Конспект урока МХК на тему Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики(10класс)


10 класс. Учебное пособие: «Мировая художественная культура».
АвторЛ.Г.ЕмохоноваПодготовила:
учитель мировой художественной культуры
Ишина Анна Олеговна
ТЕМА УРОКА:«Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики».
Цели урока.
Образовательные:
систематизировать знания обучающихся о видах и жанрах различных видов искусств;
показать особенности скульптуры Древней Греции;
Развивающие:
Развитие навыка анализа произведений искусства с точки зрения воплощения в них эстетических идеалов;
Формирование навыка связного монологического высказывания;
Расширение представления о стилистических особенностях творчества великих древнегреческих скульпторов;
Воспитательные:
Развитие эстетического вкуса; социализация личности ребёнка: воспитание сотруднических отношений в работе групп.
Оборудование:
компьютерная презентация;
Методы:
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа произведения искусства, частичного поиска;
Технологии: личностно - ориентированная, деятельностного подхода;
Принципы:
доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, научности, системности и последовательности; наглядности;
Художественно-педагогическая сверхзадача урока:сравнениеТип урока: созерцание
Ход и содержание урока:
1. Организационныймомент.
2. Актуализация изученного.
- Сформулируйте отличительную черту античной культуры; (сл. № 1-2)
- Как, на ваш взгляд, гуманизм воплотился в архитектуре афинского Акрополя? (сл. № 3-5)
3. Эмоциональная завязка проблемы.
- Прослушайте отрывок из текста. Определите, о ком идет речь? По каким признакам определили? (сл. № 6)
Текст: Белоснежную он с неизменным искусством
Резал слоновую кость. И создал он образ, - подобной
Женщины свет не видал, - и свое полюбил он созданье!
Девушки было лицо у нее; совсем – как живая,
Будто бы с места сойти она хочет, да только страшится.
Вот до чего было скрыто самим же искусством искусство!
В отрывке речь идет о Пигмалионе и Галатее. Скульптор создал женский образ, который и полюбил;
Основным мотивом античной культуры в целом стала тема оживающего произведения, живого изображения. Миф о Пигмалионе стал общеизвестной формулой важнейшего принципа античного искусства – принципа жизнеподобия. «Совсем как живая» - вот в чем безусловная ценность произведения искусства.
-Подумайте, в каком виде искусства принцип жизнеподобия обретает более совершенное воплощение?
4. Формулировка темы (сл. №7) и проблемы урока. (сл. № 8)
Зрительный ряд: скульптура Древней Греции (сл. № 9)
Каковы ваши впечатления?
5. Организация работы в группах по направлениям:
1-4гр. – искусствоведы
5гр. – теоретики
6гр. - художники
(Приложение. Материалы уроку.)6. Сообщения групп, совместное обсуждение материала, составление общей таблицы, формулировка вывода по поставленной проблеме (сл. № 10-17)
- В каком направлении развивалась древнегреческая скульптура?
(От неподвижности, статики – к движению, динамике т.е. к жизнеподобию, от типа – к характеру)
- Что общего вы смогли заметить в представленных вам скульптурах?
(Величавость, стремление мастеров показать совершенное человеческое тело, соблюдение пропорций и меры)
Представление о мире как о едином неизменяющемся целом, части которого гармонично сочетаются, побуждает скульпторов искать гармоничные пропорции человеческого тела, т.е. такое соотношение отдельных элементов человеческого тела, при котором скульптура производила бы впечатление совершенной.
7. Тест «Определи эпоху» (сл. № 19)
8. Итог урока: просмотрфрагмента фильма «Скульптура Древней Греции» (интернетресурсы ), рефлексия.
9. Домашнее задание:§13, вопрос 2 стр.88