Анализ работы начальной школы за 2014-2015 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
городского округа город Выкса
Нижегородской области
Анализ работы начальной школы
за 2014-2015 учебный год
Подготовила: Ирина Евгеньевна Быкова,
заместитель директора по УВР
2015г.
Цели анализа:
выявить степень реализации поставленных перед коллективом задач;
осуществить рефлексию проблемных моментов в деятельности начальной школы и ее сильных сторон;
построить “зону ближайшего развития” педагогического коллектива.
Предмет анализа: учебная и методическая работа коллектива учителей начальных классов.
Целевая ориентация педагогического коллектива: сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного самообновления – модернизации образования в направлении повышения качества и роста его эффективности.
Предполагаемый результат: повышение эффективности и качества учебно-методической работы.
Методическая тема: «Обеспечение качественного обучения и воспитания младших школьников в свете ФГОС НОО».
Задачи начальной школы:
1. Создавать условия для успешного овладения программным материалом и выполнения Госстандарта обучающимися:
Совершенствовать работу начальной школы по введению ФГОС в образовании.
Продолжить работу, направленную на индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса, активизировав внимание на работе с мотивированными детьми.
Продолжить изучение и внедрение в практику наиболее эффективных здоровьесберегающих образовательных технологий преподавания предметов в начальной школе, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к развитию творческой деятельности учащихся.
Внедрить опыт творчески работающих учителей через мастер-классы, обучающие семинары.
Совершенствовать работу по повышению качества ведения документов педагогами.
2. Развивать творческую деятельность учащихся, как основополагающий фактор развития мыслительных и личностных способностей детей.
В 2014-2015 учебном году в начальной школе на начало года было 367 человек, 14 комплектов классов. Благодаря использованию различных форм организации учебного процесса и педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности детей, в работе с родителями по вопросам обучения и воспитания, на конец года сложилась следующая ситуация:
Количество учащихся на конец учебного года – 365 человек.
Количество классов – 14 классов.
Средняя наполняемость классов - 26 человек.
Переведены в следующий класс 365 обучающихся, из них:
а) на «4» и «5» - 137- 51,1% обучающихся
б) отличники - 37 – 13,8% обучающийся
Оставленных на повторное обучение нет
Деятельность педагогического коллектива,
направленная на повышение качества образования
Цель: обеспечение личностно-ориенированный подхода в обучении, воспитании, развитии школьников.
Задачи:
Обеспечить учителя объективной информацией о степени обученности обучающихся.
Разработать меры для реализации комплексного подхода в развитии познавательных способностей обучающихся.
Организовать контроль над эффективностью образовательного процесса.
Для решения задачи - создание условий для успешного овладения программным материалом и выполнения Госстандарта обучающимися - были созданы следующие условия:
Достаточное кадровое обеспечение
Образовательный процесс в начальной школе осуществляют: 11 учителей начальных классов, 1 педагог-психолог, 1 учитель-логопед, 1 воспитатель ГПД, 6 учителей-предметников.
Среди учителей начальной школы:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
По стажу работы:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Категории учителей:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Обучение и повышение квалификации кадров осуществляется по нескольким направлениям. Систематическое прохождение аттестации, требующее курсовой подготовки (1 раз в три года), работа внутри МО (обмен опытом), самообразование (работа над методической темой), получение первого или второго высшего образования. 91,7% учителей начальных классов прошили обучение по ФГОС второго поколения. Учитель Е.Н. Бушуева прошла подготовку к работе по курсу ОРКСЭ.
Анализируя деятельность педагогов начального звена по использованию информационных компьютерных технологий в образовательном процессе, следует отметить, что все используют данные знания и умения при подготовке документации и в учебном процессе.
Выводы:
в начальной школе имеется сложившийся коллектив опытных педагогов, способных успешно реализовать поставленные задачи;
сохраняются стабильные показатели численности детского населения, что говорит о конкурентоспособности школы.
Разработаны учебные программы, позволяющие обеспечить развитие познавательных процессов и мотивационно-потребностной сферы личности.
Обучение в школе ведется по государственным программам, обеспеченными УМК «Школа России», УМК «Система Занкова» и УМК «Гармония».
УМК «Школа России»
УМК «Система Занкова»
УМК «Гармония»
1б,в
1г
1а
2б,в
2а
2г
3в
3а
3б
4б
4а
4в
В комплекты входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в них бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.
Учебный план и программы по предметам учитывают федеральные требования, передовой педагогический опыт; вариативный компонент плана обоснован, содержит описание воспитательных возможностей учебных занятий; детям предоставлена возможность выбирать занятия по интересам. Учебный план учитывает запросы родителей и ориентирован на развитие у детей коммуникативных, личностных УУД, а также духовно-нравственное воспитание младших школьников и формирование основ безопасного поведения в быту. Вне зависимости от УМК обучающийся имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом.
