Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и ИКТ
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и ИКТ
Цель.
Развитие речи детей через использование метода мнемотехники и ИТК.
Образовательные задачи.
- Расширять представления детей о насекомых (муравьях, пауках, пчелах, божья коровка).
- Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.
- На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение насекомых.
- Совершенствовать навыки сравнения предметов по длине, пользуясь приемом приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, большой – маленький.- Закреплять название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник;
- Совершенствовать навыки манипулирования с геометрическими фигурами, составляя из них картинки, опираясь на образец;
- Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
- Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
- Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
- Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время просмотра презентаций.
- Способствовать развитию речи детей при заучивании стихотворений с использованием мнемотехники и ИКТ.
- Совершенствовать умение правильно держать кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Добиваться свободного движения руки кистью во время рисования. Совершенствовать умение набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Закреплять умение осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
- Продолжать формировать умение раскрашивать объемные гипсовые фигурки краской.
- Закреплять умение использовать в работе с красками прием «Тычка».
- Совершенствовать умения выполнять ритмические движения в соответствии с текстом песни.
- Совершенствовать навыки работы с компьютеризированными мнемотаблицами и воспроизводить их.
- Продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности;
- Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
Развивающие задачи.
- Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
- Развивать мелкомоторные навыки, усидчивость, внимание.
- Развивать умение доводить начатое дело до конца.
- Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, прыгают лягушки, идет хитрая лиса, и др).
- Развивать координацию движений.
- Развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные задачи.
- Воспитывать любовь к поэзии;
- Прививать интерес к рисованию;
- Поощрять стремление детей решать познавательные задачи и делать простейшие выводы.
- Побуждать детей оказывать друг другу посильную помощь.
Содержание занятия
Звучит музыка из мультфильма «Лунтик», появляется Лунтик.
Воспитатель (В). Ой, ребята, кто это?
Дети (Д). Это Лунтик.
В. Здравствуй, Лунтик. Почему ты такой грустный, что случилось?
Лунтик (Л). Я потерял своего друг, божью коровку Милу. Вы ее не видели, ребята?
Д. Нет, не видали.
Л. Что же делать. Сегодня ночью, была сильная гроза, я боюсь, что с ней что-то случилось.
В. Ребята, а давайте поможем Лунтику найти его друга.
Д. Хорошо, конечно поможем.
В. Только где же мы ее будем искать?
Л. Как где, в нашем волшебном лесу.
В. А как туда попасть?
Л. Да очень просто, вот по этой волшебной лесной дорожке.
Выполняется гимнастика «Волшебный лес». (Гимнастика выполняется в соответствии с текстом)
Мы идем в волшебный лес,
Там полно сейчас чудес.
Поднимаем выше ножки
И шагаем по дорожке.
А теперь мы превратимся
В легкие пушинки.
На носочках побежим
Как будто балеринки.
Что такое, посмотрите,
Впереди лягушки,
На двух ножках друг за дружкой
Скачут попрыгушки.
Медвежата вот идут
За лесной малиной,
Ведь медведи тоже любят
Очень витамины.
А лисички посмотрите
Хвостиком виляют,
Физкультуру любят звери,
Мышцы укрепляют.
Вот пришли мы на полянку
Что же здесь мы видим?
Кочка-дом и кто же в нем
Там живет смотрите!
В. И кто же в этом домике живет?
Д. Муравьи.
Л. Интересно, как их домик называется?
Д. Муравейник.
Л. Здравствуй, муравьишка? Ты не видал моего друга Милу?
Муравьишка (М). К сожалению, нет не видел.
В. Ой, а что же здесь такое случилось?
М. Сегодня ночью была сильная гроза, и ветер все травинки, которые мы припасли для работы, разбросал.
В. Ребята, давайте поможем муравьям собрать травинки.
Л. Ой, а травинки то разные, одна длинная, а другая короткая.
М. Длинные травинки нужно собрать в большое ведерко, а короткие в маленькое.Л. А как мы узнаем, какая длинная, а какая короткая травинка?
М. А вы прикладывайте травинки к ведерку. Если травинка, одинаковая по длине с ведерком, то она подходит для него, а если нет, то ее нужно положить в другое ведерко
Проводится Д\и «Собери травинки».
В. Давайте проверим, все ли травинки попали в нужное ведерко?
М. Спасибо вам, ребята, за помощь.
Л. Ну, что же, нам пора идти дальше искать Милу.
В. 1, 2, 3, 4, 5
По лесу мы идем опять.
Поднимайте выше ножки
И шагайте по дорожке.
Л. Вот, мой друг, паук дядя Шнюк. Здравствуйте!
Паук (П). Здравствуй, Лунтик, здравствуйте, ребята.
Л. Что здесь произошло, дядя Шнюк?
