Конспект урока на тему Атмосферное давление.Ветер 
Тема:  Атмосферное давление.  Ветер.
    Цели урока:  Познакомить с понятием «атмосферное давление»; научить определять давление и причины его изменения. Познакомить с понятием «ветер»; сформировать понятия «бриз», «муссон»; выявить причины образования ветров; сформировать умение построения «розы ветров».
    Оборудование: барометр-анероид, карта полушарий, таблица «Постоянные ветры», схема «Образование бриза».
    Тип урока:  комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент.  Проверка готовности к уроку. Приветствие.
2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного.
    Устный опрос по вопросам.
1) Как происходит нагревание воздуха в тропосфере?
2) Как зависит температура воздуха от высоты?
3) Как изменяется температура воздуха в течение суток? От чего это зависит?
4) Что называют суточной амплитудой температуры воздуха?
5) Как высчитываются средние температуры за сутки, месяц, год?
6) Как изменяется температура воздуха в течение года?
7) Какая температура за бортом самолета, если он летит на высоте 8000 м? На земле в это время температура воздуха равна 15є С. (температура равна - 33є С)
3. Изучение нового материала.
    Рассказ учителя.
    Всякое вещество можно взвесить. У поверхности земли на уровне моря 1 м3 воздуха весит 1кг 300 г. Если воздух имеет вес, то он давит на все, что находится на земле, и это давление не маленькое: на каждый см2 – 1 кг 300 г. Человек не замечает давления воздуха потому, что внешнее давление уравновешивается давлением, существующим внутри человеческого организма.
    Запись в тетрадь: Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы.
    Атмосферное давление измеряют с помощью барометров. Имеются два вида барометров – ртутный и анероид. (Рассказ об устройстве ртутного барометра и показ барометра-анероида).
    Установлено, что на уровне моряна параллели 45є при температуре воздуха 0єС, ртуть в трубке поднимается на 760 мм. Давление при таких условиях называется нормальным атмосферным давлением. 
    При подъеме на большую высоту плотность воздуха становится ниже, следовательно и весить воздух будет меньше, а значит и атмосферное давление тоже будет понижаться.
    Запись в тетрадь. При подъеме на 10,5 м атмосферное давление понижается на 1 мм ртутного столба.
·
    Атмосферное давление изменяется не только с высотой, давление зависит и от температуры воздуха. Воздух при нагревании расширяется. Теплый воздух легче холодного, поэтому 1 м3 теплого воздуха на одной и той же высоте весит меньше, чем 1 м3  холодного. Значит давление теплого воздуха на земную поверхность меньше, чем холодного.
   - Воздушная оболочка Земли, особенно ее нижняя часть, очень редко бывает спокойной. Воздушные массы вечные странники. Они находятся в постоянном движении, перемещаясь из одной области земного шара в другую.
    Ветер – это перемещение воздуха над земной поверхностью в горизонтальном направлении.
- А почему дует ветер?
    Поверхность Земли нагревается неравномерно, это является причиной разности давления воздуха, а перемещение воздуха с области пониженного давления в область повышенного и является главной причиной возникновения ветров.
    - Анализ рисунка 73 на стр. 116.  Как дует дневной бриз? По каким приметам это видно?
    - А ночью ветер дует наоборот. Кто сможет объяснить образование ночного бриза?
    - Чем больше разница в атмосферном давлении между сушей и морем, тем быстрее перемещается воздух, тем сильнее ветер.
    - Муссоны – это ветры, схожие с бризами, но дующие на побережьях океанов и меняющие свое направление два раза в год.
    Значение ветра. 
- перенос влаги на материки;
- способствует образованию морских течений;
- источник энергии: мельницы, двигатели, парусники;
- одна из причин бедствий – ветер.
    Определение направления и силы ветра.
- Название ветра происходит от названия стороны горизонта, откуда он дует. С учетом многих местных признаков разработана 12-бальная шкала, которая позволяет определить скорость ветра в метрах в секунду или его силу в баллах.
- О преобладающем направлении ветра можно узнать из графика называемого розой ветров. (Анализ рисунка 75 на стр. 118)
4. Закрепление материала.
    Построение розы ветров.
В течение месяца дул ветер:  северный – 8 дней;  южный – 5 дней;  юго-западный – 3 дня; северо-восточный – 1 день; северо-западный – 9 дней; юго-восточный – 1 день; западный – 3 дня.
Домашнее задание: § 37, 38. Выполнить задания № 1 на стр.115, № 4 на стр. 120.
15