МЕТОДЫ ЦИТОЛОГИИ. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ. ОСОБЕННОСТИ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА КЛЕТКИ


Урок 5Методы цитологии. Клеточная теория.Особенности химического состава клетки
Цели: познакомить учащихся с методами изучения клетки, раскрыть основные положения современной клеточной теории, закрепить умение применять эти положения для доказательства материального единства органического мира; охарактеризовать химические элементы клетки; сформировать знания о химическом составе клеток; продолжить формирование умения доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементарном составе клеток; продолжить формировать умения использовать полученные знания в практических целях.Основные понятия: клетка, цитология, основные положения клеточной теории, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.
Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие многообразие клеток; научно-популярная литература по цитологии, статьи на данную тему; таблица с важнейшими химическими элементами клетки, таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», дополнительная литература.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя о возникновении науки цитологии, истории исследования клетки, работах Р. Гука и А. Левенгука.
2. Самостоятельная работа учащихся с учебником (§ 5).
Задание: читая параграф учебника, выделить карандашом основные методы цитологии и уметь объяснить их сущность.
3. Совместная работа учителя и учеников.
Обсуждение вопроса «Методы цитологии» с оформлением необходимых записей в тетради.
4. Заслушивание сообщения по теме «Создание клеточной теории».
5. Оформление в тетради основных положений клеточной теории.
6. Самостоятельная работа.
На одном из предыдущих уроков (в качестве опережающего задания) учащимся поручают найти информацию о роли химических элементов в жизнедеятельности различных организмов. Урок проходит с использованием собранных данных, текста параграфа и данных таблицы (см. приложение к данному уроку).
Учащиеся делятся на группы по 4–5 человек и получают задания, которые готовятся в группах в течение 20–25 минут, а затем озвучиваются. Оценивается степень активности как группы в целом, так и её членов в отдельности, грамотность, содержательность ответов.
Задание 1. Основываясь на материалах учебника, составить схему «Классификация биологически важных химических элементов».
Задание 2. Ответить на вопросы.
1. Почему именно такие элементы, как водород, кислород, азот и водород, составляют примерно 98 % от массы всей клетки?
2. Недостаток какого элемента может серьёзно нарушить процесс фотосинтеза?
3. Если в первые месяцы жизни в организм ребенка не будет поступать достаточное количество кальция и фосфора, к каким последствиям это может привести? Какие продукты питания богаты этими элементами?
4. Почему при искусственном вскармливании детей риск заболевания рахитом больше, хотя состав рекламируемых молочных смесей идентичен грудному молоку?
5. Какой рацион питания можно предложить человеку, страдающему от недостатка йода в организме? Какова биологическая функция йода?
6. Как может повлиять на состояние организма отсутствие цинка?
7*. Почему в пищевой рацион современного человека должны входить поливитаминные и минеральные комплексы?
8. Минеральная вода, в которой содержится больше 10 грамм солей на литр, считается лечебной. Стоит ли постоянно употреблять такую воду? Почему?
Задание 3. Изучить рис. 5, с. 98 и ответить на вопрос: «Как классифицируются вещества, входящие в состав живых организмов?».
II. Обобщение и закрепление изученного материала.
Работа по вопросам 1–4 § 5.
Домашнее задание: § 5; записи в тетради, § 6; подготовить ответы на вопросы (с. 28–29); найти дополнительную литературу о свойствах и роли воды.