КТП 3 класс Окружающий мир Перспектива с УУД и видами учебной деятельности
Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение
«Караульская средняя общеобразовательная школа - интернат»
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
«___» ____________2014г. «СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
___________ /__________./
«___» ____________ 2014г.
«УТВЕРЖДАЮ» Директор _____________/____________/
«___» _____________ 2014г.
Календарно-тематическое планирование
учебного курса окружающего мира
3 класс
2014 г.
Учебно - тематический план
Содержание
Кол-во часов Контрольные и проверочные работы.
1.Радость познания 12ч 1
2.Мир как дом 20ч 1
3.Дом как мир 24ч 1
4.В поисках Всемирного наследия 12ч 1
Всего 68ч 4
Календарно - тематическое планирование
№ урока № п.п. Дата Содержание материала Количество часов Вид учебной деятельности учащихся
РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ (12ч)
УУД
Предметные:
Знать пословицы о силе человеческого ума и знаний;
приводить примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека; самостоятельно формулировать вопросы о природе или жизни общества и с какой целью.
Уметь различать способы изучения окружающего мира, ставить цели и строить план исследования, проявлять интерес к изучению окружающего мира.
Знать особенности расположения сведений в изданиях справочного характера; уметь разыскать сведения в справочнике, словаре, путеводителе; уметь представить книгу, указав её автора и название
Иметь представления об особенностях различных учреждений научно-просветительского характера; уметь разыскать необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях; задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии; представлять собственные впечатления от экскурсии
иметь представление о плане местности и его видах, о масштабе, об ориентировке относительно сторон света, условных обозначениях на плане;
различать условные обозначения на плане;
характеризовать планы;
изучать и читать план своего города (села) или района города и ближайшей местности;
чертить простейший план и указывать на плане своего населённого пункта путь от дома до школы или другого учреждения (клуба, вокзала, Дома детского творчества, спортивной школы).
Научить различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего города, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане путь от дома до школы
Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте искать ту или иную страну, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; уметь соотнести название страны с названием языка и наоборот; в справочной литературе найти информацию о составе населения страны, особенностях культуры.
Знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников; найти необходимые сведения для определения маршрута; уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты.
Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; уметь систематизировать транспорт по видам; определить виды транспорта; рассказать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных
Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; уметь правильно написать адрес на почтовом конверте; различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации
Уметь применять полученные знания при работе с текстом
Познавательные:
осознавать, что знания накладывают на человека ответственность перед природой и другими людьми за то, как, в каких целях используются открытия и изобретения;
характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
знать основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для исследования окружающего мира;
узнавать и называть предметы оборудования;
задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии для удовлетворения потребности в расширении знаний, определяемой личными интересами;
осознавать значение книг в жизни человека; проявлять внимание к способам презентации интересующих детей книг в жанре «научно-популярная литература»;
выделять существенную информацию из литературы разных типов.
использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
представлять собственные впечатления от экскурсии, кратко раскрыть её содержание, сопровождая показом своих рисунков, фотографий;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию;
осознавать важность уважительного отношения к культурному многообразию человечества;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц;
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения.
Регулятивные:
планировать свои действия в течение урока;
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради для передачи информации.
проявлять интерес к целенаправленным экскурсиям для расширения знаний о природе, культуре, выдающихся земляках своего края, в целом — о России и других странах мира
моделировать различные ситуации;
контролировать о корректировать своё поведение с учётом установленных правил
проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о природе, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.
Применять полученные знания при работе с текстом.
Личностные:
проявлять интерес к изучению окружающего мира
проявлять интерес к чтению планов и их практическому использованию ;осознавать значение планов в нашей жизни;
проявлять чувство гордости за свою Родину.
понимать необходимость уважительного отношения к культурному многообразию человечества;
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов.
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока.
слушать партнёра по общению и деятельности;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
1 1 06.09 Свет знания 1 Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека. Определять сферы познания: природа и культура. Выявлять особенности познания. Высказать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения
2 2 08.09 Проверочная работа. Как изучают окружающий мир.