В параллели 4-х классов введен курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (34 часа по 1 часу в неделю) представленный модулем «Основы православной культуры», который обеспечивает реализацию задач Программы духовно-нравственного воспитания младших школьников и изучение которых создает условия для формирования у детей коммуникативной компетенции, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества, толерантности и гражданской идентичности. Школа обеспечена учебно-методическими комплектами в соответствии с выбором родителей.
Вывод: учебный план создавал возможность реализовывать повышенное качество образования по отдельным образовательным областям и был направлен на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся. Контроль за выполнением как теоретической, так и практической части программы осуществлялся администрацией школы регулярно по окончанию каждой четверти и учебного года. Отставаний и невыполнения учебных программ не выявлено.
Составной частью учебно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность, которая исходя из условий, имеющихся МБОУ СОШ №6 г. Выкса осуществляться через рекомендуемую в письме Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» базовую модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения).
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя начальных классов, учителя-предметники, педагог-психолог, воспитатель ГПД).
В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения (педагог-психолог, логопед, воспитатель ГПД);
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Школа реализует пять направлений ВД в 1-4 классах:
Направления
Программа внеурочной деятельности
духовно-нравственное
«Дорогою открытий и добра»
общеинтеллектуальное
«Я - исследователь»
спортивно-оздоровительное
«Разговор о здоровье», «Подвижные игры»
социальное
«Психологические развивающие занятия», «Умное перышко»
общекультурное
«Образ и мысль», Кукольный театр «Теремок»
Для организации ВД школа заключила договор о сотрудничестве с МБОУ ДОД ДДК «Радуга», МБОУ ДОД ДООЦ.
Оценка состояния и эффективности системы ВД в школе
Включенность детей во ВД- 100% (1-4 класс)
Ресурсное обеспечение ВД
Кадровый ресурс
Обеспеченность ИКТ
Материально-технические ресурсы
100%
100%
100%
3.Эффективность системы ВД
Достижения обучающихся
Школьный уровень
Муниципальный
уровень
Федеральный
уровень
1 классы
Конкурсы стихов
Конкурсы рисунков
Экскурсии
Олимпиады «Классики», «Зеленая математика»
1а 24 –100%
1б 25-100%
1в 25-100%
1г 23-100%
-
89 – 91,8%
2 классы
Олимпиады «Классики», «Зеленая математика»
Экскурсии
Проектная деятельность
Конкурсы стихов
Конкурсы рисунков
2а 27 –100%
2б 27 - 100%
2в 26 - 100%
2г 26 - 100%
-
78 – 73,6%
Классы
Предметные олимпиады
Проектная деятельность
Олимпиады «Классика», «Мозаика», «Зеленая математика»
Показ спектаклей
Экскурсии
3а 27 –100%
3б 28 - 100%
3в 29 - 100%
-
75 – 89,3%
4 классы
Предметные олимпиады
Проектная деятельность
Олимпиады «Классики», «Мозаика», «ОРКСЭ»,
Конкурс стихов
Экскурсии
Показ спектаклей
4а 26 –100%
4б 27 - 100%
4в 25 - 100%
4 – 5,1%
2 – 2,7%
15,4%
2-2,7%
48 – 61,5%
Вывод: внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Нетрадиционная форма проведения занятий позволяет интересно организовать досуг детей.
Четвертый год внедрения ФГОС показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:
- необходимость привлечения специалистов дополнительного образования для организации занятий внеучебной деятельностью;
- отсутствие классных аудиторий для занятий ВД;
- отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дополнительный отдых.
Структура школьной методической службы педагогов 1 ступени образования:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Вывод: в начальной школе существует система взаимодействия педагогов, используются методы делегирования обязанностей, взаимоконтроля и самоконтроля.
Обновление содержания образования путем введения в учебный процесс новых педагогических технологий
Для создания комфортного и результативного процесса обучения учителя начальной школы используют в системе: технологии проектного метода, игрового обучения, проблемного диалога, технологии мастерских творческого письма, мастерских построения новых знаний, технологии формирования правильного типа читательской деятельности. Активно используются здоровьесберегающие технологий, ИКТ.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; осуществить дифференцированный подход; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: работа с интерактивной доской, создание презентаций к урокам, работа с ресурсами Интернет, использование готовых обучающих программ.
Выводы:
Начальное образование реализуется по модели 1-4 и образовательным программам:
УМК «Школа России»
УМК «Гармония»
УМК Система Занкова
Обеспечен спектр образовательных услуг и образовательных программ для различных категорий обучаемых.
Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.
В 2014-2015 учебном году начальная школа работала, строго соблюдая нормы СанПина:
· уроки в 1 классах в 1 полугодии по 35 минут, во 2 полугодии по 40 минут
· в сентябре и октябре в 1 классах ежедневно проходило по 3 урока, далее по 4 урока.
· домашних заданий в 1 классе нет.
