Комбинированный урок на тему «Общественные движения при Николае I». 8 класс
Комбинированный урок
на тему
«Общественные движения при Николае I».
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся со взглядами консерваторов и оппозиционным общественным мнением николаевской эпохи.
Развивающие: развивать умения учащихся делать сравнительный анализ, решать проблемы, делать выводы.
Воспитательные: воспитание личностной патриотической позиции по отношению к событиям прошлого.
Оборудование: мультимедийная доска, портреты, кроссворд.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие
Учитель отмечает отсутствующих
-Здравствуйте ребята. У нас сегодня с вами открытый урок.
-Давайте поприветствуем наших гостей.
-Присаживаемся.
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
-На партах вы увидите кроссворды. Тема кроссворда «Внешняя политика Николая 1». Разгадав кроссворд, вы увидите зашифрованное слово.
Приступаем к заданию. (3минуты)
-Теперь давайте проверим, что у вас получилось
(опрашиваю по одному слову по 2 ученика на слово).
Посмотрите на экран: на слайде вы увидите, какое зашифрованное слово у вас получилось.
- НИКОЛАЙ-
- Правильно, мы еще раз вспомнили, что изучаем эпоху правления Николая I.
Изучение новой темы.
Сообщение темы урока.
-Сегодня мы с вами поговорим о том, какие главные вопросы ставило перед собой Российское общество 2-й четверти XIX века.
- О том, как предлагали решить эти вопросы общественные деятели. И почему в это время возникли 3 направления русской общественной мысли.
Тема нашего урока «Общественные движения при Николае I».
На экране вы можете увидеть план нашего сегодняшнего урока.
План.
1. Особенности общественного движения 30 – 50-х гг.
2. Консервативное движение.
3. Либеральное движение.
4. Революционное движение.
Объяснение нового материала
В 3050-х гг. XIX в. Россия переживала период великого исторического поворота от уходящего аграрного общества к обществу индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Каждый понимал его по-своему. Общественное движение в те годы имело несколько характерных особенностей:
оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов; произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством; впервые консервативное направление получило собственную идеологию; оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли; участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.
Главными вопросами общественной мысли России второй четверти XIX века были: «Каково настоящее и будущее России?», «По какому пути в своем развитии должна идти Россия?»
От того, как предлагали решить эти вопросы возникли три направления в русской общественной мысли.
-Консервативное
-Либеральное
Западники
Словянофилы
-Революционное
А вот подробнее об идеях этих общественных направлений, мы с вами узнаем, самостоятельно поработав с учебником на странице 87-89.
На своих партах слева вы видите лист с таблицей, которую нужно заполнить. Работа осуществляется в парах. Время выполнения задания 10-13 минут.
Ребята заканчиваем выполнять работу. Ставим точку. И начинаем проверять.
Ребята зачитываю по колонкам, что у них получилось.
Готовая таблица на мультимедийной доске
Итак, мы с вами узнали о новых общественных движениях эпохи Николая первого.
Консервативное движение:
С.С. Уваров, М.П.Погодин - теоретики консервативного движения.
С.С. Уваров – «Теория официальной народности» - официальная идеология государства в 30-80-е годы XIX века.
(портреты на доске).
Содержание:
Православие – традиционная ориентация на благо справедливого общества
Самодержавие – единство царя и народа
Народность – единство народа вокруг царя.
Либеральное течение:
Разделялось на западников и словянофилов.
Западники:
Т.Н. Грановский, М.С.Соловьев, К.Д. Кавелин
(портреты на доске)
Россия и Европа развиваются по одному пути.
Необходимо ограничение монархии парламентом, демократический строй – но не революции.
Возвеличивание личности Петра I
Задача России примкнуть к Западу
Славянофилы:
А.С.Хомяков, И.В. Киреевский (портреты на доске)
У России свой самобытный путь развития без капитализма
Община- основа России, где существует равенство => она не даст развиваться классовому неравенству
Негатив к реформам Петра I
Революционное движение:
Основой революционно-демократического движения с в 20-30-е годы XIX века становятся студенческие кружки:
1827 г. – кружок братьев Критских в МГУ
1831 г. в Москве кружок Н. Сунгурова - тайное общество не разгромлено => готово к вооруженному восстанию.
1833г. в Москве кружок Н.В. Станкевича, куда входили К.С.Аксаков, В.Г. Белинский, М.А.Бакунин и др.
1834 г.- кружок А.И.Герцена, Н.П. Огарева
В 40-е гг. в Петербурге возник кружок М.Буташевича-Петрашевского - осуждение крепостного права и самодержавия (первые социалистические идеи). В 1849 г. Участники арестованы и сосланы в ссылку.
1846-1847 – Кирилло-мефодиевское общество (Украина) – основатель Н.И.Костомаров.
Цель: отмена крепостного права и сословных привилегий, создание федерации славянских народов
Действия: реформа и революция
Рефлексия. Итоги урока..
Подводя итоги урока, обращаю ваше внимание, что в России во второй четверти XIX века активизировалось общественное движение. Одной из основных причин этого были неудачные попытки реформ сверху, которые предпринимал Николай I.
У многих общественных деятелей того времени «была одна любовь, но неодинаковая». Все они - патриоты, искренне желающие России и русскому народу стабильности, процветания, свободы.
Что бы проверить ваши знания, выполним следующее задание. Я буду зачитывать высказывания, а вы должны будите определить, к какому направлению общественной мысли оно принадлежит.
1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого
невежества. Потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и,
наконец, крепостничества чтобы совершить движение вперед главное уничтожить в русском раба»
2. «Пошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение.»
3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго
Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь»
4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли»
5. «Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы сделать они сами»
6. «Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его – не останется ничего; из его же развития может развиться целый гражданский мир»
7. «Не без некоторой зависти смотрим на западную Европу. И есть чему позавидовать!»
(Ответ: 1,7 – «западнику»; 2.5 – стороннику «Теории официальной народности»(консерваторы); 3,6 – славянофилу; 4 – стороннику социалистических идей)
Домашнее задание.
Объявление оценок за урок.
Запишем домашнее задание
Домашнее задание: п.13, проанализировать документы после параграфа, дать сравнительную характеристику взглядов сторонников идей западников, славянофилов и теории «официальной народности» (консерваторы).
15