КТП по литературному чтению по УМК Перспектива 2 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Основной образовательной программы ОУ, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу:
1. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М. : Просвещение, 2011.
2. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2012.
3. Коти, Т. Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Ю. Коти. – М. : Просвещение, 2012.
4. Климанова, Л. Ф. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2012.
5. Бойкина, М. В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М. В. Бойкина. – М. : Просвещение, 2012.
Цели и задачи курса
Основные цели обучения литературному чтению:
– совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
– приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
– обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
– введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Задачи:
џ освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
џ помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;
џ воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
џ воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на 448 часов, во 2 классе – 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты.
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты.
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения с замедлением его или ускорением в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объему и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приемов контроля и коррекции путем воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-след-ственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чем говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображенных картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат свое слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать свое мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объема с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нем основной мысли и ее доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу свое высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нем темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приемов описания и рассуждения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 2 КЛАСС. УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
№ Тема урока Деятельность учащихся Деятельность учителя УУД Дата
Раздел «Любите книгу» (9 ч)
Тема «Любите книгу» (3 ч)
1 Рассказы о любимых книгах.
Рассказывают о любимых книгах. Работают в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст. Сравнивают мультфильм с художественным произведением. Обсуждают пословицы. Размечают стихотворения, определяют паузы и интонации, с которой нужно читать стихотворения. Учить:
– находить в учебнике нужную информацию и работать с ней;
– распределять книги по разным основаниям;
– отвечать на поставленный вопросы;
– составлять пословицу о книге и объяснять ее смысл. Л: развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
П: определять значение и смысл новых слов и понятий; осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль.
Р: формулировать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
К: активно использовать речевые средства для решения познавательных и коммуникативных задач. 2 Ю. Энтин «Слово
про слово».
3 В. Боков. «Книга – учитель…». Тема «Книги из далекого прошлого» (3 ч)
4 Книги из далекого прошлого и современные книги. Знакомятся со сказкой Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Слушают информацию о том, как появились книги. Работают с репродукцией картины В. Васнецова «Святой Нестор-лето-писец». Знакомятся с книгой Н. Кончаловской «Наша древняя столица». Учить:
– планировать свою деятельность (составлять план урока под руководством учителя);
– осмысленно воспринимать текст на слух;
– самостоятельно работать
с текстом, находить в тексте ключевые слова;
– составлять высказывание по теме произведения. Л: развивать этические чувства, добро-желательность и эмоционально нравственную отзывчивость.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
Р: выполнять учебное задание, используя алгоритм; выполнять задание по плану; осуществлять самопроверку и взаимопроверку.
К: слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения. 5 Славянская письменность.
6 Н. Кончаловская
«В монастырской
келье». Тема «Мы идем в библиотеку» (1 ч)
7 Справочная и энциклопедическая литература. Знакомятся с выставкой книг, представленной в учебнике. Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей. Выбирают книгу. Учить:
– группировать книги по разным основаниям;
– подбирать книгу для выставки, презентовать книгу;
– работать с библиотечным каталогом. Л: развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
Р: овладеть способностью формулировать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
К: формулировать собственное мнение и позицию. Тема «Мои любимые художники-иллюстраторы» (2 ч)
8 Мои любимые художники-иллюстраторы Высказывают предположения о том, кто такие художники- иллюстраторы. Рассматривают иллюстрации и знакомятся со старейшими и современными художниками-иллюстраторами. Работают над пословицами: определяют смысл, лексическое значение незнакомых слов. Учить:
– соотносить иллюстрацию с текстом;
– использовать иллюстрацию как источник информации
о содержании текста;
– участвовать в коллективной беседе. Л: проявлять интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
Р: овладеть способностью формулировать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
К: слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения. 9 Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Раздел «Краски осени» (13 ч)
Тема «Краски осени» (4 ч)
10 А. С. Пушкин «Унылая пора...», А. Аксаков «Осень». Формулируют вопросы, которые будут обсуждать на уроке. Создают небольшой текст об изменениях в природе осенью. Самостоятельно читают произведение С. Аксакова, отвечают на вопросы. Сравнивают произведения А. С. Пушкина и С. Аксакова. Знакомятся с репродукциями произведений живо-писи, беседуют по картинам, определяют, почему картины названы по-разному. Предлагают свои варианты названия картин. Учить:
– эмоционально воспринимать стихотворный и прозаический текст на слух;
– участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному;
– создавать свой текст (под руководством учителя);
– сравнивать произведения живописи и литературы;
– определять смысл народных примет и пословиц и обосновывать свое мнение. Л: развивать эстетические чувства; мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
П: определять тему, главную мысль текста; сравнивать произведения литературы и живописи; определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; использовать разные источники информации для выполнения учебного задания; анализировать ситуацию и определять порядок действий при подготовке к школьному празднику.
Р: формулировать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
К: использовать речевые средства для решения познавательных и коммуникативных задач. 11 Работа с репродукциями картин. В. Поленов«Осеньв Абрамцево». А. Куинджи «Осень». 12 А. Майков «Кроет уж лист золотой…». 13 С. Есенин «Закружилась листва золотая». Тема «Осень наступила» (3 ч)
14 А. Плещеев «Осень наступила».
