Урок «Крымская война 1853-1856 г.г.»


Открытый урок по истории России
в 8 Б классе
тема урока:
Крымская война
(1853 -1856 гг.)Учитель:
Кравец Людмила Борисовна
Тема урока: Крымская война (1853-1856 гг.)
Тип урока:урок сообщения новых знаний
Цели урока:
изучить причины, ход и последствия Крымской войны;
показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации;
воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков в труднейших условиях осаждённого Севастополя;
развивать навыки работы с документами, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
План урока:Организационный момент
Изучение новой темы:
Причины войны
Силы сторон
Ход военных действий
Парижский конгресс
Закрепление
Итоги урока
Новые термины и даты:Крымская война (1853-1856 гг.)
18 ноября 1853 г. - Синопское сражение
Сентябрь 1854 г. - август 1855 г. - оборона Севастополя
Оборудование: карта «Крымская война 1853-1856 гг.»; портреты П.С. Нахимова, Н.И. Пирогова, фотография памятника затопленным кораблям, схемы «Синопское сражение», «Оборона Севастополя».
ТСО: фрагмент из к/ф «Оборона Севастополя»
Предварительная подготовка: сообщения учащихся «Синопская победа Российского флота», «Героическая оборона Севастополя», «Подвиг врачей в Крымскую войну».
Ход урокаII. Изучение новой темыМотивация: JI.H. Толстой - участник обороны Севастополя - писал в письме 20 ноября 1854 г.: «Корнилов, объезжая войска, вместо «Здорово, ребята» говорил: «Нужно умирать, ребята, умрём?». «Умрём, Ваше превосходительство. Ура!» И это был не эффект, а на лицах каждого было видно, что не шутят, а взаправду».
Вопросы:
Что вы услышали в приветствии адмирала?
А в ответе войск?
Почему такой настрой был у адмирала Корнилова? Это мы должны понять на уроке.
1. Причины войныВопросы: - Вспомните, что такое «Восточный вопрос?»
- Какие события внешней политики России связаны с его разрешением?
Николай I говорил, что «Турция - это больной человек и его наследство можно и нужно делить».
На что рассчитывал Николай I?
Исполнятся ли расчёты Николая I?
Рассмотрим цели стран - участниц войны.
Страны - участницы войны Цели стран-участниц войны
Российская империя Пересмотр режима черноморский проливов; Усиление влияния на Балканском полуострове
Османская империя Подавление национально-освободительного движения на Балканах;
Возвращение Крыма и Черноморского побережья Кавказа
Англия
Франция Подорвать международный авторитет России, ослабить её позиции на Ближнем Востоке, отторгнуть от неё территории Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии;
Укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, используя его как рынок сбыта; Луи Бонапарт, император Франции, мечтал об укреплении своей власти через победоносную войну
Вопрос: Итак, какие отношения сложились между державами?
В такой обстановке достаточно было малейшего повода для начала войны и он вскоре представился.
Работа с учебником: Прочитайте в учебнике и назовите событие, ставшее поводом к началу войны (с. 85, 1 абзац).
Вывод: Спор из-за палестинских святынь сыграл роль детонатора в давно назревавшем европейском конфликте.
2. Силы сторонРассмотрим схему «Участники войны».
Османская империя
Российская империя Англия
Франция
Австрия, Пруссия - враждебный нейтралитет по отношению к России
Вывод: У России в Крымской войне не было союзников. При этом по южным и западным границам страна была окружена либо непосредственными противниками, либо странами, готовыми в любой момент вступить в войну против России. Поэтому шансов выиграть войну у России не было.
Игра в пазлы: «Состояние российской армии накануне Крымской войны».
Задача для учащихся: расположить карточки на лист бумаги, исходя из наличия причинно-следственной связи между написанными на карточках утверждениями.
Работа в парах
Заслушать ответы учащихся
Вопрос: Была ли готова российская армия к войне с таким соперником?
3. Ход военных действий Запись на доске и в тетради: Этапы войны.
20 октября 1853 года - Николай I подписал манифест о начале войны с Турцией.
Первый этап войны (ноябрь 1853 г. - апрель 1854 г.) - русско-турецкие военные действия
Второй этап войны (апрель 1854 г. - февраль 1856 г.) - англо-французская интервенция в Крым, появление кораблей западных держав на Балтийском и Белом морях и на Камчатке.
а)Сообщение учащегося «Синопская победа российского флота»
б)Работа по схеме «Синопский бой»
в)Просмотр к/ф «Оборона Севастополя»
г)работа с документами (учебник, с. 90 (1,2,3), вопрос 1с: 91)
д)Работа со схемой «Оборона Севастополя»
е)Сообщение учащегося «Подвиг врачей в Крымскую войну»
ж)Борьба на Кавказском фронте, Балтийском, Белом морях и на Камчатке
5. Парижский конгрессЗапись на доске и в тетради: После внезапной смерти в феврале 1855 г.
