Открытый урок на тему :Решение текстовых задач 5класс
Тема: Решение текстовых задач с помощью умножения и деления.
Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. Урок № 1
«Математика 5» Н.Я.Виленкин ; В.И.Жохов ; А.С.Чесноков ; С.И.Шварцбурд и др.
Цель урока:
-Продолжить работу над формированием умения выделять ключевые ( важные) слова из математического текста , решением задач арифметическим способом. Развитие мышления
Задачи:
- Создать условия для формирования умения ставить цели учебной деятельности, стремления добиваться их;
-.Помочь обучающимся сформировать представление о работе с задачей.
Планируемые результаты:
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах; формировать умение работать в парах;
Предметные: развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); совершенствовать навык выполнения действия умножения и деления, учить рациональным приемам вычислений.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы учащихся: в парах, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, историко-математический материал, раздаточный материал для работы в парах.
Структура и ход урока
Технологическая карта урока
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Орг. момент. Самоопределение к учебной деятельности
2 минуты
Создать благоприятный
психологический
настрой на работу
Приветствие, мобилизация внимания детей.
- Как справились с домашним заданием? В чем были затруднения?
Самоконтроль, запишите баллы в оценочные листы.
Критерии оценивания:
5 правильных ответов – оценка «5»
4 правильных ответа – оценка «4»
3 правильных ответа – оценка «3»
2 правильных ответа – оценка «2»
Включаются в деловой
ритм урока ,самопроверка.
Работают с оценочным листом.
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные:
планирование учебного процесса с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний
(устная работа)
2 минуты
Актуализация опорных знаний и способов деятельности
1. Организует устную работу
отвечают с места
Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения
Личностные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.
3 Этап постановки темы урока и учебной цели
5 минут
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока
В тетрадях запишите число ,классная работа.(вкл. Проектор)
- Сейчас я прочитаю отрывок из литературного произведения. Несколько слов об авторе.(слайд)
Ребята, кто читал этот рассказ? Почему же Федя не решил задачу? Потому что сложная? Почему же?
- Николай Николаевич Носов «Федина задача».
«На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причем, из шести килограммов зерна вышло 5 килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»
- О чем идет речь в этом отрывке?
-Не решая задачу, определите какие арифметические действия вы бы стали применять? Какие слова подсказали это?
Кто хочет её решить – дерзайте, текст в конце урока можно взять.
- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?
- Итак, открываем тетради, записываем число и тему нашего урока «Решение текстовых задач с помощью умножения и деления».
Цели урока:
Выделить главные этапы(условия)для успешного решения задачи.
- Текстовые задачи очень важны для нас, так как с помощью них мы учимся рассуждать, анализировать ,познаём окружающий мир.
Формулируют тему и цель урока.
- о задаче!
- Умножение и деление
-по 80 кг в каждом, по 3 тонны муки
Решать текстовые задачи с помощью умножения и деления
Регулятивные: целеполагание
Коммукативные: постановка вопросов
Личностные : самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
4 . Этап открытия новых знаний.
5 минут
10 мин
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы.
- С помощью умножения и деления решаются задачи, в которых требуется найти число, большее или меньшее данного в несколько раз, ответить на вопрос «во сколько раз больше» или «во сколько раз меньше»
- К выбору умножения и деления для решения задачи надо подходить очень внимательно, так как, например, слова «в 2 раза больше» не всегда требуют умножения. Поэтому в решении задачи необходимо рассуждение, показывающее, какое действие надо применить
Прочитайте внимательно задачу №1.
У Сергея 12 конфет, что в 2 раза больше, чем у Кати.
Сколько конфет у Кати?
Назовите условие и вопрос.
Какое действие здесь нужно применить, чтобы ответить на вопрос? Какие слова -помощники указывают на это действие? Сравним с другой задачей, у них много общего. У Сергея 12 конфет, а у Кати в 2 раза больше.
Сколько конфет у Кати ?
Заметим ,что по условию 1 – й задачи известная величина больше, чем неизвестная, значит ,что можно сказать про неизвестную величину? А во второй задаче ?
Краткая запись:
Сергей -12 кон.
·
Катя - ? <
·
Переформулируйте задачу так, чтобы она решалась с помощью умножения и ещё сложения. Решаем в тетрадях.
Сергей -12 кон.
·}?
Катя - ? <
·
А теперь немного передохнем! Физкультминутка.
Продолжаем работу.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Следующую задачу я предлагаю составить по краткой записи, можете обсуждать в паре, только тихо, чтобы не мешать остальным.
Какие величины здесь имеем? Тогда к какому виду задач она относится?
