Педагогическая гостиная Детские капризы и как с ними бороться
АНОО «Ломоносовская школа – Зеленый мыс»
(дошкольное отделение)
План-конспект заседания семейного клуба «Радуга улыбок»
Тема: «Детские капризы и как с ними бороться».
Подготовила и провела:
воспитатель Теплякова Олеся Николаевна.
2015 г.
Цель: познакомить родителей с возможными причинами детских капризов и способами их преодоления.
Форма проведения заседания: педагогическая гостиная
План заседания:
Вступительное слово руководителя клуба
Причины детских капризов (обсуждение вопроса с аудиторией родителей)
Способы преодоления детских капризов (рекомендации для родителей).
Решение педагогических ситуаций
Совместный тренинг для детей и родителей (проводит психолог)
Подведение итогов заседания.
Предварительная работа:
1. Консультация с психологом.
2. Подготовка раздаточного материала (памяток для родителей).
3. Оформление музыкального зала в форме гостиной.
4. Подбор музыкального сопровождения.
Оборудование: музыкальный центр, канцелярские принадлежности, раздаточные материалы.
Ход заседания
Вступительное слово.
Все дети время от времени не слушаются своих родителей и даже, бывает, оказывают им серьезное сопротивление. В таких случаях некоторые мамы и папы выходят из себя, реагируют на неприятную ситуацию криком, угрозами, другие стараются не реагировать на вспышки детского упрямства. И все безрезультатно. В мире взрослых на детей часто навешиваются ярлыки: этот - капризуля, тот - хулиган и драчун, эта - плакса. Но ведь дети такими не рождаются: их поведение, которое так действует взрослым на нервы, - это сигнал, призыв к взрослым. Ребенок хочет, чтобы его слышали, видели, понимали, принимали во внимание и уважали. Как распознавать эти сигналы и правильно реагировать на них, как наказать за проступок, чтобы ребенок понял свою ошибку, как утешить малыша и при этом не избаловать, - об этом и многом другом мы поговорим сегодня.
2. Причины детских капризов
Что же такое капризы ребёнка? Почему дети бывают упрямыми? Как надо бороться с тем и другим?
Капризы маленького ребёнка могут вызываться многими обстоятельствами.
1) Склонность к капризам может быть связана с возрастными и психофизическими особенностями детей.
Речь идет о так называемых кризисах возрастного развития. Кризисы развития - это относительно короткие(от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течении которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают в возрасте 1 года, 3 лет, 7лет, 13 лет, так как личность человека развивается непрерывно. В период кризиса происходит важный для ребенка психический процесс яркого выражения своего "Я", это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удалить психологическую "пуповину", научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку будет сложно найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения.
В настоящий момент, в среде начитанных родителей, наиболее распространенной является точка зрения, что капризы и истерики - это закономерный этап в развитии детей младшего дошкольного возраста, что таким образом они познают мир человеческих взаимоотношений, определяют границы дозволенного и недозволенного, и, в конце концов, "само пройдет". На самом деле происходит смешение различных понятий: с одной стороны, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, являющиеся выражением закономерностей детского развития, а с другой - капризы и истерики, являющиеся отражением неправильной стратегии поведения родителей
Основная задача родителей, действуя грамотно смягчить проявления кризиса, помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов - не допустить закрепления их крайних проявлений.
2) Причиной детских капризов может стать принятый в семье стиль воспитания.
Гипоопека – стиль семейного воспитания, при котором родители слишком много позволяют ребенку. Следовательно, количество запретов и требований к ребенку минимально. Поэтому ребенок, чувствуя вседозволенность, может использовать капризы и упрямство как способ добиться желаемого.
Гиперопека – стиль семейного воспитания, при котором ребенок постоянно находится под усиленным контролем и вниманием взрослого.
Уровень самостоятельности ребенка крайне низок. Поэтому такое поведение - это способ ребенка самореализоваться, получить «порцию» самостоятельности.
словами, причина кроется с одной стороны, в излишней избалованности, в потакании ребёнку, а с другой стороны – в излишней строгости.
Если родители таких детей припомнят, как складывалось самое раннее детство их детей, то они увидят многие свои родительские слабости, вспомнят, как не раз они уступали требованиям ребёнка, выражаемым криком.
Вот как образно сказал об этом французский мыслитель Жан-Жак Руссо: «Первые слёзы детей – их просьбы, если не сберечься, вскоре станут приказаньями, позже требования будут расти вместе с ростом ребёнка, и родители, не замечая этого, буду сдавать перед ребёнком одну позицию за другой»
Совершенно недопустимо строить так воспитание, чтобы оно (теперь уже наоборот) состояло из одних запретов. Поставьте себя на место ребёнка – живого, пытливого и очень подвижного, которому хочется подвигаться, порезвиться, многое узнать, а он только и слышит одни запреты. А тут ещё и разногласия в воспитании между всеми членами семьи, и взрослые зачастую пытаются разрешить их в присутствии ребёнка. Ребёнку ведь чрезвычайно важно, чтобы к нему в семье был единый воспитательный подход со стороны всех членов семьи. Обычно, если в семье возникают разногласия любого рода, то их надо разрешать в отсутствие ребёнка.