Практическая работа 1 Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы исследования (от постановки цели до вывода). Различать виды оборудования для изучения окружающего мира, узнавать и называть предметы оборудования, объяснять их назначение. Работая в группах, осваивать в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приёмы использования оборудования. Оценивать свои успехи при выполнении практических работ. Обсуждать рассказ «Изучили» из книги «Великан на поляне», делать вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира
3 3 13.09 Проверочная работа. Книга - источник знаний. Исследовательская работа 1 Определять тип справочной и научно-познавательной литературы. Находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе. Презентовать полюбившуюся научно-популярную книгу: правильно называть автора и название, обобщать и раскрывать содержание, демонстрировать иллюстрации по теме
4, 5 4,5 17, 20.09 Проверочная работа. Отправимся на экскурсию. Проект 2 Характеризовать различные научно-просветительские организации, находить необходимые сведения о них в путеводителях и других источниках. Работая в группах, участвовать в ролевой игре, выступая в роли экскурсоводов и экскурсантов. Обсуждать правила поведения на экскурсии. Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформлять впечатления от экскурсии: обобщать и раскрывать её содержание, демонстрировать свои рисунки, фотографии, материалы, изданные организацией (буклеты, открытки и др.). Проектное задание (проект): вместе со взрослыми побывать на экскурсии, составить фоторассказ о ней, оценить экскурсию и мотивировать свою оценку
6 6 22.09 Проверочная работа. О чём расскажет план. Практическая работа 1 Сравнивать рисунок и план местности. Работая в паре, изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространённые виды планов, обсуждать их значение в нашей жизни. В ходе практической работы в группах извлекать информацию из туристских планов, оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана
7 7 27.09 Проверочная работа. Планета на листе бумаги 1 Сравнивать план и карту, глобус и карту мира. Изучать условные знаки карты, применять их для чтения карты мира. Работая в паре, заполнять таблицу «Материки и части света». Узнавать материки и части света по силуэтам. С помощью карты учебника приводить примеры морей, рек, островов. Обсуждать роль карты в жизни людей, в нашей собственной жизни, оценивать эмоциональные впечатления от мысленных путешествий по карте
8 8 29.09 Проверочная работа. Страны и народы на политической карте мира 1 Сравнивать политическую карту мира с физической картой, определять её отличительные особенности. Находить на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние страны. Соотносить название страны с названием языка и наоборот. В справочной литературе о народах мира находить информацию о составе населения страны и об особенностях её культуры
9 9 03.10 Путешествуя, познаём мир. Практическая работа 1 Формулировать цель путешествия, соотносить личные интересы с интересами своих спутников, находить необходимые сведения для определения маршрута, оформлять дневник путешествия, оценивать результаты путешествия (достигнута ли поставленная цель). Формулировать правила ответственного туризма по отношению к природе и к местным обычаям и традициям
10 10 06.10 Проверочная работа. Транспорт. Проект 1 Различать старинные и современные средства передвижения. Систематизировать транспортные средства по видам, участвовать в дидактической игре на усвоение правил пользования транспортом, определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия по городу (селу), рассказывать сюжет из истории одного из видов транспорта (по выбору), об изобретателях, учёных. Проектное задание (проект): разрабатывать предложения об использовании общественного транспорта в просветительских целях
11 11 08.10 Проверочная работа. Средства информации и связи. Обобщение по теме. 1 Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, участвовать в дидактической игре. Рассказывать о сюжетах теле- и радиопередач, публикаций в прессе о природе, культуре, выдающихся людях России и мира (по выбору в соответствии с личными интересами)
12 12 11.10 Контрольная работа по теме «Радость познания» 1 Выполнять самостоятельно предложенные задания. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.
МИР КАК ДОМ (20ч)
УУД
Предметные:
Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве; уметь находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края.
Научить различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты
Научить характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду, понимать значение Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, знать строение Солнечной системы и названия планет, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.