Сколько направлений движения?
Кто может двигаться с такой скоростью и на такие расстояния ?А теперь прочтём текст этой задачи.
Протяженность России с севера на юг превышает 4000 км, а с запада на восток приближается к 10000 км. Автомобилист путешествует с севера на юг и проезжает 400 км за каждый день. Сколько километров ему надо проезжать в один день, чтобы пересечь Россию с запада на восток за столько же дней? Возможно ли это?
В тетрадях записываете решение и ответ.
(на обратной стороне доски решение)
1)4000 : 400 =10(дн) – проезжает за день с С - Ю
2)10000 : 10 = 1000( км) – надо проезжать за день , двигаясь с З - В
Ответ: 1000 км.
Деление.
В 2 раза больше.
– меньше, следовательно - надо делить.
У Сергея 12 конфет, а
у Кати в 2 раза больше.(или «что в 2 раза меньше»)
Сколько конфет у Сергея и Кати вместе?
Записывают решение.
Схемой. Таблицей.
На доске записывают краткую запись.
Скорость ,время, расстояние.
Задачам на движение.
Два: С-Ю и З – В
Поезд ,автомобиль и т.д.
Взаимопроверка.
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество
Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания
Физкультминутка
1,5 минуты.
5. Первичное закрепление (работа в парах)
5 минут
5 минут
Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
Перед вами лежат листы с задачей..Нужно записать краткую запись и решить задачу.
1 вариант
Саше 12 лет, его сестре Ире 3 года, а их папе 36 лет. Во сколько раз Ира моложе папы и во сколько раз папа старше Саши?
Решение:
1) 36 : 3 = 12;
2) 36 : 12 = 3;
Ответ: Ира моложе папы в 12 раз, папа старше Саши в 3 раза.
2 вариант
Мотоциклист от пункта A до пункта B проехал 148 км. Для того чтобы добраться из пункта B в пункт C он должен преодолеть расстояние, которое в 4 раза меньше, чем он уже проехал. Сколько всего должен проехать мотоциклист?
3 вариант
Ученик прочел 81 страницу, ему осталось прочесть в 3 раза меньше, чем он уже прочел. Сколько всего страниц должен прочесть ученик?
Решение:
1) 81 : 3 = 27 (страниц) осталось прочесть ученику;
2) 81 + 27 = 108 (страниц).
Ответ: всего ученик должен прочесть 108 страниц.
4 вариант.
Автомобиль каждый день преодолевал 77 км. На весь путь ему понадобилось 8 дней. Сколько км в день должен проезжать автомобиль, чтобы преодолеть тот же путь за 7 дней?
1) 77 * 8 = 616 (км) всего преодолел автомобиль;
2) 616 : 7 = 88 (км).
Ответ: автомобиль должен каждый день проезжать 88 км.
5 вариант.
В 14 ящиках 168 кг помидоров. Сколько килограммов помидоров в 18 таких ящиках?
1) 168 : 14 = 12 (кг) помидоров в каждом ящике;
2) 12 * 18 = 216 (кг).
Ответ: в 18 ящиках 216 кг помидоров.
6 вариант.
Со склада было отправлено 8 грузовиков, в каждом из которых было по 3 тонны груза. Каждая тонна груза состояла из 42 ящиков. Сколько всего ящиков было отправлено со склада?
1) 42 * 3 = 126 (ящиков) было в каждом грузовике;
2) 126 * 8 = 1008 (ящиков).
Ответ: всего со склада было отправлено 1008 ящиков.
Какие слова – подсказки вам помогли определится с выбором действия?
1. Записывают краткое условие и решение в тетрадях
Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению
Коммукативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности и согласоввывание общего решения
6. Рефлексия
Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков
Подведем итог нашей работы
Чему вы сегодня учились?
Скажите , что необходимо делать ,чтобы решить задачу?
Решать текстовые задачи с помощью умножения и деления
Внимательно прочитать.
Выделить условие и вопрос
Отыскать слова – помощники,
ключевые ,важные
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму
7.Информация о домашнем задании
Подведение итогов урока
3 минуты
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
.
Д/р №516;524 (а,б,в)
-
- какое задание было интересным?
- мы выполнили цели урока?
- по желанию можно взять текст задачи и решить
.
Отвечают на вопросы.
Регулятивные:
оценка, осознание уровня и качества усвоения,
8.Рефлексия.
2 минуты
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми
Перед тем как вы уйдете, я вас попрошу прикрепить магнитики.
.
Прикрепляют магнитики на доску
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация
Рисунок 4Root Entry