Урок биологии на тему Уровни организации живой природы


Тема. Уровни организации живой природы.
Цель урока: познакомиться с многообразием живых организмов на планете.
Задачи:
Образовательная: Изучить уровни организации живой природы.
Развивающая: Формирование умений и навыков логически мыслить, анализировать, обобщать знания
Воспитательная: воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
Организационный момент.
Изучение нового материала.

В этом году мы с вами будем изучать разнообразные живые организмы. Их строение, образ жизни. Живых организмов очень много. И выделяют четыре основных царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные.
Для удобства изучения ученые выделяют уровни в живом мире или этажи. Сегодня мы с вами и поговорим об уровнях живой природы
Итак, первый уровень организации живой природы – молекулярный. Молекула – это мельчайшая единица, из которой состоят живые вещества.
На молекулярном уровне изучают белки, жиры и углеводы, а также нуклеиновые кислоты
Функции белков, жиров, углеводов разнообразны – строительная, энергетическая, запасающая. А у нуклеиновых кислот важная функция – хранение и передача наследственной информации
Следующий уровень – клеточный
Клетка – это единица строения живых организмов. Может быть, как самостоятельным организмом, так и входить в состав многоклеточного, образуя ткани.
1 блок – одноклеточные животные – эвглена зеленая, амеба обыкновенная, инфузория – туфелька.
2 блок – растительные ткани – проводящая ткань, основная ткань, механическая ткань
3 блок – животные ткани – поперечнополосатая мышечная ткань, нервная ткань, эпителиальная ткань.
Ребята, а что такое ткань?
Ткань – это группа клеток, сходных по происхождению, строению и функциям.
Орган – это часть организма, он имеет определенную форму и месторасположение,
Органы объединяются в свою очередь в системы органов, которые работая согласованно образуют организм.
Организм - это основная единица жизни; живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, (вспомните свойства живого) Как отдельная особь - организм входит в состав вида и популяции, являясь структурной единицей популяционно-видового уровня жизни.
Следующий уровень – популяционно-видовой.
Группы особей сходных по строению, происхождению, способных к размножению, объединяют в вид.
Вид – это группа особей сходных по морфологическим, физиологическим, биохимическим признакам, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство.
Любой вид состоит из более мелких популяций, т.к. неоднородно распределён в пространстве. В пределах занимаемой им территории - ареала - встречаются места как более пригодные, так и малоподходящие для жизни. Поэтому возникает некоторая ограниченность одной популяции от другой.
Популяция (позднелат. populatio, от лат. populus народ, население) - совокупность особей одного вида, более или менее длительно занимающая определённое пространство
Популяции разных видов объединяются в сообщество, называемое биоценоз
Биоценоз – совокупность популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определённую территорию.
Все биоценозы на нашей планете образуют биосферу. Биосфера - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни». Учение о биосфере было создано В. И. Вернадским.
Живое вещество вся совокупность тел живых организмов, населяющих Землю, Масса живого вещества сравнительно мала, составляет менее одной миллионной всей биосферы. Но это одна «из самых могущественных геохимических сил нашей планеты», поскольку живое вещество не просто населяет биосферу, а преобразует облик Земли. Живое вещество распределено в пределах биосферы очень неравномерно.
Биогенное вещество вещество, создаваемое и перерабатываемое живым веществом. На протяжении органической эволюции живые организмы тысячекратно пропустили через свои органы, ткани, клетки, кровь всю атмосферу, весь объём мирового океана, огромную массу минеральных веществ. Эту геологическую роль живого вещества можно представить себе по месторождениям угля, нефти, карбонатных пород и т. д.
Косное вещество продукты, образующиеся без участия живых организмов.
Биокосное вещество, которое создается одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя динамически равновесные системы тех и других. Таковы почва, ил, кора выветривания и т. д. Организмы в них играют ведущую роль.
Итак, давайте закрепим полученные знания и рассмотрим уровни организации еще раз.
Молекула – клетка – организм – популяция - вид – биоценоз - биосфера
Закрепление
































Вариант 1
Отличием живого от неживого является...
1) рост объекта 2) взаимодействие с окружающей средой
3) обмен веществ и энергозависимость 4) наличие углерода
Примером биоценотического уровня организации живой материи является...
1) берёзовая роща 2) стадо коров 3) амёба обыкновенная 4) биосфера
На каком уровне организации живой материи происходит взаимодействие различных видов живых организмов?
1) организменном 2) популяционно-видовом
3) биогеоценотическом 4) биосферном
На каком уровне организации происходит «запись» наследственной информации?
1) молекулярном 2) клеточном 3) органном 4) организменном
Кто из перечисленных учёных сформулировал учение о биосфере?
1) Ч.Дарвин 2) В. И. Вернадский 3) Г.Мендель 4) Н.И. Вавилов

Вариант 2
На каком уровне организации живых организмов происходит передача наследственной информации и превращение веществ и энергии?
1) молекулярном 2) клеточном
3) органном 4) организменном
Как называется способность организмов приобретать в течение жизни новые признаки и свойства?
1) гомеостаз 2) изменчивость
3) обмен веществ 4) наследственность
Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определённой части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, называется...
1) вид 2) популяция 3) сорт 4) колония
По В.И. Вернадскому к какому типу вещества биосферы относится почва?
1) живому 2) косному 3) биогенному 4) биокосному
Первым надорганизменным уровнем жизни считается:
1) биосферный 2) биогеоценотический 3) популяционно-видовой
4) организменный









Ответы: 1 вариант 1-3,2-1,3-3,4-1,5-2.
2 вариант 1-1,2-4,3-2,4-4,5-3


Домашнее задание. Запись в тетради учить.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




15