Научить характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений
Уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении для живых организмов и хозяйственной жизни человека, делать доклады
Знать несколько загадок об огне, о воде и воздухе; уметь найти и характеризовать образы этих стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества, сочинять свои собственные загадки об огне, о воде и воздухе
Научить различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; извлекать из источников дополнительную информацию о полезных ископаемых, делать доклады
Научить характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; извлекать из источников дополнительную информацию о строении почвы, способах формирования почвы, делать доклады.
Научить различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия; понимать значение растений для формирования атмосферы и для питания животных и человека, приводить примеры использования растений в хозяйственной жизни людей
Знать загадки о земле и растениях; уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о земле и растениях.
Научить различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека; извлекать из источников дополнительные сведения о представителях фауны, делать доклады, обсуждать полученные сведения.
Знать загадки о животных; уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о животных в творчестве.
Знать основные группы животных по способу питания и способа защиты от врагов; понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов. Использовать дополнительную информацию из других источников для приготовления сообщений о таких животных
Научить характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.
Научить характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размножении растений, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады
Научить характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.
Знать о взаимосвязи всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли.
Знать пословицы о необходимости бережного отношения человека к природе; осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно–прикладного творчества для изготовления плакатов, призывающих взрослых и детей к охране природного мира.
Уметь анализировать и обобщать знания, полученные при изучении раздела.
Уметь применять полученные знания при работе с текстом.
Познавательные:
Осознавать символическое значение изображений окружающего мира;
выполнять задание в соответствии с целью;
выполнять учебное действие в соответствии с планом;
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Сравнивать объекты по различным признакам.
Классифицировать объекты по заданным критериям;
Извлекать информацию из дополнительных литературных источников;
Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию;
Выделять существенную информацию из литературы разных типов;
Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
В сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.
Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц;
Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию;
Извлекать информацию из дополнительных литературных источников;
Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков;
Осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания;
Использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные схемы для решения учебных задач.
Выделять существенную информацию из литературы разных типов;
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
Коммуникативные:
Строить понятные для партнёров высказывания.
Признавать свои ошибки, озвучивать их.
Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем о вопросов.
Формулировать ответы на вопросы;
Понимать красоту и символический смысл изображений окружающего мира;
Составлять рассказ на заданную тему;
Высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Классифицировать объекты по заданным критериям
Слушать партнёра по общению и деятельности, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
Продуктивно разрешать конфликты с учётом интересов всех его участников;
Строить монологическое высказывание.
Составлять рассказ на заданную тему;
Признавать свои ошибки, озвучивать их;
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Личностные:
Осознавать необходимость бережного отношения к природной среде;
Выделять из темы урока известные и неизвестные знания;
Формировать личностную ответственность за свои поступки
Быть готовым к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
Иметь представление об этических нормах через формулирование правил экологической этики;
Регулятивные:
Проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщений;
Соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
Контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Планировать свои действия в течение урока;
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Выделять существенную информацию из литературы разных типов;
Планировать свои действия в течение урока;
Применять полученные знания при работе с текстом
13 1 15.10 Анализ контрольной работы. Мир природы в народном творчестве 1 Определять образ единого дома-мира в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Воспроизводить образ дома-мира в собственном произведении
14 2 18.10 Из чего состоит всё. Исследовательская работа. Практическая работа. 1 Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твёрдые тела, жидкости и газы (на иллюстрациях учебника и в окружающей действительности). Заполнять таблицу «Твёрдые тела, жидкости и газы». Приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества. Работая в группе, проводить опыт «Вода — растворитель» (предлагать порядок проведения опыта, выбирать необходимое оборудование, выполнять действия по инструкции, фиксировать результаты опыта, формулировать вывод, осуществлять самопроверку, оценивать свои успехи)
15 3 22.10 Проверочная работа. Мир небесных тел. Исследовательская работа. Практическая работа. 1 Характеризовать Солнце как одно из небесных тел, раскрывать его значение для жизни на Земле. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь и использовать при рассказе о Солнце. Анализировать иллюстрации учебника, устанавливать связь между положением Солнца на небе и сезонными изменениями в природе и жизни людей. Сравнивать звёзды, планеты по различным признакам, заполнять таблицу «Различие звёзд по цвету», используя сведения из учебника и других источников, в том числе из Интернета. Работая в группе, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми: использовать различные источники информации при подготовке сообщения о небесных телах
16 4 25.10 Проверочная работа. Невидимое сокровище.