Определяют периоды осени по фотографиям. Озаглавливают пейзажи на фотографиях. Работают в «Творческой тетради» с рубрикой «Приметы осени». Читают стихотворения, перечитывают повторно с дополнительными вопросами. Создание текста (устно) по теме урока. Чтение поговорок, народных примет об осени. Умеют:
– сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению;
– различают и используют в речи средства художественной выразительности;
– умеют находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение. Л: развивать самостоятельность, личную ответственность за свои поступки.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
Р: выполнять учебное действие по плану и в соответствии с целью, используя алгоритм; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
К: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. 15 И. Токмакова «Опустел скво-речник». 16 Осенние загадки. Тема «Мы идем в библиотеку» (2 ч)
17 С. Маршак «Октябрь».
Создание иллюстраций к стихотворениям С. Маршака. Объясняют незнакомые слова с помощью толкового словаря. Создают иллюстрации к стихотворению. Самостоятельно читают, отвечают на вопросы по тексту. Учить:
– классифицировать книги по разным основаниям;
– презентовать понравившуюся книгу;
– находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
– находить опорные слова. Л: развивать эстетические и этические чувства.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
К: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного
диалога. 18 Н. Сладков «Сентябрь». Л. Яхнин «Осень в лесу». Тема «Наш театр» (1 ч)
19 Н. Сладков «Осень». Знакомятся с произведением Н. Сладкова «Осень». Тренируются выразительно читать этот текст. Сравнивают сказочное и реальное в произведении «Осень». Учить:
– правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте;
– читать текст по ролям. Л: проявлять интерес к общению с книгой.
П: овладеть навыками смыслового чтения.
Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
К: формулировать собственное мнение и позицию. Тема «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (3 ч)
20 Чем стихи отличаются от прозы. Работают по вопросам учебника. Готовят материал к созданию газеты «Прогулки по осеннему лесу». Учить:
– осмысленно читать учебный текст;
– обобщать пройденный материал;
– находить средства художественной выразительности, помогающие создать картину осени Л: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
П: овладеть логическими действиями сравнения, анализа, построения рассуждения.
Р: планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
К: использовать речевые средства для решения познавательных и коммуникативных задач. 21 Н. Никитин «Встреча зимы».
22 И. Бунин. «Листопад». А. Майков «Летний дождь». Раздел «Мир народной сказки» (17 ч)
Тема «Мир народной сказки» (1 ч)
23 Мир народной сказки. Работают в группах: воспроизведение сказки по фрагментам. Знакомство со сборником русских народных сказок «Заюшкина избушка». Учить:
– классифицировать книги по различным основаниям;
– рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций Л: проявлять интерес к народной сказке.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
К: формулировать собственное мнение и позицию. Тема «Битый небитого везёт, битый небитого везёт» (3 ч)
24 Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Знакомятся с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк». Рассказывают сказки по иллюстрациям. Определяют ключевые слова в тексте. Прогнозируют содержание сказки «Хитрая лиса» по заголовку. Учить:
– давать характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями;
– находить в сказках отражение быта, традиций куль туры народа, сочинившего сказку. Л: развивать мотивы учебной деятельности.
К: вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.
П: определять тему и главную мысль сказки; определять структуру народных сказок.
Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
25 Битый
небитого везет. 26 Корякская сказка «Хитрая лиса». Тема «У страха глаза велики» (3 ч)
27 Русская народная сказка «Зимовье».
«Парад живых героев сказок» – представление сказочного героя по реплике, произнесенной им. Моделируют сказки методом составления диафильма. Воспроизводят сказки с помощью диафильма. Сравнивают сказки, выявляют сходства и различия. Читают сказку «Пых». Учить:
– выделять главную мысль в тексте;
– характеризовать героев на основе текста и иллюстраций; – составлять план текста и подробно пересказывать по плану;
– сравнивать и обобщать;
– работать в группе Л: развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания.
К: формировать собственное мнение, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.Р: выполнять учебное действие по плану, используя алгоритм и в соответствии с целью. 28 Русская народная сказка «У страха глаза велики». 29 Белорусская сказка «Пых». Тема «Мы идем в библиотеку» (2 ч)
30 Работа с тематическим каталогом. Знакомятся с выставкой книг, с русскими народными сказками
в библиотеке. Выбирают книги
на основе тематического каталога. Самостоятельно читают хантыйскую сказку «Идэ». Учить:
– работать с тематическим каталогом, находить книги по различным основаниям;
– самостоятельно находить ответы на заданные вопросы. Л: развивать этические чувства.
П: овладеть логическими действиями сравнения, анализа, построения рассуждения.
Р: планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
К: учитывать разные мнения. 31 Хантыйская сказка «Идэ». Тема «Ближе матери друга нет» (5 ч)
32 Ближе матери друга нет. Работают с выставкой прочитанных ранее книг сказок. Определяют области, где жили нанайцы. Работают с заголовком и иллюстрацией. Слушают сказки. Высказывают предположения о том, чему учит сказка. Читают ненецкую сказки «Кукушка». Работают по вопросам учебника. Учить:
– находить
в сказках отражение быта, традиций народов;
– самостоятельно определять мотивы действий героев;
– строить собственные суждения;
– выбирать подходящую интонацию;
– составлять собственные тексты. Л: развивать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
Р: выполнять учебное действие по плану и в соответствии с целью, используя алгоритм; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
К: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. 33 Нанайская сказка «Айога» 34 Ненецкая сказка «Кукушка» 35 Инсценирование ненецкой сказки «Кукушка». 36 Сравнение нанайской сказки «Айога» и ненецкой сказки «Кукушка». Тема «Наш театр» (1 ч)
37 Сказка «Лиса и журавль» Формулируют основную задачу урока, основные шаги. Определяют профессии, необходимые для постановки спектакля. Слушают сказки. Работают в группе. Учить:
– делить текст на диалоги и текст автора;
– выразительно читать диалоги персонажей сказки;
– голосом передавать характер героя. Л: развивать эстетические и этические чувства.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
К: формулировать собственное мнение и позицию.
