Авторская работа на тему: Проблемы патриотического и нравственного воспитания школьников на фоне лжи и правды о Великой Отечественной войне в процессе изучения школьного курса истории и обществознания.
Проблемы патриотического и нравственного воспитания школьников на фоне лжи и правды о Великой Отечественной войне в процессе изучения школьного курса истории и обществознания
Уважаемые коллеги,
Как молодой специалист – практик (стаж моей преподавательской деятельности исчисляется всего четырьмя годами), хотелось бы мне поделиться с вами теми проблемами, с которыми сталкиваюсь в процессе преподавания истории России, в частности, истории периода Великой Отечественной войны и периода так называемых «лихих» 90 – х.
С 90 - х годов ХХ века и до сих пор в нашей стране существуют серьезные проблемы с фальсификацией истории, особенно истории ХХ века. Всех специалистов, среди которых множество дилетантов, настроенных против России, волнует советская система, во главе которой стоял Сталин и руководил самой блистательной Победой в войне против немецко – фашистских захватчиков и их многочисленных сателлитов из европейских стран, которые сейчас нам объявили в угоду Вашингтону санкции. Всех «ревизоров» роли Сталина, истории нашей страны ХХ века просто мучает образ этого государственного деятеля, который остается противоречивой личностью, с ошибками, заблуждениями. Но при этом – выдающимся государственным стратегом.
Когда мне мои ученики задают вопрос: так кто же он – Сталин: чудовищный злодей или великий государственный стратег? Я предваряю свой ответ словами М. Лютера: «Как нет рыбы без костей, так нет и человека без недостатков». А руководитель государствам – тоже человек, а следовательно, тоже не лишен недостатков, неких человеческих пороков и откровенных заблуждений и ошибок, просчетов в процессе управления государством. И ни один государственный лидер этого не лишен! (правда, кто- то в меньшей мере, а кто – то в большей). В том числе и Сталин. К сожалению, в нашей стране уже десятки лет (с хх партсъезда) пытаются его потопить. А он почему – то не тонет. Накал всевозможных разоблачений сталинизма, эпохи социалистического прорыва СССР не утихает до сих пор. Для абсолютного большинства своих современников (а это – дедушки и прадедушки наших учеников) он – выдающийся государственный деятель, а еще для очень и очень многих соотечественников – злодей, узурпатор. Поэтому наша задача, т. е. учителей истории, быть предельно объективными при освещении тем, связанных с периодом сталинизма. Да, я объясняю своим ученикам, что были массовые репрессии, но было и создание индустриальной базы страны, без которой победа в ВОВ была бы невозможной. Я говорю: да, был культ личности, но был и прорыв в космос; был создан ядерный щит страны, который надежно защищал и защищает от всевозможной агрессии потенциального противника. Т. е., стараюсь не рисовать все исключительно черными, или же только белыми красками.
Под предлогом «нового мышления», «переосмысления истории», «дополнения новыми историческими фактами истории войны» и т. д., псевдо историки, фальсификаторы всех мастей как западных стран, так и многие либералы Российской Федерации, усиленно стараются принизить роль не только Сталина и наших прославленных полководцев в победе над врагом, но существенно принизить значение крупнейших побед сражений на советско – германском фронте – Московской, Сталинградской, Курской битв, Берлинской военной операции и т. д. Я же на своих уроках, ссылаясь на публикации официальных СМИ и военно – публицистическую литературу, довожу до сведения своих обучающихся, что вышеперечисленные операции изучают в качестве основных курсов в различных военных учебных заведениях Западной Европы и США.
Смею предположить, что самым убедительным аргументом в пользу нынешних властей Кремля могла бы быть честная позиция, аргументированность наших руководителей в вопросах истории, в том числе и истории ВОВ, и роли Сталина в Победе над германским фашизмом.
И в этом плане нас, историков, не может не радовать тот факт, что Президент страны Путин В. В. дал указание в кратчайшие сроки создать для школ единообразный учебник по курсу новейшей истории. То есть, чтобы преподавали историю страны не так, как кому хочется, а только на основании исторических документов и фактов. Решение, на мой взгляд, правильное, хотя и несколько запоздалое.
Пока же, с целью патриотического воспитания моих учеников, воспитания у них любви к Отечеству – России даю им для размышления информацию, основанную на исторических фактах и документально подтвержденную.
К примеру, сообщаю им исторический факт о том, что существуют подсчеты, согласно которым за пятьсот лет своей истории Россия около четырехсот лет провела в войнах. Другими словами, Россия почти четыре года из пяти лет воевала. Обращаю внимание и на то, что во многих этих войнах Россия одерживала победу, благодаря исключительному патриотизму и любви к Родине. Победа доставалась благодаря мужеству и героизму, любви наших соотечественников к своей земле, к вере своей, то есть патриотизму, который был свойственен нашим защитникам. Говорю, что так было в войнах с Османской империей, наполеоновской Францией, кайзеровской Германией.
На этих примерах, по моему убеждению, и следует воспитывать патриотов современной России.
Изучая историю ВОВ, привожу своим обучающимся слова выдающегося советского писателя, лауреата Нобелевской премии М. А. Шолохова, прекрасно знавшего и советскую систему, и военное время, так как был активным его участником, и западный образ жизни: «Никогда никакая армия в мире, кроме родной Красной Армии не одерживала побед более блистательных, ни одна армия, кроме нашей армии – победительницы, не вставала перед изумленным взором человечества в таком сиянии славы, могущества и величия Пройдут века, но человечество навсегда будет хранить благодарную память о героической Красной Армии».