Практическая работа 1 Анализировать диаграмму в учебнике, с её помощью определять состав воздуха. Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их. Участвовать в игре-соревновании «Поймаем невидимку». Раскрывать значение воздуха для растений, животных, человека. Изучать свойства воздуха, наблюдать демонстрационные опыты, записывать выводы в рабочей тетради. Обсуждать рассказ «Невидимое сокровище» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики
17 5 28.10 Проверочная работа. Самое главное вещество. Исследовательская работа. Практическая работа. 1 Высказывать предположения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете. Различать состояния воды. Рассказывать о распространении воды в природе. Раскрывать значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Исследовать свойства воды в ходе практической работы в группах. Наблюдать опыт, моделирующий круговорот воды в природе. Характеризовать круговорот воды с опорой на схему в учебнике
18 6 Проверочная работа. Природные стихии в народном творчестве 1 Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Предлагать для совместной игры несколько загадок об огне, воде и воздухе из творчества народов своего края; находить и характеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края. Различать разные проявления этих стихий (вода в водоёмах разного типа, дождь, солнце, молния, огонь на земле и др.). Использовать народные приёмы изображения природных стихий для сочинения своих загадок об огне, воде, воздухе
19 7 Кладовые Земли. Исследовательская работа. Практическая работа 1 Исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах. Рассказывать по схеме о составе гранита. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов. Работая в парах, различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. Приводить примеры полезных ископаемых своего края. Работая в группах, извлекать из атласа-определителя информацию об изучаемых полезных ископаемых. Раскрывать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека, доказывать на примерах, что без полезных ископаемых невозможна хозяйственная жизнь людей. Обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики
20 8 Проверочная работа. Чудо под ногами. Исследовательская работа 1 Исследовать состав почвы в ходе практической работы в группах. Раскрывать значение почвы для живой природы и хозяйственной жизни человека. Устанавливать связь между составом почвы и её плодородием. Моделировать связи почвы и растения. Анализировать рисунок учебника, определять животных, обитающих в почве, высказывать предположения об их влиянии на плодородие почвы, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Извлекать из атласа-определителя информацию о животных почвы. Обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики
21 9 Проверочная работа. Мир растений. Проект 1 Знакомиться по тексту учебника с группами растений; классифицировать растения, представленные на иллюстрациях учебника. Узнавать группы растений по описаниям. Различать виды растений; анализировать таблицу «Число видов растений разных групп». Сравнивать схемы дыхания и питания растений, на этой основе раскрывать особую роль растений в природе и жизни людей, делать вывод о необходимости бережного отношения к растениям. Моделировать дыхание и питание растений с помощью схем-аппликаций. В ходе групповой работы определять предложенные растения с помощью атласа-определителя, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам. Использовать книгу «Зелёные страницы» для подготовки собственных сообщений о растениях. Проектное задание (проект): готовить фото- рассказ о мире растений (в том числе родного края), выражать своё отношение к нему. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений
22 10 Проверочная работа. Плодородная земля и растения в народном творчестве 1 Узнавать образы плодородной земли и растений в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Подбирать загадки о земле и растениях в творчестве народов своего края для совместной игры. Находить и характеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края, использовать приёмы народного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях
23 11 Мир животных. Проект 1 Знакомиться по тексту учебника с группами животных, классифицировать животных, представленных на иллюстрациях учебника. С помощью атласа-определителя приводить примеры животных разных групп. Различать виды животных, анализировать таблицу «Число видов животных разных групп». Сравнивать размножение и развитие животных разных групп. Работая в парах, моделировать развитие животных с помощью схем- аппликаций. В ходе групповой работы определять животных с помощью атласа-определителя, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам. Высказывать аргументированные суждения о роли животных в природе и жизни людей. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики. Использовать книгу «Зелёные страницы» для подготовки собственных сообщений о животных. Проектное задание (проект): готовить фото- рассказ о мире животных (в том числе родного края), выражать своё отношение к нему. Кратко характеризовать животных родного края на основе наблюдений
24 12 Проверочная работа. Животные в народном творчестве 1 Узнавать образы животных в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества, подбирать загадки о животных в творчестве народов своего края для совместной игры, находить и характеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного искусства своего края (в том числе и в городской архитектуре), использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного искусства для сочинения своих загадок о животных, в том числе и животных своего края