Тема «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 ч)
38 Работа со сказками.
Читают раздел. Делят все изученные сказки на группы. Работают с выставкой прочитанных книг, классифицируют сказки. Описывают любимых сказочных героев. Выполняют задания в творческой тетради. Учить:
– классифицировать по разным основаниям (различение сказок по видам);
– работать с различными видами текста;
– самостоятельно составлять текст. Л: развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
К: формировать собственное мнение, стремиться к сотрудничеству.Р: выполнять учебное действие по плану; осуществлять взаимопроверку и самооценку. 39 Лиса – сказочный герой и животное. Раздел «Весёлый хоровод» (10 ч)
Тема «Весёлый хоровод» (2 ч)
40 Весёлый хоровод.
Прогнозируют содержание урока. Работают над лексическим значением непонятных слов. Работают с выставкой книг, с репродукцией картины Б. Кустодиева «Масленица». Знакомятся с экспозицией музея. Учить:
– распознавать особенности фольклорных форм;
– осмысленно воспринимать произведения живописи;
– участвовать в коллективном обсуждении. Л: проявлять творческое отношение к созданию собственного сценария праздника.
П: владеть логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий.
Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
К: слушать собеседника и вести диалог. 41 Музей народного творчества. Тема «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, весёлые стихи, которые создали авторы» (3 ч)
42 Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. Знакомятся с малыми произведениями малых фольклорных жанров, с закличками. Читают приговорки, потешки, перевертыши; произведения Э. Успенского и Ю. Мориц. Работают с рубрикой «Мы идем в библиотеку». Сравнивают авторские произведения с фольклорными работами. Учить:
– слушать и слышать читаемый текст;
– находить общее и отличия;
– классифицировать книги по разным основаниям. Л: развивать этические и эстетические чувства.
П: определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества; сравнивать произведения фольклора разных жанров; создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию.
Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
К: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. 43 Э. Успенский «Память».
Ю. Мориц «Хохотальная путаница». 44 Устное народное творчество. Тема «Небывальщина» (1 ч)
45 Д. Хармс «Весёлый старичок». «Небывальщина». Слушают сообщение о писателе
Д. Хармсе. Самостоятельно читают стихотворение. Работают в группе: сочиняют небольшое стихотворение – небывальщину. Сравнивают про-изведения Д. Хармса с фольклорными. Учить:
– осмысленно и выразительно читать произведения;
– сравнивать авторские и народные тексты. Р: осуществлять взаимопроверку и самооценку.
Л: развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
К: формировать собственное мнение, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.Тема «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 ч)
46 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работают с выставкой книг. Отвечают на вопросы, определяют этапы выполнения заданий и выполняют их. Работают в паре: выполняют задание в творческой тетради. Читают и сравнивают два перевода стихотворения «Храбрецы». Определяют интонацию при чтении. Учить:
– выразительно читать про-изведения устного народного творчества;
– создавать текст на основе осмысления произведений устного народного творчества. К: адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Р: осуществлять взаимопроверку и самооценку.
Л: развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. 47 К. Чуковский «Храбрецы». С. Маршак «Храбрецы». Тема «Праздник, праздник у ворот» (2 ч)
48 Подготовка праздника «Весёлый хоровод».
Выделяют главные слова в названии праздника, подбирают к нему ассоциации. Составляют текст к представлению. Распределяют роли. Размечают текст. Выбирают ведущих праздника, определяют последовательность презентации. Учить:
– подбирать тексты в соответствии с заданием;
– работать в группе;
– выразительно рассказывать произведения устного народного творчества. Л: развивать мотивы учебной деятельности.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
К: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.Р: выполнять учебное действие по плану; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. 49 Праздник, праздник у ворот. Раздел «Мы – друзья» (10 ч)
Тема «Мы друзья» (3 ч)
50 Мы – друзья.
Играют в игру «Доскажи пословицу». Работают в паре. Прослушивают песню в исполнении артиста. Выразительно читают стихотворение. Знакомятся с произведением В. Орлова «Я и мы». Учить:
– работать с книгой, отбирать необходимый для самостоятельной презентации материал;
– позитивно общаться друг с другом. Л: развивать эмоционально-нравственную отзывчивость.
П: определять тему и главную мысль произведения; сопоставлять героев разных произведений.
Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью; осуществлять взаимопроверку.
К: формулировать собственное мнение и позицию. 51 Михаил Пляцковский «Настоящий друг». 52 В. Орлов «Я и мы». Тема «Хорошая горка получилась» (2 ч)
53 Н. Носов «На горке».
