Рабочая программа по предмету Литературное чтение 1 класс УМК Перспектива
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы календарно – тематического и поурочного планирования по литературному чтению за основу взята программа для общеобразовательных учреждений (комплект «Перспектива» программы для начальной школы. Москва «Просвещение», 2011).
Обучение литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградова «Литературное чтение» (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2011 г. Учебник «Литературное чтение» для 1 класса обеспечивают развитие речевой и читательской компетенции, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности, освоение литературоведческих понятий. Материалы учебников предоставляет возможность для освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивают условия для индивидуального развития всех обучающихся.
Программа рассчитана на 20 часов, 2 часа в неделю.
Предлагаемый курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы.
Основные задачи курса:
- формирование у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение это произведение словесного искусства;
- развитие воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного;
- формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно - речевые умения;
- преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру;
- чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяющие кругозор и формирующие познавательные интересы детей.
В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков детской литературы, произведения современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества, т. е. все то, что составляет золотой фонд детской литературы. Основным элементом содержания программы «Литературное чтение» являются художественные произведения.
Однако программой предусмотрено знакомство детей с научно-познавательными произведениями, в которых те или иные явления описываются иначе, чем в художественных текстах. Сравнение научно-познавательных и художественных произведений создает условия для более глубокого их понимания. Произведения для чтения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу, что дает возможность отразить в круге чтения разные, наиболее интересные для учащихся стороны жизни; познакомить детей с основными литературными жанрами: сказка, стихотворение, рассказ, басня, былина и драматическое произведение (в отрывках).
В программе указаны нормы скорости чтения, которые ученикам начальных классов следует освоить. Это связано с тем, что чтение общеучебный навык, обеспечивающий успеваемость ребенка в средней школе.
В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Представленная на экспертизу завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» для 1 класса общеобразовательных учреждений разрабатывались с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта и направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении предмета «литературное чтение» в начальной школе.
При изучении курса литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 14 классов авторов Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской и др. достигаются следующие личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося.
4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
3. Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
4. Умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет).
5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.
8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание программы учебного курса
1 КЛАСС (19 ч)
Круг детского чтения. Тематика
1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.
2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).
Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты. Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения.
1. Развитие навыка чтения.
Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов.
Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 3040 слов в минуту.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
Полные ответы на вопросы по содержанию текста.
Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка.
Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста.
Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы.
Формирование умения сосредоточиться на чтении текста.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
Формирование умения слушать собеседника.
Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении.
Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения.
Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности.
Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику сверстнику и взрослому.
Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром.
1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки.
Формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов.
Наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок.
Сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев
2. Слушание художественных произведений.
Слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного.
Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное.
Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему.
Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям.
Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте.
Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу.
Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов.
Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений.
Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом.
Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
наизусть 34 стихотворных произведения классиков русской литературы;
автора и заглавие 34 прочитанных книг;
имена и фамилии 34 писателей, произведения которых читали в классе.
Учащиеся должны уметь:
читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;
читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
высказать свое отношение к прочитанному.
№ п/п
Раздел
Количество часов
1.
Книги – мои друзья
4 часа
2.
Радуга-дуга
4 часа
3.
Здравствуй сказка!
5 часов
4.
Люблю всё живое
6 часов
5.
Хорошие соседи, счастливые друзья
7 часов
6.
Край родной, навек любимый
10 часов
7.
Сто фантазий
3 часа
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на заседании МО
Директор школы ЗД по УВР Протокол № ______
_______ (В.А.Кулешов) _______ (С.В.Журавлёва)
«__» _______2014 «__» _______2014 «__» _______2014
Календарно – тематическое планирование 1 «Б» класса
на 2014-2015 учебный год
по предмету
литературное чтение 1 класс
Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2-х частях
Учитель: Студеникина О.В.
Оренбург
2014г
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий
Для реализации программного содержания используется следующее методическое обеспечение :
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2-х частях
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 класс
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Уроки чтения. 1 класс
№ урока
Дата
Тема урока
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
Книги – мои друзья 4 часа
Личностные
Предметные
Метапредметные УУД
1
Вводный урок по содержанию раздела. Загадки, пословицы о книге.
Урок изучения новых знаний
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека.
Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги (обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемных ситуаций. Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского.
формирование позитивного отношения к чтению, к книге.
освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации.
совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию.
формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.
2
Как хорошо уметь читать. С.Михалков. «Как бы жили мы без книг?»
Комбиниро-ванный урок
3
Мы идём в библиотеку. В.Осеева. К.Ушинский
Комбиниро-ванный урок
4
Наш театр. К.Чуковский «Айболит».
Комбиниро-ванный урок
Радуга-дуга 4 часа
5
Основные понятия раздела. Песенки разных народов.
Урок изучения новых знаний
Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки .
Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов.
формирование позитивного отношения к чтению, к книге.
освоение способов работы с книгой.
