Педагогическая гостиная Педагог — профессия творческая


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
«Педагог –
профессия творческая»
Подготовил и провел:
старший воспитатель
МБДОУ «Тополек» г. Фокино
А.С. Сафронова
Сентябрь 2013 г.
Цель: повышать престиж воспитателя
Задачи:
расширять диапазон профессионального общения;
формировать чувство собственного достоинства, гордости за профессию;
воспитывать интерес к педагогическому поиску
Подготовка:
1. Вопросы:
- Воспитатель детского сада – это талант или набор навыков и умений?
- Что дает вам общение с детьми?
- Насколько важен дошкольный возраст для становления личности ребенка?
- С какими радостями и трудностями вы сталкиваетесь на работе?
- Что бы вы пожелали своим коллегам – педагогам?
2. Тест «Какой я воспитатель?»
3. Домашнее задание: высказать мнение по цитатам.
- Старший воспитатель А.С. Сафронова:
Воспитатель – центральная фигура в детском саду. Он на виду у всех – детей, родителей. Его работа – одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребенка, чем он живет, что его радует, как относятся к нему сверстники. Он должен уметь красиво и правильно говорить, быть интересным, внимательным собеседником. Имея достаточно широкий кругозор, ориентируясь в детской субкультуре, разделяя взгляды ребенка, его интересы, легко быть авторитетом в его глазах. Когда найден ключик к сердцу ребенка, воспитатель становится ему другом.
Педагогическая разминка
- Воспитатель детского сада – это талант или набор навыков и умений?
Личность воспитателя детского сада включает в себя те качества, которыми должен обладать педагог. Воспитатель обязательно должен быть близким человеком: как мать, сестра, друг. Быть воспитателем – это талант и высокий профессионализм.
- Что дает вам общение с детьми?
Общение с детьми – это каждый день новое чудо, новые поиски неизведанного и удивительные открытия как для них, так и для меня.
- Насколько важен дошкольный возраст для становления личности ребенка?
Всеми признано, что дошкольное детство самобытно и самоценно. Я полностью с эти согласна! Это период, когда закладывается фундамент личности, его каркас. От того, насколько прочным он будет, зависит появление, становление и развитие многих личностных качеств человека.
- С какими радостями и трудностями вы сталкиваетесь на работе?
Радость – это общение с детьми, их доверчивые, пытливые, веселые и иногда грустные глаза.
Радость – это видеть удачу своего труда в своих воспитанниках. В них мы вкладываем не только свое педагогическое мастерство, но и часть души.
Радость – это когда твой труд ценится коллегами, родителями, обществом.
А трудности есть в любой профессии.
Для меня наибольшей сложностью является «бумажная» действительность. Приходится много писать, заполнять различные документы. Хотелось бы как-то оптимизировать этот процесс, чтобы воспитатель действительно был с детьми, а не при бумагах.
Игра «Хорошо или плохо быть воспитателем»
Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в подтверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.
- Предлагаю по очереди высказаться о своей работе, приводя доводы о ее значимости (положительная оценка) и профессиональных трудностях (отрицательная оценка).
Воспитателем быть хорошо – это интересная, динамичная работа.
Воспитателем быть плохо – работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу.
Воспитателем быть хорошо – работа благодарная, это счастье – видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания.
Воспитателем быть плохо – все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится постоянно писать планы.
(вариант игры: один и тот же воспитатель формулирует и положительное, и отрицательное высказывания по схеме: хорошо, что…, но плохо, что…)
- Какие профессиональные качества и черты характера воспитателей Вы считаете определяющими для работы с детьми?
Важно быть внимательным и чутким к каждому, приободрить, приласкать, создать такую обстановку, чтобы дети чувствовали себя как дома.
Дети – есть дети. Они могут иногда, и покапризничать и пошалить. Поэтому терпение, выдержка и самообладание, умение с юмором оценить и прокомментировать ситуацию – необходимые качества воспитателя.
- Что бы вы пожелали своим коллегам – педагогам?
Я хочу пожелать вам земного счастья! Желаю вам профессионального полета, ежедневного удовлетворения от работы с детьми! А также хочется пожелать терпения, мудрости и, конечно, достойной заработной платы.
- Какими бы Вы хотели видеть своих воспитанников в будущем?
- Воспитатель – не только профессия. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке.