· в 1 классах проводится безотметочное обучение.
· с целью повышения двигательной активности у обучающихся школы, помимо 2-х уроков физкультуры в неделю, введен ещё 1 час занятий.
· на всех уроках используются физкультурные паузы, способствующие профилактике общего и зрительного утомления.
Внутришкольный контроль
В течение 2014 - 2015 учебного года осуществлялся внутришкольный контроль. Работа по ВШК была организована и проведена в соответствии с планом школы, составленным по всем основным направлениям учебной деятельности и утверждённым директором школы.
В данном учебном году контроль проводился по направлениям:
- выполнение всеобуча
- внедрение ФГОС с 2011 учебного года
- уровень формирования УУД учащихся
- состояние преподавания учебных предметов
- выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ
- ведение школьной документации
Основные направления контроля:
- применение новых педтехнологий на уроках, применение форм и методов, направленных на мотивационную деятельность обучающихся, их соответствие целям и задачам урока
- место самостоятельной работы обучающихся, её содержание, разнообразие и дифференциация, развитие средствами предмета универсальных учебных умений и навыков
- работа учителя над темой по самообразованию
- преемственность обучения - единое образовательное пространство (ДОУ - начальная школа – основная школа);
- классно-обобщающий контроль
- оказание методической и практической помощи в организации и проведении уроков
Все посещённые уроки проанализированы, рекомендации даны каждому учителю.
Разнообразие форм и оперативность ВШК как одно из условий эффективной работы.
Организация и управление интеллектуальным сотрудничеством участников образовательного процесса осуществляется на основе системного подхода. Ведется текущий анализ (мониторинг) качества и результатов образования.
На основании информационно-аналитических диаграмм можно сделать следующие выводы: в целом наблюдается достаточно стабильный уровень в качестве обучения и успешности. Сравнительные анализы успешности и качества знаний показали, что обучающиеся стабильно и результативно справляются с программным материалом по образовательным программам «Школа России», «Гармония», УМК Система Занкова.
Мониторинг результативности работы начальной школы (2-4 классы)
за 2012-2013 и 2013-2014, 2014-2015 учебные годы
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Повышение показателей качества знаний на 8%. Повышение показателей обученности на протяжении последних двух лет остается стабильно высоким.
Количественное сравнение обучающихся,
окончивших учебный год на «отлично» и на «4» и «5»
за 2012-2013 и 2013-2014, 2014-2015 учебные годы
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Из диаграммы видно, что количество отличников и хорошистов стабильно высокое.
Данные, представленные на диаграммах, свидетельствуют о достаточно стабильном уровне знаний учащихся начальной школы и хорошей работе педагогического коллектива по реализации учебных возможностей младших школьников.
Мониторинг результативности работы начальной школы по классам
за 2014-2015 учебный год
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Мониторинг результативности работы начальной школы по параллелям
за 2014-2015 учебный год
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Среди параллели вторых, третьих, четвертых классов показатели соответствуют оптимальному и допустимому уровням.
Сравнительная таблица показателей обученности и качества знаний 4 классов
за 2012-2013 и 2013-2014, 2014-2015 учебные годы
2012-2013 учебный год
2013-2014 учебный год
2014-2015 учебный год
Класс
Качество знаний
Успеваемость
Класс
Качество знаний
Успеваемость
Класс
Качество знаний
Успеваемость
2а
85%
100%
3а
69,2%
100%
4а
69,2%
100%
2б
52%
100%
3б
42,9%
100%
4б
44,4%
100%
2в
44%
96%
3в
38,5%
100%
4в
36%
100%
В параллели четвертых классов на протяжении трех лет отмечается стабильно высокое качество знаний в 4а классе. Показатель качества знаний в 4б классе повысился по сравнению с 3 классом, но все равно остается низким. Значительно (8%) снизилось качество знаний в 4в классе.
Сравнительная таблица показателей обученности и качества знаний 3 классов
за 2012-2013 и 2013-2014, 2014-2015 учебные годы
2013-2014 учебный год
2014-2015 учебный год
Класс
Качество знаний
Успеваемость
Класс
Качество знаний
Успеваемость
2а
84%
100%
3а
77,8%
100%
2б
70,3%
100%
3б
64,3%
100%
2в
57,7%
100%
3в
62,1%
100%
Среди третьих классов качество знаний в 3а классе соответствует показателям оптимального уровня, в 3б, 3в классах соответствует показателям допустимого уровня.
По результатам контроля за состоянием преподавания Лучших показателей в работе достигли учителя, которыми внедряются в практику преподавания инновационные технологии;
вариативное образование;
уровневая дифференциация;
использование технологии проблемного обучения;
актуализация вопроса оценочной деятельности учителя.
Класс, качество
Ф.И.О. учителя
Качество знаний
по начальной школе
2а – 74,1%,
Полякова О.П.
64,9%
2б – 74,1%
Морина М.М.