Воспроизводят рассказ по серии сюжетных картинок. Определяют последовательность событий, изображенных на иллюстрациях. Выбирают лучшего рассказчика в группе. Знакомятся с книжной выставкой. Учить:
– делить текст на части, озаглавливать части текста и иллюстрации;
– создавать свой текст на основе авторского текста. Л: развивать самостоятельность и личную ответственность.
П: овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи.
Р: работать с текстом произведения по алгоритму.
К: слушать собеседника и вести диалог. 54 Т. Коти «Замок на песке». Тема «Друзья познаются в беде» (2 ч)
55 С. Михалков «Как друзья познаются». Знакомятся с особенностями жанра басни. Работают по вопросам учебника. Знакомятся с произведением Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Отвечают на вопросы. Знакомятся с выставкой книг. Умеют:
– делить текст
на смысловые части, определять главный момент в развитии действия;
– давать характеристику героя произведения с опорой на текст Л: развивать этические чувства, доброжелательность и отзывчивость.
П: овладеть логическими действиями сравнения, анализа, построения рассуждения.
Р: планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
К: стремиться к сотрудничеству.56 Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Тема «Наш театр» (1 ч)
57 И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». Проводят подготовку к инсценированию басни, отбирают выразительные средства, работают в «Творческой тетради». Учить:
– голосом передавать характеристику героя;
– делить текст на диалоги и текст автора. Л: проявлять позитивное отношение к использованию правил дружеских отношений в жизни.
П: овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Р: работать с текстом произведения по алгоритму.
К: слушать собеседника и вести диалог. Тема «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 ч)
58 Басня. Мораль басни.
Работают в группе: составляют текст беседы по опорным словам («Творческая тетрадь», с. 46). Выполняют задания в «Творческой тетради (с. 47–49),
в учебнике (с. 134–137) Учить:
– сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров. Л: проявлять творческое отношение к созданию собственного сценария праздника.
П: владеть логическими действиями.
Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
К: признавать возможность существования различных точек зрения. 59 Как пересказать произведение? Раздел «Здравствуй, матушка Зима!» (11 ч)
Тема «Готовимся к празднику» (2 ч)
60 Готовимся к празднику.
Распределяются на группы. Готовятся к празднованию Нового года в соответствии с выбором группы: отбор стихотворений,
песен, игр. Создают театральные билеты, программки к празднику. Учить:
– участвовать в работе группы, обсуждать проблемы группы;
– читать тексты с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску. П: сравнивать содержание лирических произведений разных авторов и обосновывать свое мнение.
Л: развивать эстетические чувства, мотивацию к творческому труду.
Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
К: уметь слушать собеседника и вести диалог. 61 Здравствуй, матушка Зима! Тема «Чародейкою Зимою околдован лес стоит…» (3 ч)
62 А. С. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…». Знакомятся с произведением
Ф. Тютчева, отвечают на вопросы, повторно перечитывают стихотворение. Определяют средства выразительности, работают над лексическим значением слов. Знакомятся с произведениями С. Есенина. Учить:
– находить средства художественной выразительности;
– выбирать нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;
– коллективно обсуждать прочитанное, высказывать свое суждение в группе или паре. Л: проявлять интерес к изучению темы; эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы.
П: сравнивать содержание лирических произведений; владеть навыками смыслового чтения.
Р: планировать, контролировать и самостоятельно оценивать учебную деятельность.
К: готовы слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение.63 Ф. Тютчев «Чаро-
дейкою Зимою...»
64 С. Есенин «Поет зима, аукает…»; «Берёза». Тема «Зимние праздники» (3 ч)
65 С. Черный «Рождественское».
К. Фофанов «Еще те звезды не погасли...». Знакомятся с произведениями
С. Черного и Ф. Фофанова. Сравнивают стихотворения. Знакомятся со стихотворениями К. Бальмонта, С. Маршака, А. Барто, С. Дрожжина. Отвечают на вопросы учебника. Сравнивают стихотворения С. Маршака и С. Дрожжина Учить:
– находить средства художественной выразительности;
– выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;
– сравнивать произведения живописи и литературы. П: сравнивать содержание лирических произведений разных авторов и обосновывать свое мнение.
Л: развивать эстетические чувства, мотивацию к творческому труду.
Р:выполнять учебное задание в соответствии с целью и по плану; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
К: готовы слушать собеседника, вести диалог, из-лагать свое мнение. 66 К. Бальмонт «К зиме». С. Маршак «Декабрь». 67 А. Барто «Дело было в январе...». С. Дрожжин «Улицей гуляет…». Тема «Загадки зимы» (1 ч)
68 Загадки зимы. Работают над лексическим значением слова «Загадка». Читают загадки. Выделяют в тексте слова, на которые указывает загадка. Подбирают слова-ассоциации к отгадке. Учить:
– видеть средства художественной выразительности;
– сочинять загадки. Л: развивать самостоятельность.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
Р: выполнять учебное действие по плану.
К: слушать собеседника и вести диалог. Тема «Праздник начинается, конкурс предлагается» (2 ч)
69 Подготовка к коллективному инсценированию. Создают рабочие группы. Разрабатывают задания для проведения праздника. Распределяют задания между всеми участниками праздника. Развитие творческих способностей.
Учить участвовать в коллективной инсценировке Л: проявлять желание читать произведения о зиме
П: владеть навыками смыслового чтения.
Р: планировать, контролировать и самостоятельно оценивать учебную деятельность.