П. Сегодняшний дождь порвал мне всю паутину. Что мне делать даже не знаю.
Л. Не переживай, дядя Шнюк, мы тебе поможем с ребятами. Только ты нам помоги сплести ниточку, а остальное дело за нами. Давайте, ребята посмотрим какой была раньше паутина, и как можно ее починить.
Просмотр презентации про паутину 2-3 слайда.
В. Ребята, как вы думаете, из каких элементов состоит паутина?
Д. Из кругов разных по величине и отдельных ниточек.
В. Какой по величине круг находиться в центре?, следующий, и последний?
Давайте попробуем выложить такую же паутину, как показано на экране.
Чем между собой скрепляются круги? …. Скрепим круги ниточками. Самостоятельная деятельность детей. Анализ детских работ от имени паука.
П. Большое спасибо вам, ребята за вашу помощь.
Л. Дядя Шнюк, ты не видел божью коровку милу, мы ее с ребятами разыскиваем?
П. К сожалению нет не видел. Может пчелы вам помогут, ступайте к ним вот по этой дорожке.
В. Ребята, давайте поблагодарим за помощь, дядю Шнюка. Всего доброго, до свидания.
1, 2, 3, 4, 5
Милу мы идем искать.
Если вдруг придет беда
Вам поможем мы всегда!
Л. Здравствуйте милые пчелки баба Капа и дедушка Шершуля.
Пчела. Здравствуйте, ребята, здравствуй Лунтик.
В. Почему вы такие грустные, что у вас случилось?
Пчела. Да сегодняшняя гроза и сильным ветер нам все домики сломал.
Л. Не переживайте, милые пчелки, мы вам с ребятами обязательно поможем их устроить.
В. Давайте, ребята, посмотрим, как ульи можно привести в порядок.
Просмотр презентации про ульи 2-3 слайда.
Из каких частей состоит улей? Какой формы крыша, сам улей, отверстие в улье? Определить последовательность работы. Самостоятельная деятельность детей. Анализ проделанной работы от имени пчел.
П.Большое спасибо, вам ребята за помощь.
Л. Милые пчелки, а что вы делаете целыми днями, наверное, только мед кушаете?
Пчела. Что ты Лунтик, у нас много работы.
В. Ты посиди, отдохни, а ребята тебе не только расскажут, но и споют и покажут.
Выполняется Логоритмика «Пчелки» под музыку Ивана Купала «Пчелки 2»
Ой, вы пчелы мои,
Пчелы ярые мои,
Что вы тихо сидите, Дети тихо сидят в ульях.
На полет не летите.
Пчелка трудится весь день Обвести в воздухе круг 2 руками.
И работать ей не лень. Покачивание указательным пальцем в знак отрицания.
От цветка летит к цветку Ритмичные взмахивания руками.
Клеит на брюшко пыльцу. Круговые движения ладонью по животу.
Хоботком нектар сосет. Вытянуть руку вперед, затем наклониться вниз.
За день много наберет Развести руки в стороны.
Унесет нектар в свой улей Изобразить полет.
И назад вернется пулей. Резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперед.
В сотах утрамбует мед Топанье ногами.
Скоро ведь зима придет. Поеживание.
Будет пчелкам чем питаться Имитация движения ложкой.
Надо летом им стараться. Развести руки в стороны ладонями вверх.
Пчела. Спасибо, вам ребята, за помощь.
Л. Скажите, пожалуйста, не видали ли вы мою подружку, божью коровку Милу.
Пчела. Нет, к сожалению не видали. Но мы знаем волшебные слова. Если вы их дружно произнесете, то их Мила обязательно услышит и появится здесь.
В. Вы поможете их нам выучить?
Пчела. Конечно, а чтобы вам было интересней, в этом непростом деле нам помогут яркие веселые картинки.
Заучивание стихотворения «Божья коровка» с помощью ИКТ
Индивидуальное прослушивание чтение стихотворения инициативных детей. В заключение прослушивается чтение стихотворения всеми детьми.
Появляется божья коровка Мила.
Л. Здравствуй, Мила. Я так волновался, ты куда улетала?
Божья Коровка (Б.К). Да у моих подружек беда. Сильным ночным дождем, смыло крапинки с крылышек. И они теперь белые, не красивые.
Л. Не переживай Мила, ребята им помогут.
Рисование крапинок (методом «Тычка») у гипсовых божьих коровок.
В. Вот какие красивые получились крылышки у твоих подружек. Ребята, а давайте пока у них крылышки сохнут, мы прочитаем божьим коровкам стихотворение про них, которое мы только что выучили, пусть послушают и порадуются.
Повторное совместное чтение стихотворения «Божья коровка».
Л. Спасибо вам ребята за помощь, вы настоящие друзья. А нам всем пора возвращаться к себе домой, до новых встреч.
Д. До свидания!!!