2в – 76,9%
Чуб Е.А.
2г – 69,1%
Никитина И.Н.
3а – 77,8%
Полякова О.П.
4а – 69,2%
Чуб Е.А.
Рекомендации: индивидуальная методическая помощь, персональный контроль.
Мониторинг качества знаний и обученности по предметам
за 2014-2015 учебный год
Русский язык
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Качество знаний по русскому языку выше среднего показателя по школе показали 2-е классы, 3а, 3б классы, 4а класс. Допустимый уровень знаний по предмету в 3в классе. Очень низкое качество знаний в 4б, 4в классах.
Математика
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Оптимальный уровень знаний по математике показали обучающиеся 2-х классов, 3а, 3б классов, 4а класс. Качество знаний ниже среднего показателя по школе в 3б, 3в, 4б, 4в классах. Очень низкое качество знаний в 4в классах.
Литературное чтение
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Качество знаний по литературному чтению выше среднего показателя по школе показали 2-е классы, 3-и классы. Показатели в 4-х классах соответствуют оптимальному уровню знаний, однако ниже среднего показателя по школе.
Окружающий мир
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Качество знаний по окружающему миру выше среднего показателя по школе показали 2-е классы, 3а, 3в класс. Показатели в 3б, 4а, 4б классах соответствуют оптимальному уровню знаний, однако ниже среднего показателя по школе. Низкий показатель качества знаний в 4в классе.
Иностранный язык (английский)
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Качество знаний по иностранному языку выше среднего показателя по школе показали 2-е классы, 3а, 4а класс. Показатели в 3б, 3в, 4в классах соответствуют оптимальному уровню знаний, однако ниже среднего показателя по школе. В 4в классе показатель качества знаний соответствует допустимому уровню.
Технология
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Качество знаний по технологии во всех классах имеет высокий уровень.
Изобразительное искусство
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Качество знаний по изобразительному искусству во всех классах имеет высокий уровень.
Музыка
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Качество знаний по музыке во всех классах имеет высокий уровень.
Физическая культура
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Качество знаний по физической культуре во всех классах имеет высокий уровень.
Проанализировав показатели качества знаний по предметам, наблюдается положительная динамика по всем учебным предметам. Однако имеются единичные «3» по изобразительному искусству, технологии, музыке, физической культуре, что требует индивидуального подхода к обучению по данным предметам.
Вывод: Анализ процентного результата качества обучения по всем предметам свидетельствует о достаточно стабильном высоком уровне усвоения учебного материала обучающимися начальной школы и показатель качества практически не отличается от среднего по городу. Хорошая результативность подтверждена результатами внешнего мониторинга (Тестирование, комплексные работы классов) учебных достижений обучающихся: показатель по школе.
Проблемы:
Наибольшие трудности возникают у школьников при овладении русским языком и математикой.
Рекомендации:
Отметить плодотворный труд учителей начальных классов и в дальнейшем стимулировать положительные результаты труда.
Продолжить традицию стабилизации показателей успеваемости обучающихся.
Работа по формированию УУД у обучающихся 1-4 классов.
Приоритетной задачей школьного образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.
Универсальные учебные действия:
- обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
С целью определения уровня сформированности предметных и метопредметных УУД у обучающиеся 1-4 классов проведены: итоговые (комплексные) работы и психолого-педагогические диагностики.
Мониторинг качества выполнения итоговой комплексной работы в 4-х классах
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Мониторинг качества выполнения итоговой комплексной работы в 3-х классах
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Мониторинг качества выполнения итоговой комплексной работы
во 2-х классах
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Мониторинг качества выполнения итоговой комплексной работы в 1-х классах
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Мониторинг качества выполнения итоговой комплексной работы показал, что процент выполнения работы высокий и во 2-4 классах идет рост.
Критический уровень усвоения учебного материала показали 6 человек – 1,7%. В 1 классах - 3 человека (Абдулхакова Дарья – 1а, Купцов Алексей – 1в, Волков Дмитрий – 1в). Купцов Алексей, обучающийся 1в класса, обучается в классе по общеобразовательной программе; территориальной комиссией ПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной программе с задержкой психического развития (протокол № 15 от 16.04.2015). Абдулхакова Дарья, обучающаяся 1а класса, Волков Дмитрий, обучающийся 1в класса, имеют недоразвитие речи III степени, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. (Характеристики логопеда прилагаются). В 3 классах – 1 человек (Куприянов Егор – 3в). Ребенок имеет недоразвитие речи III степени, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (Характеристики логопеда прилагаются). В 4 классах – 2 человека: Лебедев Денис, обучающийся 4б класса, Бардин Егор, обучающийся 4б класса. Дети имеют недоразвитие речи III степени, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. (Характеристики логопеда прилагаются).