К: формулировать высказывания, используя новые термины. 70 Праздник
начинается, конкурс предлагается. Раздел «Чудеса случаются» (17 ч)
Тема «Чудеса случаются» (5 ч)
71 Чудеса случаются
Знакомство со сказкой А. С. Пушкина. Работают с книгами, представленными на выставке. Знакомятся со сказкой А. С. Пушкина. Определяют строчки стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определяют, сколько раз в сказке повторяется одна и та же
ситуация. Учить:
– видеть слово в поэтическом тексте, которое помогает создать образ старухи, старика, моря;
– умеют участвовать в коллективной беседе;
– находить средства художественной выразительности;
– выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;
– определять тему, главную мысль сказки;
– описывать и сравнивать героев, их характеры Л: развивать самостоятельность, личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
П: владеть логическими действиями сравнения, построения рассуждения. Использовать приобретенные знания и умения для создания сло-весного портрета литературного героя для викторины.
Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
К: активно использовать речевые средства для решения познавательных и коммуникативных задач. 72 А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». 73 Много захочешь –
последнее потеряешь 74 А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» 75 Создание обложки
к книге А. С. Пушкина. Тема «Герои литературных сказок» (4 ч)
76 Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Работают с выставкой книг по теме «Литературные сказки». Анализируют представленные книги. Читают присказки, особенности присказки, сказки. Сравнивают зайца из сказки с зайцами в других сказках. Знакомятся с книгой Дж. Харриса
«Сказки дядюшки Римуса». Выразительно читают. Учить:
– сравнивать сказки;
– создавать собственные тексты на основе художественных;
– классифицировать книги по различным основаниям Р: выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Л: развивать этические чувства, доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
П: определять отличительные признаки жанра басни; определять тему и главную мысль произведения; сопоставлять героев разных произведений.
К: формулировать собственное мнение и позицию; использовать речевые средства для предоставления результата деятельности. 77 Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». 78 Дж. Харрис «Сказки дядюшки
Римуса». 79 Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Тема «Мы идем в библиотеку» (2 ч)
80 Э. Распе «Чудесный олень». «Оттаявшие звуки». Создают собственную историю по аналогии с авторским текстом. Знакомятся с выставкой книг. Определяют, что объединяет представленные книги. Учить:
– создавать собственный текст на основе художественного по аналогии;
– выбирать и классифицировать книги по различным основаниям. Л: проявлять интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний.
П: овладеть различными действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Р: овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
К: адекватно взаимодействовать в паре и в группе. 81 Мы идем в библиотеку. Сказки Х.-К. Андерсена. Тема «Мои любимые писатели» (3 ч)
82 К. Чуковский «Я начинаю любить Бибигона». Знакомятся с К. Чуковским и его творчеством. Читают в учебнике статью о Чуковском, работают с выставкой книг. Учить:
– самостоятельно читать произведения и осмысливать их;
– определять главную мысль произведения;
– сравнивать героев и их поступки в разных произведениях. Л: проявлять творческое отношение к сочинению своей сказочной истории.
П: овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Р: осуществлять взаимопроверку и самооценку.
К: признавать возможность существования различных точек зрения.
83 К. Чуковский «Бибигон и пчела»
84 Бибигон и барон Мюнхгаузен. Тема «Наш театр» (2 ч)
85 Определение этапности подготовки к спектаклю. Определяют этапность подготовки к инсценированию произведения. Знакомятся со сказкой «Краденое солнце». Работают в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценировки сказки. Учить:
– определять характер героев, события, картины, представленные в произведении;
– выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли;
– создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Л: развивать самостоятельность и личную ответственность.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
К: формировать собственное мнение, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.Р: выполнять учебное действие по плану; учебное задание, используя алгоритм и в соответствии с целью. 86 Инсценирование сказки К. Чуков-ского «Краденое солнце». Тема «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (1 ч)
87 Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца». Рассказывают об особенностях народной и литературной сказки. Читают болгарскую сказку «Курица, несущая золотые яйца». Сравнивают болгарскую
сказку и сказку А. С. Пушкина. Учить:
– находить специфические особенности литературной сказки;
– сравнивать народную и литературную сказку. Л: развивать эстетические и этические чувства.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов.
Р: сохранять цели и задачи учебной деятельности.
К: формулировать собственное мнение и позицию. Раздел «Весна, весна! И все ей радо!» (11 ч)
Тема «Весна, весна! И все ей радо!» (2 ч)
88 Ф. Тютчев. «Зима
недаром злится…»
Работа с рубрикой «Читаем и наблюдаем» в «Творческой тетради» (с. 67–68). Знакомство с темой урока: определение опорных слов, подбор слов-ассоциаций. Чтение стихотворения Ф. Тютчева. Определение симпатий автора, выражение своих симпатий. Учить:
– находить слова, которые помогают представить картины, изображенные автором;
– определять тему и главную мысль лирического произведения; особенности лирического произведения; средства выразительности текста. Л: развивать эстетические и этические чувства.
П: определять отношение автора к герою; анализировать содержание репродукции, иллюстрации; сравнивать произведения разных авторов и обосновывать свое мнение.