умение различать пословицы и поговорки, формирование навыка выразительного чтения.
умение взаимодействовать в парах и группах, распределять роли в игре.
6
Загадки
Комбиниро-ванный урок
7
Пословицы и поговорки
Комбиниро-ванный урок
8
Считалочки - игралочки
Комбиниро-ванный урок
Здравствуй сказка! 5 часов
9
Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам.
Комбиниро-ванный урок
Рассказывать о своём отношении к сказкам. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия. Называть 12 сказки народов России. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказке.
\ формирование позитивного отношения к чтению, умение работать в коллективе.
освоение способов выбора книг.
умение отличать сказку от других литературных произведений.
формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.
умение отличать сказку от других литературных произведений.
формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.
10
Г.Юдин. «Почему «А» первая». Буквы как сказочные герои.
Комбиниро-ванный урок
11
Сказки о животных. «Курочка Ряба». С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят».
Комбиниро-ванный урок
12
Сказки народов России
Комбиниро-ванный урок
13
Сказки разных народов. Татарская народная сказка «Три дочери».
Комбиниро-ванный урок
Люблю всё живое 6 часов
14
Никого не обижай. В. Лунин. Е. Благинина
Изучения новых знаний
Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт. Читать выразительно стихотворение, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы. Находить слова в прозаическом и стихотворном текстах, характеризующие героя. Определять героев произведения и их характеры. Распределять роли. Инсценировать произведение.
формировать умение представлять своё творчество.
контролировать и объективно оценивать свои действия.
анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи.
формирование умения работать в парах и группах.
15
Приём звукописи как средство создания образа. И. Токмакова. В.Бианки.
Комбиниро-ванный урок
16
Мы в ответе за тех, кого приручили. И.Пивоварова
Комбиниро-ванный урок
17
Произведения о животных. Л.Толстой.
Комбиниро-ванный урок
18
Обходиться добром со всяким. Б. Житков.
Комбиниро-ванный урок
19
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения
Комбиниро-ванный урок
Хорошие соседи, счастливые друзья 7 часов
20
Когда мои друзья со мной. С.Михалков. А.Барто.
Комбиниро-ванный урок
Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. Различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам.
Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов.
Сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: рассказ, герой рассказа.
Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение.
Определять общую тему произведений. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам.
представлять своё творчество.
контролировать и объективно оценивать свои действия.
анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения
умение работать в парах и группах.
21
Характеристика героя произведения. Е.Пермяк
Комбиниро-ванный урок
22
Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Э.Шим. В. Осеева.
Комбиниро-ванный урок
23
Тема стихотворений. Темповое чтение стихов В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой
Комбиниро-ванный урок
24
Наш театр. М.Пляцковский
Комбиниро-ванный урок
25
Способы разрешения конфликтных ситуаций. В.Сутеев
Комбиниро-ванный урок
26
Семейное чтение. Л.Толстой.
Комбиниро-ванный урок
27
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сопоставление: рассказ – сказка.
Комбиниро-ванный урок
Край родной, навек любимый 10 часов
28
Лучше нет родного края. П.Воронько.
Комбиниро-ванный урок
Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль. Объяснять значение слов «Родина», «Отечество».
Знать названия страны и города, в котором живешь. Выразительно читать стихи, посвященные столице. Объяснять смысл выражения «Родина-мать». Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним. Работать в паре; выслушивать друг друга; договариваться друг с другом. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю.
Классифицировать книгу по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: стихи, рифма.
представлять своё творчество.
контролировать и объективно оценивать свои действия.
анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения.
умение работать в парах и группах.
29
Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе
Комбиниро-ванный урок
30
Образ природы в литературной сказке. В.Сухомлинский.
Комбиниро-ванный урок
представлять своё творчество.
контролировать и объективно оценивать свои действия.
анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения.
формирование умения работать в парах и группах.
31
Времена года: осень, зима. С.Дрожжин. А.Плещеев.
Комбиниро-ванный урок
32
Времена года: весна, лето. И. Суриков. А. Пушкин
Комбиниро-ванный урок
33
Стихи для папы. Сравнение произведений на одну и ту же тему.
Комбиниро-ванный урок
34
Мы идём в библиотеку. Книги о Родине.
Комбиниро-ванный урок
35
Самостоятельное чтение.
Е Пермяк. Составление рассказа о своей семье.
Комбиниро-ванный урок
36
Семейное чтение. И.Косяков. К.Ушинский
Комбиниро-ванный урок
37
Конкурс читателей; присвоение звания «Лучший читатель».
Урок-игра
Сто фантазий 3 часа
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории.
Объяснять значение понятия «творчество».
Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений
представлять своё творчество.
контролировать и объективно оценивать свои действия.
анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения.
умение работать в парах и группах.
38
Творчество. Р.Сеф. Ю. Мориц. И. Пивоварова.
Комбиниро-ванный урок
39-40
Резерв учителя
Комбиниро-ванный урок
15