25 13 Невидимые нити в живой природе. Исследовательская работа 1 Классифицировать животных по особенностям питания. С помощью атласа-определителя приводить примеры растительноядных и хищных животных. Использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщений о таких животных. Прослеживать по схемам цепи питания. Работая в парах, моделировать цепи питания с помощью схем-аппликаций. Применять знания об особенностях питания животных для самостоятельного составления схем цепей питания. Выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов. Участвовать в старинной народной игре, объяснять её связь с темой урока. Обсуждать рассказ «Доброе слово о хищниках», формулировать соответствующие правила экологической этики
26 14 Проверочная работа. Лес - волшебный дворец. Практическая работа 1 Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия леса (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов в лесу. Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для лесного сообщества, моделировать их освоенными способами. Придумывать и разыгрывать сценки, показывающие зависимость обитателей леса друг от друга. Прослеживать по схеме в учебнике круговорот веществ в лесу. Работая в группах, использовать атлас-определитель для распознавания лесных организмов своего края и подготовки сообщений о них. Обсуждать рассказ «Шум в лесу» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Использовать книгу «Великан на поляне» для поиска необходимой информации (по заданиям рабочей тетради)
27 15 Проверочная работа. Луг - царство цветов и насекомых. Практическая работа 1 Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия луга (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов на лугу, сравнивать луговое сообщество с лесным. Обнаруживать взаимосвязи в луговом сообществе. Составлять цепи питания, характерные для луга, моделировать их освоенными способами. Рисовать схему круговорота веществ на лугу. Работая в группах, использовать атлас-определитель для распознавания луговых организмов своего края и подготовки сообщений о них. Обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Использовать книги «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» для поиска необходимой информации (по заданиям рабочей тетради)
28 16 Проверочная работа. Водоём – дом из воды. Проект 1 Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия водоёма (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов пресного водоёма, сравнивать водное сообщество с лесным и луговым. Обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для сообщества водоёма, моделировать их освоенными способами. Рисовать схему круговорота веществ в водном сообществе. Работая в группах, использовать атлас-определитель для распознавания пресноводных организмов своего края и подготовки сообщений о них. Заполнять таблицу «Сравнение двух видов жуков» в рабочей тетради. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Использовать книги «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» для поиска необходимой информации (по заданиям рабочей тетради). Проектное задание (проект): вместе со взрослыми наблюдать за жизнью природных сообществ родного края, готовить фоторассказ о своих наблюдениях, выражать своё отношение к миру природы
29 17 Проверочная работа. Как сохранить богатства природы. 1 Работая в парах, соотносить отрицательное влияние человека на природу и меры по её охране, заполнять таблицу в рабочей тетради. По рисункам-символам в учебнике рассказывать об охране природных богатств. Работая в группах, предлагать условные знаки, демонстрирующие охрану изученных природных сообществ, оценивать работу других групп, рассказывать по условным знакам об охране природных сообществ. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Высказывать аргументированные суждения о возможности своего участия в охране природных богатств, о личной ответственности за сохранность природы
30 18 Проверочная работа. Охрана природы в культуре народов России и мира. Проект 1 Анализировать пословицы и поговорки разных народов, отражающие отношение к природным богатствам, записывать в рабочей тетради пословицы (предания, сказки) народов своего края по теме урока. Узнавать с помощью средств массовой информации, Интернета, дополнительной литературы о современных способах экологически чистого образа жизни. Рисовать в рабочей тетради схему воображаемого экологически чистого поселения. Участвовать в дидактической игре по теме урока. Осуществлять в повседневной жизни правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов. Преобразовывать ненужные вещи, бросовый материал в полезные и красивые предметы. Использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного творчества для создания плакатов, призывающих к охране природного мира. Проектное задание (проект): вместе со взрослыми посетить одно из мест, связанных с охраной природы родного края (ботанический сад, зоопарк, заповедник, национальный парк и др.), подготовить фоторассказ о своих наблюдениях
31 19 Обобщающий урок по разделу «Мир как дом» 1 Пошагово проверять решения, используя алгоритм. Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях
32 20 Контрольная работа по теме «Мир как дом» 1 Выполнять самостоятельно предложенные задания. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.