Затем задаю вопрос учащимся: есть ли что – то в этой цитате такое, с чем бы мы сегодня не согласились? И иногда получаю ответ:
«Единственное, с чем можно не согласиться из цитаты талантливого писателя, это то, что «человечество навсегда будет хранить благодарную память о Красной Армии», т. к. даже те страны, которые были освобождены доблестной Красной Армией от немецко – фашистского ига, и те спустя 70 лет после великой Победы пытаются исказить историю самой великой и страшной войны, ее последствия, итоги, планы воюющих сторон и т. д. И наша задача, преподавателей гуманитарных учебных дисциплин, доводить до сознания наших воспитанников исключительно правдивую информацию о роли нашей страны, ее доблестной армии в освобождении человечества от порабощения фашизмом. Сегодня мы становимся свидетелями того, как у нашей страны всевозможные «воры», становящиеся в позу ревизоров Великой Отечественной войны, в целом Второй мировой войны, со всех сторон пытаются украсть нашу победу 1945 г. Кроме того, всевозможные ревизионисты и фальсификаторы войны намеренно возвышают роль наших союзников, которые под различными предлогами долго не открывали второго фронта, возлагая надежду лишь на Красную Армию, которая мужественно сражалась с фашистской Германией. Многие молодые люди в США и других западных государствах даже не предполагают, что США вступили в войну только тогда, когда стало понятно, что Красная Армия одерживает победу над немецко – фашистскими захватчиками. Поэтому на протяжении всего времени изучения истории ВОВ, на всех уроках по данной теме, не устаю повторять своим обучающимся следующие факты: к 1944 году, т. е. к моменту, когда был открыт второй фронт, Красная Армия, неся большие потери, испытывая неимоверные трудности, одержала блистательные победы под Москвой в декабре 1941 г., под Сталинградом в 1942 г., на Курской дуге в 1943 г. и в других кровопролитных сражениях.
Подытоживая, говорю ребятам: всё это произошло до вступления США и Великобритании в войну против Гитлера. В то же время говорю, что необходимо признать и факт того, что США и Великобритания оказали большую помощь СССР в достижении победы над немецко – фашистскими захватчиками и их союзниками. Но в итоге подвожу их к выводу о том, что главную тяжесть в войне вынесли их деды и прадеды, что главная роль в победе над врагом принадлежит нашей стране. В качестве доказательства привожу им опять – такие исторические факты. К примеру, такой: Премьер – министр Великобритании У. Черчилль, давая оценку Великой Отечественной войне, писал: «Мы все здесь очень рады тому, что русские армии оказывают такое сильное, смелое и мужественное сопротивление безжалостному вторжению нацистов» Или Черчилль в письме Сталину: «Я не могу передать вам, насколько мы все восхищены доблестной оборонительной борьбой Советской армии». Такие же оценки Красной Армии, в целом Советскому Союзу давали и президенты США. В качестве примера привожу ученикам слова президента США Ф. Рузвельта из послания 23 февраля 1943 года И. В, Сталину: «Выражаю глубокое восхищение её (Красной Армии) великолепными, непревзойденными в истории победами Красная Армия, русский народ наверняка заставили вооруженные силы Гитлера идти по пути к окончательному поражению и завоевали на долгие времена восхищение народа Соединенных Штатов» И подобных оценок было много. Но это было во время Великой Отечественной войны. В те суровые годы руководители США и Великобритании признавали наши блестящие победы, героизм и мужество советских солдат, великий дух патриотизма наших соотечественников, которые в конечном итоге принесли победу в 1945 г.
И далее говорю своим ученикам, что, к большому сожалению, в последние годы не только США и Великобритания, но и почти все европейские страны, объединенные в Европейский Союз, объявили нашей стране санкции. Пытаюсь раскрыть им их причины. Им не нравится геополитика современного Кремля, лично В. В. Путин, который, как они уверяют, «ведет себя агрессивно». Им не нравится, что Российская Федерация спустя 60 лет восстановила историческую справедливость, воссоединив Крым со своей исторической Родиной. Руководителей западных держав во главе с США раздражает все, что делается для укрепления Российской Федерации. Ядерное оружие, экономический рост, геополитические интересы, которые смело защищает Москва, военно – стратегические позиции нашей страны, укрепляющиеся из года в год, стабильная внутренняя политика и многое другое наводит ужас на наших геополитических соперников, начиная от США и заканчивая бывшими советскими республиками, только недавно ставшими независимыми, суверенными государствами. Отсюда и массированные попытки фальсификации истории Великой Отечественной войны, в целом итогов Второй мировой войны.
Максимально доступно стараюсь на своих уроках разъяснить детям истинные причины геополитического противостояния между США и РФ. Объясняю им, что проблема противостояния между Москвой и Вашингтоном вовсе не в том, что мы добились в 2014 г. воссоединения РФ и Крыма. Что, если бы даже не произошло воссоединения Крыма с Россией, всё равно бы в Вашингтоне, Лондоне и других местах нашлись «специалисты по России», которые бы придумали подходящий предлог для иных санкций.
Резюмируя всё вышеизложенное, скажу: прежде всего мы должны воспитывать и формировать у подрастающего поколения чувство патриотизма, уважения и гордости за свое Отечество.
15