Николая I и падения е августе 1855 г.
Севастополя Россия согласилась на участие в
мирной конференции.
февраль-март 1856 г. - Парижский конгресс
Работа с учебником: с. 89. 3-й абзац снизу
Вопросы к учащимся:Прочитайте о решениях Парижского конгресса. Назовите условия Парижского мирного трактата.
Дайте определение термину «нейтрализация Чёрного моря»
Работа с документом:
Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития».
Вопрос к учащимся: Как вы понимаете эту фразу?
(Речь идёт о техническом превосходстве флота и армии Англии и Франции над российскими. Об этом сказано и в учебнике: паровой двигатель и броня кораблей, нарезные орудия, и стрелковое оружие, снабжение армии, не подверженное воровству интендантов, тактическая выучка войск. Всё это вместе взятое оказалось сильнее самоотверженности и храбрости российских солдат и офицеров.
Вопрос: Вспомните строки из письма JI.H. Толстого. Теперь вам понятно настроение адмирала Корнилова в начале осады Севастополя? Что показала война?
Вывод: Война показала необходимость немедленного и решительного реформирования всех сторон жизни российского общества.
III. ЗакреплениеВыполнение тестовых заданий по вариантам.
IV. Итог урокаа)Выставление оценок
б)Домашнее задание: § 14, вопросы 3, 4, 6, 7, к § 14. Повторить понятия к § 9-10 ( учебник «Новая история XIX в.»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тестовые задания для закрепления по теме урока
I в
1 Блокирование Кронштадта и Свеаборга, бомбардировка Соловецкого монастыря, попытка высадки под Петропавлавском-Камчатским.
а)русско-турецкой 1828-1929;
б)крымской 1853-1856;
в)русско-иранской 1826-1828;
г)кавказской 1617-1864.
Поводом к давно назревавшему европейскому конфликту, вылившемуся в Крымскую войну, стал (и):
а)вопрос о черноморских проливах;
б) конфликт между православным и католическим духовенством в Палестине;
в)конфликты на Балканском полуострове;
г)религиозные гонения на христиан в Турции.
Командование обороной Севастополя на себя взял (и):
а)В. А. Корнилов;
б)П. С. Нахимов;
в)В. И. Истомин;
г)все указанные.
По Парижскому мирному договору, подписанному в марте 1856 года, Россия потеряла:
а)остров в дельте Дуная;
б)часть Южной Бесарабии;
в)весь Крым;
г)право держать военный флот и укрепления на Чёрном море.
II в
Назовите проливы, контроль над которыми для России был важен.
а)Дарданеллы;
б)Босфор;
в)Каттегат;
г)Скагеррак.
Какие государства воевали против России в Крымской войне?
а)Турция;
б)Англия;
в)Австрия;
г)Франция;
д)Пруссия;
е)США.
Крымская война показала...
а)бездарность русского офицерства;
б)силу турецкого оружия;
в)необходимость радикальных перемен во всех сферах русской жизни;
г)необходимость усиления в первую очередь Балтийского флота.
Синопский бой вошел в историю как...
а)первое крупное сражение эпохи парового флота;
б)последнее крупное сражение эпохи парусного флота;
в)единственное сражение между паровымфлотом Турции и парусными кораблями России;
г)первое сражение, в котором российское
командование оказалось от тактики линейного боя.
Игра в пазлы
«Состояние российской армии накануне Крымской войны»
Рекрутская система формирования армии > Содержание армии численностью более 1 млн. чел > Отсутствие дееспособного генштаба. В.А.Долгоруков:«Единственной мыслью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел, не рас страивать его дурными вестями, не перечить царю» > Войска рассредоточены по всей территории страны > Отсутствие разветвлённой системы железных дорог > В армии процветает показная строевая выучка,
проведение парадов > Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью > Плохое техническое оснащение армии (ружья, поражавшие цель до 100 - 150м.; нарезные ружья, поражавшие цель до 800м. - 1880 единиц на 42 тыс. солдат; > Из 21 военного корабля черноморской эскадры- 7 паровые, остальные - парусные)> 1 Амуниция солдат мало приспособлена к ведению боя 5 Низкая маневренность войск
2 Много времени на переброску войск к театру военных действий 6 Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у противника боле совершенных, дальнобойных орудий3 Плохая подготовка сухопутных войск к ведению боевых действий4 Большие расходы государства на содержание армии7 Ошибки в разработке стратегических планов ведения войны