Анализ работ показал, что в 1-х классах с работой справились 97%, во 2-х классах – 100%, что на 10,8% больше по сравнению с 2014 годом, в 3-х классах – 98,8%, на 3,1% больше по сравнению и 2014 годом, в 4-х классах – 97,3%, на 19,1% больше по сравнению с 2014 годом.
Сравнительный анализ уровневой подготовки обучающихся
по итогам комплексных работ
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Мониторинг сформированности УУД
Оценка метапредметных результатов обучающихся
В – высокий уровень, ВС – выше среднего, С – средний уровень, НС – ниже среднего,
Н – низкий уровень.
Результаты сформированности
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД (2014-2015 учебный год)
Класс
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий
чел.
%
чел.
%
чел.
%
чел.
%
чел.
%
1а
8
32%
9
36%
6
24%
-
-
2
8%
1б
7
28%
11
44%
6
24%
1
4%
-
-
1в
4
16%
6
24%
14
56%
1
4%
-
-
1г
5
22,7%
-
-
16
72,7%
-
-
1
4,5%
2а
19
70,4%
-
-
8
29,6%
-
-
-
-
2б
18
69,2%
-
-
8
30,8%
-
-
-
-
2в
13
50%
-
-
13
50%
-
-
-
-
2г
13
48,1%
2
7,4%
11
40,7%
1
3,7%
-
-
3а
19
73,1%
6
23,1%
1
3,8%
3б
14
50%
5
17,9%
3
10,7%
3
10,7%
3
10,7%
3в
20
69%
9
31%
-
-
-
-
-
-
4а
12
46,2%
-
-
10
38,5%
-
-
4
15,4%
4б
6
22,2%
-
-
21
77,8%
-
-
-
-
4в
14
58,3%
8
33,4%
2
8,3%
-
-
-
-
Всего
172
47,1%
50
13,7%
124
34%
6
1,6%
11
3%
Результаты сформированности
ЛИЧНОСТНЫХ УУД (2014-2015 учебный год)
Класс
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий
чел.
%
чел.
%
чел.
%
чел.
%
чел.
%
1а
8
32%
9
36%
6
24%
1
4%
1
4%
1б
4
16%
13
52%
7
28%
1
4%
-
-
1в
-
-
14
56%
11
44%
-
-
-
-
1г
10
45,5%
-
-
11
50%
-
-
1
4,5%
2а
11
40,7%
-
-
14
51,9%
-
-
2
7,4%
2б
16
61,5%
-
-
10
38,5%
-
-
-
-
2в
18
69,2%
-
-
8
30,7%
-
-
-
-
2г
13
48,1%
5
18,5%
8
29,6%
1
3,7%
-
-
3а
6
23,1%
-
-
17
65,4%
-
-
3
11,5%
3б
5
17,9%
9
32,1%
11
39,3%
2
7,1%
1
3,6%
3в
7
24,1
8
27,6%
11
37,9%
-
-
3
10,3%
4а
13
50%
-
-
13
50%
-
-
-
-
4б
7
25,9%
-
-
19
70,3%
-
-
1
3,7%
4в
7
29,2%
7
29,2%
9
37,5%
1
4,2%
-
-
Всего
125
34,2%
65
17,8%
155
42,5%
6
1,6%
12
3,3%
Результаты сформированности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД (2014-2015 учебный год)
Класс
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий
чел.
%
чел.
%
чел.
%
чел.
%
чел.
%
1а
4
16%
14
56%
4
16%
-
-
3
12%
1б
4
16%
7
28%
10
40%
3
12%
1
4%
1в
5
20%
8
32%
6
24%
6
24№
-
-
1г
7
31,8%
1
4,5%
8
36,4%
2
9,1%
4
18,2%
2а
1
3,7%
4
14,8%
10
37%
8
29,6%
4
14,8%
2б
5
19%
2
7,7%
16
61,5%
-
-
3
11,5%
2в
5
19,2%
-
-
18
69,2%
-
-
3
11,5%
2г
4
14,8%
8
29,6%
10
37%
4
14,8%
1
3,7%
3а
1
3,8%
5
19,2%
14
53,8%
2
7,7%
4
15,4%
3б
1
3,6%
10
35,7%
11
39,3%
6
21,4%
-
-
3в
1
3,4%
5
17,2%
16
55,2%
4
13,8%
3
10,4%
4а
7
26,9%
-
-
15
57,6%
-
-
4
15,4%
4б
4
14,8%
2
7,4%
11
40,7%
7
25,9%
3
11,1%
4в
4
16,7%
4
16,7%
11
45,8%
-
-
5
20,8%
Всего
53
14,5%
70
19,2%
160
43,8%
42
11,5%
38
10,4%
Результаты сформированности
РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД (2014-2015 учебный год)
Класс
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий
чел.
%
чел.
%
чел.
%
чел.
%
чел.
