-ль: Ой смотрите, пока мы играли, наши картинки в таблицу превратились. Будет детям подсказка, смотрите на таблицу и вспоминайте, что за чем было. Ты лисонька садись и внимательно слушай.
Дети рассказывают сказку по мнемотаблице.
Вос-ль: Ребята, да вот же и скалочка вернулась.
Лиса: «Спасибо вам, детки, с вами было очень интересно и весело. И за это я вам скалочку подарю, чтобы вы с ней играли и меня добрым словом вспоминали. А себе я еще одну найду. До свидания, дети!
Вос-ль благодарит детей за помощь лисе. На этом занятие заканчивается.