Педагогическая гостиная Призвание — педагог
Психолого-педагогическая гостиная « Призвание – педагог»
Цели тренинга:
Знакомство с собой и своими личностными особенностями – ресурсами обучения и воспитания.
Осмысление своих личных интересов, ценностей.
Нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в работе с детьми.
С тем, что никакие новаторские технологии не заменят живого слова педагога, что именно личность педагога – главный инструмент обучения и воспитания, согласятся все. Чтобы личность педагога стала «инструментом» профессиональной деятельности, необходимо осмыслить свой личностный ресурс и научиться его применять на практике. Этому посвящен наш рефлексивный тренинг, состоящий из нескольких этапов.
I этап – « Знакомство»
Задачи данного этапа – настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности участников.
Упражнение «Я учусь у тебя»
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: « Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личностное качество человека). Задача принявшего мяч - подтвердить высказанную мысль. Затем он бросает мяч другому.
II этап – « Моя личность – профессиональный инструмент»
Задача этапа – осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения. Изучение своей личности, стремление к ее самосовершенствованию - мощный ресурс профессионального развития, реальная помощь в общении с детьми, использования личных достоинств, нивелирования недостатков.
Упражнение « Сиамские близнецы»
Пары участников принимают вид « сиамских близнецов», когда два человека берут друг друга под руку (сцепляются одной рукой так, чтобы вторая была свободной). Им необходимо: зашнуровать ботинок, завязать бант, вырезать круг из бумаги, вдеть нитку в иголку.
Вопросы:
Что вы сейчас чувствуете?
Какой вывод можно сделать из этого?
Вывод: чтобы что-то сделать, нужно действовать слаженно, на основе чувствования друг друга.
Профессия педагога требует большой эмоциональной отдачи. Эмоциональные педагоги обладают большим преимуществом, потому что только им подвластно зажигать детские сердца и вести за собой учеников, они популярны и любимы. Но, к сожалению, существует и обратная сторона медали: часто наши эмоции дают о себе знать в самый неподходящий момент, когда необходимы хладнокровие и сдержанность. Исследования показали, что эмоциональные состояния педагогов и учащихся связаны функционально. Многие педагоги отмечают, что после пережитого эмоционального напряжения их самочувствие ухудшается, снижается работоспособность, что ведет в свою очередь к синдрому « эмоционального выгорания». Проблему решает эмоциональный интеллект педагога. Задача не только в том, чтобы выслушать и понять детей, создать позитивный фон урока, но и в том, чтобы получить удовлетворение от собственной компетентности, личностного и профессионального роста.
Исследования установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.
Если раньше термин «управление собой» считался синонимом самоконтроля и подавления своих эмоций, сейчас – это умение человека выбрать среди широкого спектра эмоций ту единственную, которая позволяет ему эффективно работать и взаимодействовать с людьми.
Упражнение « Экспресс-опрос»:
Извиняетесь ли вы, когда допускаете ошибку?
Улыбаетесь ли во время занятий?
Кричите ли вы для восстановления тишины?
Хвалите ли вы сотрудничество, заботу или только хорошую учебу?
Наклеиваете ли на учеников ярлыки «хороший» или «плохой»?
Боитесь ли вы беспорядка или шума даже тогда, когда причиной этому стала усиленная работа?
Есть ли среди ваших учеников «трудные»?
Какого педагога любят дети?
Кто такой воспитатель?
Что он делает на работе?
Ваши занятия – рай или ад для детей?
Какой вы воспитатель?