%
1а
9
36%
9
36%
6
24%
-
-
1
4%
1б
1
4%
14
56%
8
32%
1
4%
1
4%
1в
3
12%
8
32%
9
36%
3
12%
2
8%
1г
11
50%
-
-
9
40,9%
-
-
2
9,1%
2а
2
7,4%
-
-
15
55,6%
-
-
10
37%
2б
3
11,5%
-
-
21
80,8%
-
-
2
7,7%
2в
-
-
-
-
22
84,6%
-
-
4
15,3%
2г
6
22,2
2
7,4%
13
48,1
1
3,7%
5
18,5%
3а
5
19,2%
-
-
13
50%
-
-
8
30,8%
3б
2
7,1%
5
17,9%
12
42,8%
8
28,6%
1
3,6%
3в
5
17,2%
5
17,2%
14
48,3%
2
6,9%
3
10,3%
4а
6
23,1%
-
-
15
57,6%
-
-
5
19,2%
4б
2
7,4%
-
-
19
70,3%
-
-
6
22,2%
4в
3
12,5%
7
29,2%
6
25%
4
16,7%
4
16,7%
Всего
58
15,9%
50
13,7%
182
49,9%
19
5,2%
54
14,8%
Результаты диагностики показывают, что 90% обучающихся 1-4 классов демонстрируют сформированность УУД на хорошем уровне.
Сформированность коммуникативных УУД по школе
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Из диаграммы видно, что наблюдается увеличение показателя сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Сформированность личностных УУД по школе
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Наблюдается увеличение показателя сформированности регулятивных личностных учебных действий.
Сформированность регулятивных УУД по школе
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
На диаграмме видим, что наблюдается увеличение показателя сформированности регулятивных универсальных учебных действий.
Сформированность познавательных УУД по школе
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Из диаграммы видно, что у обучающихся прослеживается стабильный рост показателя сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Таким образом, развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностных и познавательных сфер ребенка. Количественный анализ результатов мониторинга показал преимущественно высокий, выше среднего и средний уровни сформированности универсальных учебных действий. Полученные данные по всем диагностикам свидетельствуют о том, что работа, направленная на формирование УУД, дает положительные результаты.
В связи с ведением ФГОС от учителя требуется планировать систему заданий, которая позволила бы рационально и планомерно формировать и развивать универсальные учебные действия. Педагогу важно перейти от определения цели обучения как передачи готовых знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться.
Рекомендации учителям
В организации учебного процесса и осуществлении индивидуального подхода учитывайте уровень развития УУД обучающихся.
Особое внимание нужно уделять учащимся, которые имеют низкий уровень по всем универсальным учебным действиям
Во время уроков и во внеурочной деятельности используйте занятия и упражнения, способствующие формированию адекватной самооценки, коммуникативных навыков, снижению тревожности, развитию мыслительных операций.
Предусмотреть возможность реализации, в учебной, внеучебной деятельности учащимся, которые имеют высокий уровень по всем универсальным учебным действиям. Так как существует опасность, что общий темп продвижения класса окажется слишком медленным и занятия в школе скучными;
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Организация работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию
учебно-познавательной деятельности
Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных обучающихся предъявляются сегодня высокие требования. Именно школе отводится задача выявить степень одаренности ребенка и совместно с родителями определить основные задачи и направления работы с ним.
Ежегодно обучающиеся начальной школы принимают участие в предметных муниципальных олимпиадах. Предварительно проводится тестирование обучающихся на выявление их склонностей к тем или иным областям знаний. Анализ и обобщение результатов школьных олимпиад помогают правильно определить группы для работы с детьми повышенного уровня.
Однако работа по подготовке обучающихся к муниципальному этапу предметных олимпиад не дают положительных результатов. Обучающиеся показывают слабые результаты.
17 обучающихся 4-х классов принимали участие в школьном этапе всероссийской олимпиады по ОРКСЭ: их них 3 человека заняли 1 место, 4 человека – 2 место, 4 человека – 3 место. В муниципальном этапе приняли участие 12 обучающихся: 2 человека заняли 1 место, 3 человека – 2 место.
На протяжении всего учебного года 290 обучающиеся начальной школы принимали активное участие во Всероссийских дистанционных конкурсах и олимпиадах по предметам: «Классики», «Мозаика», «Зеленая математика». Из них 2 обучающихся стали призерами олимпиад (учителя: Т.В. Симакова, М.М. Морина).
В 2015-2016учебном году педагогическому коллективу учителей начальных классов необходимо продолжить работу с мотивированными детьми, гарантировать успешность их участия в предметных олимпиадах.
Вывод
- Отметить положительную динамику результатов работы по повышению качества обучения обучающихся начальных классов.
- Признать успешным совершенствование дальнейшего развития педагогического мастерства с учётом введения ФГОС.
Между тем, остаются нерешенные проблемы:
- Обобщение опыта работы учителей начальной школы проводится не на достаточно высоком уровне.