ДОМ КАК МИР (24ч)
УУД
Предметные:
Знать разные значения слова «мир»: знать и соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках.
Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни.
Знать роль и назначение красного угла в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.
Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; уметь сопоставить между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов своего края; уметь сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов России и мира; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным.
Знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому
Знать пословицы и сюжеты народных сказок о верных, любящих супругах; уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза; стремиться поздравить своих родителей во Всероссийский день семьи, любви и верности.
Знать пословицы и сюжеты народных сказок о родительской любви к детям и о почтении детей по отношению к родителям; уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, спектакле; стремиться проявлять уважение к своим родителям.
Знать пословицы и сюжеты народных сказок о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых детях; знать значение своего имени
Знать народные игры, уметь определять их значение в своём развитии детей; понимать смысл игры; уметь описать правила игры и организовать её в среде сверстников
Научить характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов; извлекать из источников дополнительную информацию, делать и обсуждать доклады
Научить характеризовать функционирование основных систем организма человека; рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы.
Научить характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни.
Научить выделять компоненты здоровья человека, работать в команде.
Научить характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов чувств.
Запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях
Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности; понимать триединство, заложенное в понятии «здоровье»; уметь объяснять нравственный смысл этого триединства, необходимый для само-воспитания; проявлять уважительное, внимательное и милосердное отношение к инвалидам
Знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности; знать и выполнять правила этикета за столом; проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье
Понимать, каковы составные части семейных доходов и расходов; уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать факты из истории денег, типы денежных единиц РФ разного достоинства
Знать пословицы и сюжеты народных сказок, которые демонстрируют мудрость людей пожилого возраста; уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведениях живописи, спектакле.
Знать 1-2 стихотворения или отрывок из сказок А.С.Пушкина; уметь выразительно прочитать их; выбрать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в которых хранится память о добром деле, совершённом родным человеком, оформить для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье; уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семьеУметь анализировать и обобщать знания, полученные при изучении раздела.
Уметь применять полученные знания при работе с текстом.
Познавательные:
Осознавать символическое значение изображений окружающего мира;
выполнять задание в соответствии с целью;
выполнять учебное действие в соответствии с планом;
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Сравнивать объекты по различным признакам.
Классифицировать объекты по заданным критериям;
Извлекать информацию из дополнительных литературных источников;
Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию;
Выделять существенную информацию из литературы разных типов;
Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
В сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.
Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц;
Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию;
Извлекать информацию из дополнительных литературных источников;
Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков;
Осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания;
Использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные схемы для решения учебных задач.
Выделять существенную информацию из литературы разных типов;
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
Коммуникативные:
Строить понятные для партнёров высказывания.
Признавать свои ошибки, озвучивать их.
Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем о вопросов.