3) Неадекватная оценка возможностей ребенка со стороны родителей (считают его маленьким и несамостоятельным). Таким образом ребенок пытается доказать свою состоятельность. Постоянное подчёркивание родителями недостатков ребёнка вызывает у него озлобление, сопротивление, что нередко также выражается в капризах и упрямстве.
4) Причиной капризов может служить болезненное состояние ребёнка. В такой ситуации необходимо вовремя и правильно диагностировать состояние ребенка, чтобы не навредить ему воспитательными воздействиями.
5) Следующая причина капризов заключается в неправильной организации взрослыми режима дня ребёнка. Так, дети часто капризничают, когда их не вовремя кормят, поздно укладывают спать, а также после посещения магазинов, кинотеатров, когда они перевозбуждаются и переутомляются или когда у них нет интересного дела и им просто скучно.
3. Способы преодоления детских капризов.
Рекомендации родителям
Как только ребенок начинает капризничать, оставайтесь рядом дайте ему понять,
что вы его понимаете. Откройте ему свои объятия, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь его от каприза, который так взбудоражил его. Однако не вознаграждайте малыша ничем.
Если вам не удалось сделать это, оставьте ребенка в покое, не обращайте на него внимания. Дайте отвести душу, но не принимайте в этом участия.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще больше его взбудоражат. Не сдавайтесь даже если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
Оставайтесь спокойными и равнодушными к его поведению, чтобы он не делал. Главное - это как можно меньше вмешиваться и торопить ребенка.
Когда буря утихнет, поговорите с ребенком ласково. Расскажите ему, как вас огорчило, что он бушевал из-за сущего пустяка. Выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше. Уверьте ребенка, что вы все равно его любите и убеждены: он никогда больше не будет вести себя плохо, даже если что-то будет не так, как ему хочется. Подобный разговор с малышом необходим. Чтобы у него не возникло чувство вины, как это не редко случается после бурных всплесков гнева. В воспитании важна постепенность. Первоначально требований, которые вы будете предъявлять ребёнку, должно быть очень немного: надо запрещать только то, что является абсолютно недопустимым и если запрещать что-то, то уже быть до конца последовательным.
Если ребёнок капризничает и хнычет целыми днями, то причину этого нужно искать чаще всего в том, что не удовлетворены его подлинные интересы, у ребёнка нет интересного дела или ярких впечатлений. Нет товарищей по игре и ему скучно.
Попробуйте не обращаться с ребёнком, как с малышом, а в любой период его жизни подчёркивать, как он вырос. Каким стал большим и умелым, по сравнению с тем, каким он был.
Чрезвычайно важно, чтобы самостоятельность и инициатива ребёнка не получали выхода в упрямстве, а нашли применение и развитие в более полезной деятельности: учите ребёнка не только самостоятельно одеваться и раздеваться, кушать, но и привлекайте его к домашним делам. И как бы иной раз плохо не удавалось ему его первое трудовое поручение, будьте терпеливы и ободрите его при малейшей удаче.
К упрямому ребёнку надо подходить с особенной осторожностью.
Постарайтесь показать ребёнку нелепость его поведения и осторожно направляйте детскую волю на полезные дела, и тогда из упрямства вашего ребёнка могут сформироваться такие ценные черты характера как настойчивость, упорство и сила воли.
(Используйте отвлекающие маневры. К примеру, ваш малыш не хочет, есть, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте на стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает весь обед.
54730653810
В ситуации, когда родитель готов предоставить ребенку выбор, когда решение действительно зависит от ребенка, капризам тоже нет места. “Куда пойдем гулять: на площадку или на бульвар?”, – спрашивает мама. Выбор за малышом. Ему нет необходимости кричать или плакать – достаточно просто сказать о своем желании.
В три года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь "взрослые подарки типа шариковой ручки. Для нормального развития малыша желательно во время кризиса, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.)
4. Решение педагогических ситуаций
Каждому родителю предлагается кратко описать на листе бумаги ситуацию проявления детских капризов. Например: « Мама и ребенок гуляют на детской площадке уже около 1,5 часов. Время идти домой. Ребенок начинает капризничать и уговаривать маму еще погулять. Как поступит мама?»
После чего, родители делятся на две группы, поочередно вытягивают карточки с ситуациями, коллективно обсуждают ситуацию, предлагают пути решения проблемы.
5. Совместный тренинг для детей и родителей (проводит психолог)
Цель: установление позитивного контакта между родителями и детьми, укрепление доверия, совершенствование коммуникативных способностей.
Упражнения: «Путники», «Зеркало», «Театр»
Игра - это единственная деятельность, с помощью которой сначала взрослый "войдет" в мир ребенка, а потом оттуда "поведет" его в свой взрослый мир. Качественное отличие этой точки зрения от общепринятых в социальной психологии состоит в том, что детство - это не просто подготовка к будущей взрослой жизни. Детство обладает собственной уникальной ценностью. И только те родители, которые поверив в существование особого, отдельного мира ребенка, захотят заглянуть туда, осторожно ступая по его тропкам, смогут поговорить с ребенком на его языке - языке игры, только такие родители выпустят во взрослую жизнь зрелую личность.
6. Подведение итогов заседания (обмен впечатлениями).