- Необходимо продумать создание единой системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на разностороннее развитие личности обучающегося.
- Использовать более эффективные формы и методы работы с одаренными детьми.
Рекомендации:
Использовать возможности школьного тура олимпиад, начиная с 1 класса.
Расширить круг учебных предметов для проведения школьной олимпиады (технология, английский язык, окружающий мир, литературное чтение).
Работа по учебно-воспитательной организации для решения задач начальной школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе.
Диагностика особенностей ученического и учительского коллектива была продолжена по направлениям:
динамика уровня профессиональной компетентности педагогов;
динамика развития познавательных способностей обучающихся и их познавательной активности.
По данным диагностики отмечается стабильный рост показателей профессиональной деятельности педагогов по позициям:
владение содержанием учебных программ;
знание методик и методов работы.
Продолжена положительная динамика по позициям:
знания в области педагогических технологий;
прогнозирование развития обучающихся;
учет индивидуальных особенностей обучающихся.
При посещении уроков учителей начальных классов и учителей-предметников можно отметить, что: наиболее эффективно используют в практике преподавания информационно-коммуникационные технологии педагоги начальной школы Е.А. Чуб, М.М. Морина, А.Н. Орлова, Т.В. Симакова, Е.Н. Бушуева. Дифференциация обучения наиболее активно используется И.Н. Никитиной, Л.А. Турусовой, С.В. Ивановой, О.П. Поляковой, Н.И. Степановой.
Результатом работы по осуществлению творческого подхода к преподаванию является высокий уровень усвоения программного материала обучающимися. В итоге реализации принципа индивидуализации и дифференциации обучения педагогическому коллективу удалось удовлетворить потребности детей и их родителей в выборе содержания образования и качестве получаемых образовательных услуг.
Использование инновационных технологий обучения в начальной школе
в 2014/2015 учебном году
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
Технологии уровневой дифференциации
Проектное обучение
Личностно-ориентированное обучение
Коллективный способ обучения
Система оценки "портфолио"
Информационно-коммуникационные технологии
Анализ использования новых технологий, полученный в результате посещения уроков в рамках мониторинговых исследований и анкетирования педагогов школы, позволяет сделать вывод об использовании в практике преподавания технологий адаптивной школы. В 2014 /2015 учебном году достаточно активно использовались в образовательной деятельности инновационные технологии, в том числе проблемное обучение, медиаобразование и тренинговые технологии, способствующие формированию социально-личностных компетенций младших школьников.
Практически не проводятся уроки с ИКТ – поддержкой в 1в,г,4 д классах.
Мастерство педагогов, влияющее на уровень и качество учебной деятельности учащихся, обеспечивается повышением профессиональной компетентности. В современных условиях это возможно путём освоения новых педагогических технологий обучения и развития младших школьников, в том числе информационных компьютерных технологий. Данные направления повышения мастерства педагогов осуществляются в рамках работы методических объединений.
Вместе с тем, отмечаются и определенные недостатки:
в формировании общеучебных умений и навыков.
в организации самостоятельной работы различных категорий обучающихся.
Прослеживается также следующая тенденция в работе учителей:
50% учителей производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на среднего ученика, без учета его индивидуальных особенностей;
у 86% учителей домашние задания не носят дифференцированный характер;
Рекомендации:
При планировании работы учесть имеющиеся слабые стороны в работе учителей с целью освоения и устранения проблем.
Руководителю МО М.М. Мориной использовать в работе диагностические карты профессионального мастерства учителя: проанализировать, подвести итоги.
Использовать в работе данные о развитии познавательных УУД обучающихся и их познавательной активности по классам.
Провести мониторинговые исследования по использованию педагогами информационно-коммуникационных технологий (в том числе, использование информационных пространств, дистанционных технологий).
Работа по предупреждению неуспеваемости школьников
На начало учебного года составлен банк данных обучающихся начальной школы, испытывающих трудности в обучении. Выявлено, что 9 человек (2,5%) младших школьников имеют проблемы учебного характера. Каждым классным руководителем составлена программа изучения причин слабой успеваемости, психологом школы проведено психологическое тестирование по изучению школьной мотивации обучающихся 1-4 классов. Выявлено, что основной причиной трудностей в обучении слабоуспевающих школьников являются особенности психического развития, низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Дефекты речи у детей со сложной структурой дефекта отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.
Образовательный процесс строился с учетом индивидуальных особенностей обучающихся начальной школы; регулярно проводились индивидуальные дополнительные занятия, психологические тренинги, направленные на развитие мыслительных процессов, отслеживалось качество выполнения домашних заданий, на уроках осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход, были организован лекторий для родителей по вопросам помощи детям в преодолении трудностей в обучении.
Особенно актуально при оказании помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении в формировании навыков контроля и самоконтроля была работа с памятками, разработанными педагогом.