Это отдельная, специальная профессия – быть соратником, напарником ребенка в его удивительном путешествии по широким просторам детства.
- Я предлагаю вам поразмышлять о своей профессии, ее особенностях.
Задание 1
Вам будут предложены высказывания известных людей, педагогов, психологов. Ваша задача – обсудить их в своей группе и высказать мнение по данной цитате. На обсуждение 5 мин.
Высказывания известных людей, педагогов, психологов
«Педагог – не единственный воспитатель ребенка в обществе, поэтому следует помнить о многофакторности влияния на личность воспитанника. Здесь мы видим «соавторство» педагога, семьи и общества в воспитании детей».
«…И сам педагог должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества…».
В.А. Сухомлинский
«…Мы должны стараться относиться к ребенку и вообще к человеку исходя из его природы, его внутренних законов, должны развивать его, воспитывать и образовывать в единении с жизнью и природой…».
Ф. Фребель«Педагог воздействует на ребенка таким образом, чтобы деятельность исходила от самого ребенка… Он не отнимает у ребенка его собственных заслуг…».
М. Монтесори«Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механичности…»
А. Дистервег«Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще…отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых…».
К.Д. Ушинский
«Дорожить миром детства – значит оберегать его от рассудочности, равнодушия, а мы иногда оберегаем детей от другого: от вздохов сочувствия, от малейшего душевного волнения».
А. Барто- Многие известные, знаменитые и успешные люди стали такими благодаря своей первой ступеньке в жизни, с которой предстал перед ними огромный, интересный и удивительный мир. И в этом им помогали, прежде всего, люди, которые были рядом с ними в самом начале их жизненного пути, в том числе и педагоги дошкольного образования.
(слайд-шоу)
С помощью своих воспитателей дети познают окружающий мир, учатся любить, дружить, творить…
Есть люди, даром творчества полны,
И этот дар, с любовью отдавая,
Горят, как маленькие яркие костры,
Своим теплом детей всех согревая!
А.П. Чехов сказал: «Воспитатель должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в свое дело».
Артистизм воспитателя – это, прежде всего, состояние души. Воспитатель никогда не отделен от собственного детства. Он сознательно должен возвращаться туда, где сам был таким же, как и его малыши-воспитанники. Именно так он может поставить себя на их место.
Вы стараетесь найти подход к каждому ребенку, установить темный контакт с их родителями, пообщаться с коллегами. В течение дня вы как артисты исполняете множество ролей.
Попробуем в этом разобраться.
Задание 2
Нужно подобрать 10 ролей-функций, характеризующих деятельность воспитателя. Подбирать только существительные.
(все по очереди называют роль, которую принимает на себя воспитатель, и объясняют свой выбор; прозвучавшие роли-функции фиксируются на общем листе)
- Думаю, что составленный нами набор социальных ролей, исполняемых педагогами детского сада (артист, лидер, рассказчик, организатор, исследователь и т.д.), можно продолжить.
Каждая такая роль – набор взаимоотношений и ценностей, которые несет воспитатель.
Взрослый в системе дошкольного воспитания (воспитатель) является для ребенка образцом для подражания. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость) воспитатель оказывает педагогическое воздействие не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами. Значимость педагога во всех сферах жизни и деятельности детей в детском саду усиливает внимание ребенка к его личности.
Уважающий себя воспитатель стремится быть компетентным в глазах детей и их родителей, быть интересным для них. Он всегда внимательно выслушивает детские вопросы, а потом ищет в книгах ответы на них, увлеченно осваивает вместе с детьми новые оригинальные способы художественной деятельности, экспериментирует, проектирует, конструирует, моделирует и т.п.
Воспитатель детского сада – это человек, воплощающий собой мир взрослых.
Тест «Какой я воспитатель?»
(обработка ответов)
Задание 3
- Предлагаю вам собрать «ромашку». На каждом лепестке написано начало фразы, ваша задача ее продолжить, высказав свое мнение.
Продолжите фразу:
В профессии воспитателя мне нравится…
Хороший воспитатель, профессионал – это…
В работе мне лучше всего удается…
В профессии воспитателя мне не нравится…
Работая с детьми дошкольного возраста, я не могу…
Педагогический коллектив моего детского сада…
Работая в детском саду …
Мои воспитанники…
Самое сложное в моей работе…