Р: планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
К: признавать возможность существования различных точек зрения. 89 И. Никитин «Весна». А. Плещеев «Весна». Т. Белозеров «Подснежники». Тема «В душу уже просится весна…» (2 ч)
90 А.Чехов «Весной». А. Фет «Уж верба вся пушистая…». А. Барто «Апрель». Знакомятся с произведением А. Чехова «Весной». Сравнивают произведения со стихотворениями А. Фета и А. Барто. Проводят конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне. Подводят итоги конкурса, определяют победителя. Учить:
– осмысливать произведение; находить слова в тексте, которые позволяют увидеть картины весны, созданные автором;
– высказывать свое суждение; эмоционально воспринимать произведение Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью и используя алгоритм.
Л: развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
К: признавать возможность существования различных точек зрения.
П: определять тему и главную мысль сказки; определять виды, особенности, структуру народных сказок; формулировать вопрос и адекватно на него отвечать. 91 Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне. Тема «Мы идем в библиотеку» (3 часа)
92 С. Маршак «Март». И. И. Левитан «Ранняя весна». Проводят путешествие по картине: подбор слов, которые помогут представить реку, небо, снег. Самостоятельно знакомятся с произведением С. Маршака «Март». Самостоятельно читают стихотворения И. Токмаковой, Саши Черного. . Знакомятся с репродукцией картины Левитана «Ранняя весна». Учить:
– выбирать книгу по разным основаниям, представлять (презентовать) выбранную книгу;
– соотносить изображаемое с литературным текстом, аргументировать свой выбор. Л: проявлять интерес к чтению лирических произведений о весне; желание участвовать в конкурсе чтецов, посвященном весне.
П: сравнивать содержание лирических произведений разных авторов и обосновывать свое мнение.
Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
К: уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. 93 И. Токмакова «Весна». Саша Черный «Зеленые стихи». 94 Сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна». Тема «Наш театр» (2 ч)
95 С. Маршак «Двенадцать месяцев».
Знакомятся с пьесой-сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». Работают в группах: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценировки сказки. Учить:
– определять главную мысль произведения;
– при помощи голоса передавать характер героев.
Л: развивать самостоятельность и личную ответственность.
П: овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Р: выполнять задание в соответствии с целью.
К: формулировать высказывания, используя новые термины; учитывать разные мнения. 96 Инсценирование сказки «Двенадцать месяцев». Тема «Маленькие и большие секреты страны Литературии (2 ч)
97 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Создают свою выставку книг по прочитанным в этом году произведениям, текст о весне. Коллективно редактируют получившиеся тексты. Представляют свои работы. Учить:
– создавать различные тексты под руководством учителя по заданному алгоритму; находить средства художественной выразительности (олицетворение). Л: развивать личную ответственность за свои поступки.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
Р: выполнять учебное действие по плану.
К: слушать собеседника и вести диалог. 98 Создание текста о весне. Раздел «Мои самые близкие и дорогие» (8 ч)
Тема «Мои самые близкие и дорогие» (2 ч)
99 Роберт Рождественский «На земле хороших людей немало». Знакомятся с темой урока, читают диалог Ани и Вани, высказывания Самоварова. Рас-сматривают фотографии, беседуют по фотографии. Представляют свою домашнюю фотографию. Учить:
– определять отличительные признаки лирического произведения;
– описывать героя, его характер;
– сравнивать произведения разных авторов;
– соотносить смысл произведения и пословицы. Л: развивать мотивы учебной деятельности.
П: определять тему и главную мысль произведения; использовать приобретенные знания.
Р: владеть умением планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
К: активно использовать речевые средства для решения познавательных и коммуникативных задач. 100 Ю. Энтин «Песня
о маме». Б. Заходер «С папой мы давно решили». Тема «Нет лучше дружка, чем родная матушка» (1 ч)
101 Нет лучше дружка, чем родная матушка. Создают коллективный текст о маме. Работают в рубрике «Мастерская писателя» («Творческая тетрадь», с. 70–71). Учить:
– подбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста. Л: проявлять интерес к чтению.
П: овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Р: планировать и выполнять задание в соответствии с целью.
К:слушать собеседника и вести диалог. Тема «Лад и согласие – первое счастье» (1 ч)
102 Лад и согласие – первое счастье. Знакомятся с произведением
Дж. Родари «Кто командует?»,
с выставкой книг. Работают по вопросам учебника, работают в библиотеке. Выбирают книги по желанию, проводят презентацию своей книги. Учить:
– определять главную мысль рассказа;
– создавать текст с опорой на художественный текст. Л: развивать эстетические и этические чувства.
П: владеть навыками смыслового чтения текстов.
Р: осуществлять самооценку при выполнении учебного задания.
К: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. Тема «Если был бы я девчонкой» (2 ч)
103 Э. Успенский «Раз-гром».
Проводят игру для мальчиков «Представьте себе…». Знакомятся со стихотворением «Разгром». Перечитывают стихотворение с дополнительными вопросами. Читают стихотворение Б. Заходера «Никто». Учить:
– осмысливать главную мысль произведения под руководством учителя и самостоятельно;
– читать с опорой на знаки препинания, логические паузы;
– выражать свое отношение к содержанию текста Р: формулировать высказывание, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.
Л: развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
К: слушать собеседника и вести диалог.
П: определять тему и главную мысль сказки. 104 Б. Заходер «Никто». Тема «Наш театр» (1 ч)
105 Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Знакомятся с темой урока «Наш
театр». Определяют этапность подготовки к инсценированию произведения. Учить:
– определять главную мысль произведения;
– самостоятельно определять интонацию слов героев.
