Конспект урока по истории в 8 классе по теме «Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя»


Тема: Крымская война 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя.
Цели и задачи урока: определить причины войны; выделить её основные этапы; показать, что отсталость крепостнической России явилась причиной поражения царской России в войне; показать необходимость реформирования всех сторон российской жизни.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданием, контурная карта, карта «Крымская война 1853 – 1856 гг.»
План урока.
Повторение пройденного материала.
Задание: сгруппируйте положения, относящиеся только к западникам, славянофилам и общие.
1. У России свой путь исторического развития, поэтому она избежит революционных потрясений, характерных для Западной Европы.
2. У России и Зап. Европы сходный характер исторического развития.
3. Идеал государственного устройства – сословная монархия.
4. Идеал государственного устройства – конституционная монархия.
5. Россия может избежать революции посредством правительственных реформ.
6. Критика николаевского режима.
7. Отстаивание свободы совести, слова, печати.
8. Особенности России – существование крестьянской общины и православной веры.
9. А.С.Хомяков, братья Аксаковы, Ю.Ф.Самарин и др.
10. И.С.Тургенев, К.Д.Кавелин, Т.Н.Грановский.
11. Призывали изучать и сохранять памятники отечественной культуры.
12. Отмена крепостного права.
Изучение новой темы.
1.Самостоятельна работа с текстом учебника с. 84 – 85. Выясняем, что понимается под выражением « восточный вопрос»?
Беседа:
- Что вы понимаете под выражением «восточный вопрос»? (Стремление к ослаблению Османской империи, чтобы оказать влияние на судьбу её провинций.)
- Какие цели в Восточном вопросе преследовала Россия?
( 1. Ведущее влияние на черноморских проливах.
2. Расширение торговли на Черном море.
3. Поддержка народов Балканского полуострова в национально – освободительном движении.)- Что явилось поводом к началу войны?
( Конфликт на религиозной почве между католиками и православными по поводу святынь христианства.)
- Какие государства готовы встать в оппозицию, против России с начала вступления её в войну с Турцией.
(Австрия, Пруссия, Англия, Франция, Турция.)
2. а) Рассказ учителя о начале войны. Синопское сражение. (Иллюстрация с.86.)
Во время Синопского сражения Нахимов применил особую тактику: неожиданно войдя в бухту Синопскую, приблизившись бортами к турецкой эскадре, в упор расстреляли её.
б) Презентация о П.С.Нахимове (ученица).
в) Работа с контурной картой.
( Отметьте г.Синоп, путь движения русской эскадры под командованием адмирала П.С.Нахимова и разгром турецкого флота в Синопском сражении.)
3. Самостоятельная работа учащихся с. 86 – 87.
Беседа:
- Назовите места безуспешного нападения англо – французских кораблей?
(Одесса, Аландские острова, Кольский залив, Соловецкие острова, Архангельск, Петропавловск – Камчатский.)
- Около какого города в Крыму произошла высадка англо – французского десанта в 1854 году?
( Около Евпатории.)
- С какой целью произошла эта высадка?
( Начало наступления на Севастополь).
Контурная карта: отмечаем г. Евпатория и г. Севастополь, стрелочками покажите осаду союзными войсками Севастополя и его героическую оборону русскими войсками.
- Что представляла собой армия России по сравнению с армиями противника?
( Устаревшие оружие, флот, отсутствие современной техники. Мужество и самопожертвование русских солдат и матросов, мастерство командиров – вот основное богатство русской армии.)4.Оборона Севастополя – презентация ученика.
Герои: Петр Кошка – презентация ученика
Дарья Севастопольская – презентация ученика

5. Борьба на Кавказе (учитель).

6. Итоги Крымской войны.
- Как вы думаете, сколько этапов можно выделить в этой войне?
I этап – октябрь 1853 – апрель 1854гг. – противник Турция.
II этап – апрель 1854 – февраль 1856 гг. – противник Турция, Франция. Англия, Сардинское королевство.
Итоги войны: читаем с. 89.
- Когда подписан мир?
(Парижский мирный договор 18 марта 1856г.)
- Каковы условия Парижского мирного договора?
( Россия отдает Турции г.Карс в обмен на Крым и Севастополь.
Черное море объявляется нейтральным, т.е. открытым для торговых судов всех стран. Россия и Турция не могут иметь военного флота и укреплений на Черном море.
Россия теряет права защитницы балканских народов.)- Каковы причины поражения России в Крымской войне?
( Отставание от противника в экономическом и военном отношении.)
7. Задание на дом: параграф 14, ознакомиться с документами.
Подготовить сообщения о В.А.Корнилове, Э.И.Тотлебене, Н.Н. Муравьеве, Н.И. Пирогов.