Если бы родителем был я, то …
Когда меня вызывает директор, я …
Чтобы на работе не уставать, мне надо …
Если дети не захотят идти на мои занятия, то я …
Я мечтаю, чтобы в нашей школе было …
III этап – «Здоровье педагога - образовательная ценность»
Как показывают исследования психологов, большинство педагогов – эмоционально неустойчивые люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, с повышенным чувством «тревожности». Причины дискомфорта и состояния стресса: физическая и психологическая напряженность труда, публичность, постоянное оценивание со стороны различных людей; высокий уровень ответственности; тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся; низкая оценка обществом учительского труда; возраст и стаж. Урок сам по себе является фактором стресса, так как заставляет педагога выполнить за 45 минут все намеченное, одновременно решать несколько нелегких задач: одновременно следить за каждым учеником, удерживать дисциплину, доступным языком объяснить тему, проверить задание, поставить объективные оценки. Кроме того, современному педагогу необходимо успевать вести проектную и исследовательскую деятельность, работать над самообразованием.
Стресс на рабочем месте – несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями – являются ключевыми компонентами СЭВ (синдрома эмоционального выгорания).
Напрашивается вывод о том, что самосовершенствование педагога является важной составляющей его психического здоровья. На занятиях нужно использовать методы психологической разгрузки: физкультминутки, тренинговые упражнения и игры, элементы смехотерапии (веселые истории, анекдот), музыкотерапию, элементы точечного массажа.
Упражнения для снятия общей усталости:
«Потягушки» - заложить руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
«Усталые ручки» - поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперед и назад.
Точечный массаж головы и шеи.
Гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко: круг, жмурки, квадрат, рисование носом.
Дыхательная гимнастика.
«Чудо-нос» (сделать вдох и задержать дыхание)
«33 Егорки» (глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, нужно запомнить, сколько Егорок было названо: На пригорке, возле горки
Жили тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка …
Упражнения на релаксацию, расслабление.
«Голова». Станьте прямо, расправив плечи и слегка откинув голову назад. Постарайтесь понять, в какой части головы ощущаете тяжесть. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором ощущаете тяжесть. Мысленно снимите этот головной убор рукой, выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, поправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руку вниз, как бы избавляясь от головной боли.
«Разрядка от гнева и агрессии». Сильно сжимаем руки в кулаки, чтобы пальцы впились в ладони, а затем разжимаем пальцы, расслабляем их. Делаем столько раз, пока не почувствуем, что напряжение уходит.
IV этап – «Призвание – педагог»
В условиях интеллектуальной конкуренции непрерывное самосовершенствование, педагогический поиск и творчество являются, по сути дела, одними из обязательных требований к современному учителю.
Специалисты в области карьеры считают, что каждый человек в своей жизни может пройти пять ступеней развития:
Ученик – тот человек, который независимо от возраста и социального статуса сохранил способность развиваться;
Подмастерье – включение в трудовую деятельность и выяснение соотношения выбранной профессии и личностных ценностей человека;
Мастер – это тот, кто взял ответственность за результаты осмысленного профессионального труда;
Уникальный мастер – тот, кто создал процесс порождения «вещей» (товаров, услуг, идей и т.д.), которые никто до него не делал.
Учитель – это человек, который прошел все предыдущие ступеньки, сохранил в себе способность в любое мгновенье «спускаться» на любую из этих ступенек, но к тому же имеет своих учеников. Он сохранил способность к духовному росту и достиг уровня осознанной сверхкомпетентности.
Наша личность ярче всего проявляется в деятельности. Если задуманное дело насыщено ценностями и смыслом, если в нем мы можем реализовать самые сильные и любимые стороны своей натуры, - значит, нам удалось совместить профессию и собственную личность.
Креативная деятельность «Герб профессии»
Материалы: листы ватмана, ножницы, клей, цветная бумага, карандаши, краски, набор картинок, газет, журналов.Участникам предлагается изготовить герб, отражающий как можно полнее свойства профессии педагога. После выполнения задания проводится обсуждение. Участники представляют свой герб (по подгруппам)
Рефлексия
Участники становятся в круг. В середине круга зажигается свеча. Проведем ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю силу, активизируем ресурсы, укрепим здоровье. Смотря на свечу, мысленно делая пожелания миру, присутствующим, себе.