Л :развивать личную ответственность.
П: овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Р: выполнять задание в соответствии с целью.
К: признавать возможность существования различных точек зрения. Тема «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (1 ч)
106 Маленькие и боль-шие секреты страны Литературии. Создают свою выставку книг
по прочитанным произведениям, текст поздравительной открытки. Учить:
– работать с книгами, отбирать необходимый материал из книг;
– создавать поздравительную открытку для мамы и текст к ней. Л : развивать самостоятельность.
П: овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Р: выполнять задание в соответствии с целью.
К: признавать возможность существования раз-личных точек зрения. Раздел «Люблю все живое» (16 ч)
Тема «Люблю все живое» (2 ч)
107 Саша Черный «Жеребенок».
Знакомятся с названием нового раздела. Читают диалог Ани и Вани, высказывания Самоварова. Знакомятся с произведением Саши Черного «Жеребенок», выразительно читают. Знакомятся со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок». Учить:
– осмысленно читать произведения под руководством учителя;
– находить слова, которые позволяют увидеть созданную автором картину;
– участвовать в коллективной беседе. Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью, по алгоритму; осуществлять взаимооценку при выполнении учебного задания.
Л: развивать эстетические и этические чувства.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
К: строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога. 108 С. Михалков «Мой щенок». Тема «Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идет» (3 ч)
109 С. Снегирев «Отважный пингвиненок». Знакомятся с произведением Г. Снегирева «Отважный пингвиненок». Составляют таблицу вопросов по осмыслению художественного произведения. Определяют главную мысль произведения. Анализируют пословицы. Работают по вопросам учебника. Сравнивают произведения. Учить:
– делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять план, пересказывать текст;
– определять главную мысль произведения, характер героя, его настроение и чувства, отношение автора;
– сравнивать научно-познавательный и художественный текст. Л: развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
П: анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации; определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении.
Р: выполнять учебное задание в соответствии с планом и целью.
К: учитывать разные мнения и стремиться к диалогу в рамках учебного диалога. 110 М. Пришвин «Ребята и утята».
111 Е. Чарушин «Страшный рассказ». Тема «Нелегко снимать зверей» (2 ч)
112 Н. Рубцов «Про зайца». Статья о зайце из энциклопедии. Знакомятся с текстом о зайце из энциклопедии и стихотворением Н. Рубцова. Сравнивают тексты, выясняют позиции автора. Знакомятся с произведением Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Определяют тип текста. Учить:
– сравнивать различные виды текстов;
– выбирать книгу по различным основаниям, представлять выбранную книгу;
– участвовать в коллективной беседе. Л: развивать эстетические и этические чувства.
П: владеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью, используя алгоритм.
К: формулировать высказывания, используя новые термины. 113 Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Тема «Мы идем в библиотеку» (3 ч)
114 Сказки и рассказы о животных.
Знакомятся с книгами В. Бианки на выставке. Определяют, что объединяет эти книги. Делят книги на группы. Выбирают книги из представленных, рассказывают о книге. Читают произведение «Хитрый лис и умная уточка». Определяют жанр произведения. Учить:
– выбирать книги по различным основаниям;
– находить главную мысль, опорные слова;
– составлять план и пересказывать текст. Л: проявлять интерес к чтению произведений о взаимоотношениях человека с природой, животным миром.
П: определять отношение автора к герою; анализировать содержание репродукции, иллюстрации; сравнивать произведения разных авторов.
Р: планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
К: признавать возможность существования различных точек зрения. 115 Мои любимые писатели. В. Бианки.
116 В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка». Тема «О чем плачет синичка?» (2 ч)
117 Н. Сладков «Сосулькина вода», «Весенний звон», «Лисица и еж». Знакомятся с произведениями
Н. Сладкова. Самостоятельно
читают рассказы Н. Сладкова.
Определяют жанр произведений. Читают диалог ежа и лисицы по ролям. Знакомятся с книгами Н. Сладкова, рассматривают иллюстрации. Составляют каталожные карточки. Учить:
– находить в тексте слова, характеризующие героев;
– самостоятельно составлять рассказ по рисункам. Л: развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения, самостоятельность и личную ответственность.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
К: формировать собственное мнение, учитывая разные мнения, и стремиться к сотрудничеству.Р: выполнять учебное действие по плану. 118 В. Сухомлинский «Почему плачет
синичка?» Тема «Наш театр» (2 ч)
119 Знакомство со сказкой В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок». Знакомятся с темой урока. Определяют этапность подготовки к инсценированию произведения. Работают в группе: распределяют роли. Отбирают средства выразительности для драматизации рассказа. Инсценируют рассказ. Учить:
– осмысливать произведение с помощью интерпретации текста;
– выразительно читать произведения;
– инсценировать рассказ. Л: развивать эстетические и этические чувства.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности.
К: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога. 120 В. Бианки «Лесной колобок – Колючий Бок». Тема «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 ч)
121 Как написать отзыв о прочитанном произведении. Создают свою выставку книг
по прочитанным произведениям в этом разделе. Коллективно редактируют получившиеся тексты. Проводят презентацию своих работ. Создают каталог книг по выбранной теме. Учить:
– составлять отзыв о прочитанном произведении;
– находить в тексте средства художественной выразительности;
– самостоятельно составлять рассказ. Л: развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов.