В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Члены консилиума разработали индивидуальные планы коррекционной работы с каждым обучающимся испытывающими трудности в обучении. В течение года проведено шесть заседаний консилиума.
В следующем учебном году планируется продолжить работу по данному направлению. Более активно привлечь к профилактической работе педагога-психолога школы.
Контроль школьной документации
Проверялись личные дела обучающихся, рабочие и контрольные тетради, дневники, классные журналы.
Рабочие программы по предметам соответствовали всем требованиям и сдавались в срок всеми учителями. Графики контрольных работ сдавались вовремя, замечаний не было.
Проверка журналов проводилась в соответствии с планом работы. При проверке классных журналов проверялось:
- правильность, аккуратность и своевременность заполнения;
- прохождение программы;
- выполнение графика контрольных работ;
- накопляемость отметок:
- объективность выставления итоговых отметок за четверти и год;
- посещаемость;
- работа с детьми, имеющими низкую способность к обучению;
- дозировка домашних заданий.
Сделаны следующие замечания: исправления в журналах, использование штрих-корректора, исправление отметок.
Записи проведенных занятий заполняются своевременно, отметки за устные ответы и контрольные работы также вносятся своевременно.
Проверка рабочих тетрадей показала, что не у всех детей правильно оформлен титульный лист, были сделаны замечания по выполнению единого орфографического режима, выполнению работы над ошибками. При повторном контроле было выявлено, что замечания устранены, кроме работы над ошибками, которая по-прежнему ведется не в системе. Следовательно, работу по ее организации необходимо продолжить в 2015-2016 учебном году.
Проверка тетрадей для контрольных работ показала, что они оформлены в соответствии с единым орфографическим режимом, ведутся аккуратно.
Проверка дневников проводилась у обучающихся 2-4 классов 1 раз в четверть, маршруты безопасного пути есть у всех обучающихся, расписания уроков, домашнего задания, но следует обратить внимание на неряшливость заполнения.
Выводы: классными руководителями ведётся систематическая работа с обучающимися, родителями по заполнению дневников, но есть обучающиеся с низкой мотивацией к обучению.
Рекомендации на 2015-2016 учебный год
1. Направления контроля при посещении уроков оставить прежними, уделить внимание технологии работы учителей в соответствии задачам обучения, методической темой школы, темам самообразованию педагогов.
2. В плане ВШК сделать акцент на 4 классы, выходящие в основную школу, проанализировать уровень ЗУН внешним мониторингом, уровень сформированности УУД.
Таким образом, показателями успешной работы педагогического коллектива учителей начальной школы можно считать:
1.Высокие показатели обученности и повышение качества знаний обучающихся по предметам путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно- ориентированного подходов и современных педагогических технологий.
2.Развитие познавательной сферы обучающихся.
3.Сохранение положительной мотивации обучающихся.
4.Результаты инновационной деятельности педагогов.
5.Системный подход к анализу и планированию деятельности начальной школы.
6.Формирование позитивного образа школы через создание комфортных условий обучения и воспитания детей.
Представленный анализ деятельности позволяет определить ряд вопросов, требующих решения:
- требуется продолжить совершенствование деятельности по подготовке обучающихся к участию в предметных конкурсах, олимпиадах;
- уровень владения информационными компьютерными технологиями и их использования в учебном процессе не соответствует современным требованиям;
- низкий уровень обобщения и представления передового опыта педагогов.
Задачи на 2015-2016 учебный год:
1. Продолжить работу по внесению изменений и дополнений по результатам введения ФГОС. Особое внимание уделить оптимизации процесса развития личности одаренного ребенка в условиях не только учебной, но и внеурочной деятельности.
2. Продолжить повышение качества знаний учащихся. по предметам путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно - ориентированного подходов и современных педагогических технологий
2. Продолжить систему работу по предупреждению неуспеваемости учащихся через индивидуализацию и дифференциацию обучения, вовлечению учащихся во внеурочную деятельность.
3. Продолжить осуществлять психолого-педагогическую поддержку обучающихся с низкой мотивацией.
4. Включить в систему внутришкольного контроля ряд мероприятий, направленных на устранение выявленных в ходе мониторинга недостатков. Продолжить системную диагностику выполнения требований к уровню подготовки обучающихся, обозначенных в программах. Спланировать работу МО учителей начальных классов по результатам муниципального, регионального мониторинга.
5. Скоординировать работу всех участников образовательного процесса для выполнения социального заказа на предоставляемые школой образовательные услуги.
Творческая группа по созданию рабочих программ
Руководитель МО
начальных классов
Заместитель директора
по УВР
Инициативная
рабочая группа
Учителя
начальных классов
Root EntryArial CyrArial Cyr_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"Ї
·
·Arial Cyr1"Ї
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Круговая 1
·
·Arial Cyr4 -3-10 лет-10-15 лет15-20 летн-20-25 лет25-30 лет30-40 лети-_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·10-15 лет20-25 лет30-40 лет