Р: осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания.
К: слушать собеседника и вести диалог. 122 А. Барто «Думают
ли звери?». Раздел «Жизнь дана на добрые дела» (14 ч)
Тема «Жизнь дана на добрые дела» (2 ч)
123 С. Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах». Определяют, какие дела можно назвать добрыми. Работают с пословицей в «Творческой тетради». Записывают совершенные добрые дела. Ведут поиск добрых дел, о которых говорится в стихотворении С. Баруздина. Создают текст на тему. Учить:
– определять главную мысль произведения;
– интерпретировать текст на основе художественного текста. Л: проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников.
П: определять тему и главную мысль произведения.
Р: владеть умением планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
К: использовать речевые средства для решения познавательных и коммуникативных задач. 124 Л. Яхнин «Пятое время года». Тема «Кто добро творит, того Бог благословит» (4 ч)
125 В. Осеева «Просто старушка». Представляют письменные работы. Знакомятся с пословицами и поговорками. Читают рассказ Л. Яхнина «Силачи», произведение В. Осеевой «Просто старушка». Определяют главную мысль. Сравнивают про-изведения Л. Яхнина и В. Осеевой. Проводят коллективную работу со словом
«совесть». Учить:
– определять главную мысль произведения, находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения;
– определять жанр произведения, отношение автора к герою;
– сравнивать произведения разных авторов;
– соотносить смысл произведения и пословицы. Л: проявлять интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, различными действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Р: овладеть способностью формулировать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
К: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. 126 Э. Шим «Не смей!». 127 А. Гайдар «Совесть». 128 Елена Григорьева
«Во мне сидят два
голоса…». Тема «Кто скоро помог, тот дважды помог» (3 ч)
129 В. Осеева «Три товарища».
Знакомятся с рассказами В. Осеевой «Три товарища», И. Пивоварова «Сочинение». Создают текст «Как я помогала маме». Коллективно редактируют работу. Создают иллюстрации к сочинению. Учить:
– самостоятельно определять главную мысль произведения; – находить слова, характеризующие героя, выражать отношение к герою;
– самостоятельно создавать текст, писать сочинение. Л: развивать самостоятельность, личную ответственность за свои поступки.
П: владеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
К: активно использовать речевые средства для решения познавательных и коммуникативных задач.
Р: выполнять учебное задание, используя алгоритм. 130 И. Пивоваров «Сочинение».
131 Сочинение «Как я помогал маме». Тема «Мы идем в библиотеку» (3 ч)
132 Мои любимые писатели. Н. Носов. Знакомятся с выставкой, выбирают книгу из представленных книг. Знакомятся с творчеством писателя. Самостоятельно знакомятся с произведениями «Затейники», «Фантазеры». Определяют, почему эти книги включеныв раздел «Жизнь дана на добрые дела». Учить:
– работать с книгой, распределять книги по группам;
– определять основную мысль произведения;
– находить опорные слова в тексте Л: развивать самостоятельность, личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
П: использовать приобретенные знания и умения.
Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
К: активно использовать речевые средства для решения познавательных и коммуникативных задач. 133 Н. Носов «Затейники». 134 Н. Носов «Фантазеры». Тема «Наш театр» (1 ч)
135
С. Михалков «Не стоит благодарности». Определяют этапность подготовки к инсценированию произведения С. Михалкова «Не стоит благодарности». Выразительно читают по ролям. Сравнивают произведение с басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Учить:
– определять этапность подготовки к инсценированию произве-дения;
– выразительно читать произведение;
– самостоятельно определять главную мысль произведения. Л: развивать эстетические и этические чувства.
П: овладеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров.
Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности.
К: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера вы-сказывания в рамках учебного диалога. Тема «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (1 ч)
136 Юмористические произведения Н. Носова. Пересказывают любимые произведения Н. Носова. Создают список рекомендуемой литературы для чтения летом. Учить:
– создавать тексты на основе интерпретации художественных текстов. Л: развивать самостоятельность, личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
П: владеть навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров. описание материально-технического обеспеченияобразовательного процесса
1. Дополнительная литература.
1. Бородина, В. А. Учим читать / В. А. Бородина, С. М. Бородина. – Л. : Лениздат, 1985.
2. Кубасова, О. В. Как помочь ребенку стать читателем / О. В. Кубасова. – М. : Астрель, 2004.
3. Матвеева, Е. И. Учим младшего школьника понимать текст / Е. И. Матвеева. – М. : Вако, 2005.
4. Оморокова, М. И. Основы обучения чтению младших школьников / М. И. Оморокова. – М. : Вентана-Граф, 2005.
5. Романовская, З. И. Чтение и развитие младших школьников / З. И. Романовская. – М. : Педагогика, 1982.
6. Портфолио в начальной школе : тетрадь младшего школьника / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival.1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/education
5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12371
3. Наглядные пособия.
1. Комплект наглядных пособий «Литературное чтение. 2 класс» (16 табл.).
2. Народные сказки.
3. Комплект портретов детских писателей.
4. Комплекты детских книг для коллективного чтения.
4. Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Экспозиционный экран.
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
2. Ящики для хранения таблиц.
6. Специализированная мебель.
Компьютерный стол.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
от __________№___
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
_______________ / Т.С. Калиниченко /
Дата___________