Формулировать ответы на вопросы;
Понимать красоту и символический смысл изображений окружающего мира;
Составлять рассказ на заданную тему;
Высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Классифицировать объекты по заданным критериям
Слушать партнёра по общению и деятельности, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
Продуктивно разрешать конфликты с учётом интересов всех его участников;
Строить монологическое высказывание.
Составлять рассказ на заданную тему;
Признавать свои ошибки, озвучивать их;
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Личностные:
Осознавать необходимость бережного отношения к природной среде;
Выделять из темы урока известные и неизвестные знания;
Формировать личностную ответственность за свои поступки
Быть готовым к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
Иметь представление об этических нормах через формулирование правил экологической этики;
Регулятивные:
Проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщений;
Соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
Контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Планировать свои действия в течение урока;
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Выделять существенную информацию из литературы разных типов;
Планировать свои действия в течение урока;
Применять полученные знания при работе с текстом
33 1 Анализ контрольной работы. Родной дом – уголок Отчизны 1 Объяснять значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края. Моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в устройстве старинной и современной общественной жизни. Участвовать в посильных общественных делах и праздниках
34 2 Проверочная работа. Свой дом – свой простор. 1 Сравнивать устройство старинного и современного дома. Объяснять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находить их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. Выявлять нравственный смысл конструктивных особенностей жилища в соотнесении с их назначением и ролью в жизни каждого члена семьи, сопоставлять особенности внутреннего устройства старинного и современного дома, находить общее и различное
35 3 Проверочная работа. В красном углу сесть – великая честь 1 Выявлять роль и назначение красного угла как почётного места в старинном доме; находить его аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также название в местных языках. Моделировать функции духовного центра в современном доме, презентовать традиции гостеприимства
36 4 Побываем в гостях 1 Сопоставлять особенности старинного жилища разных народов; отмечать общие и различные черты. Моделировать ситуации приёма гостей и прихода в гости. Участвовать в дидактической игре с применением старинных и современных традиций гостеприимства народов своего края
37 5 Проверочная работа. На свет появился – с людьми породнился. 1 В ходе дидактической игры применять терминологию родства к членам своей семьи, находить аналоги в терминологии родства народов своего края, использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи, устанавливать различие между терминами родства и свойства, использовать эту терминологию при определении степеней родства в своей семье. Различать термины кровного родства и духовного родства
38 6 Проверочная работа. Родословное дерево. Исследовательская работа 1 Различать способы составления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трёх-четырёх поколений. Рассказывать о профессиях старших членов семьи, друзей семьи. Оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность
39 7 Проверочная работа. Муж и жена – одна душа 1 Творчески выражать мысль о крепости брачных уз в рукотворной игрушке — подарке молодожёнам. Участвовать в кукольном спектакле «Свадебка». Оформлять поздравление родителям во Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля). Высказывать мотивированное суждение об идеальных качествах мужа и жены
40 8 Проверочная работа. Святость отцовства и материнства. 1 Творчески выражать мысль о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края; высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира
41 9 Добрые дети - дому венец. Исследовательская работа 1 Сравнивать и различать особенности в воспитании девочки и мальчика, в том числе в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков народов своего края. Находить в дополнительной литературе, Интернете материалы о значении своего личного имени, о жизни и деятельности знаменитого соотечественника — своего тёзки. Творчески выражать нравственный смысл личного имени как образец для самовоспитания; характеризовать личностные качества человека, выбранного в качестве образца для подражания
42 10 Детские игры – школа здоровья. 1 Презентовать несколько народных игр, определять их назначение в своём развитии; характеризовать заложенный в них нравственный смысл, необходимый для самовоспитания. Излагать правила игры и организовывать её в среде сверстников
43 11 Строение тела человека. Практическая работа. Исследовательская работа 1 С помощью иллюстраций учебника рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека. Давать определения органа и системы органов. Обозначать внутренние органы на схеме. Работая в группе, изучать строение и роль в организме различных систем органов. Заполнять таблицу «Системы органов человека» в рабочей тетради. Высказывать обоснованные суждения о том, почему важно знать строение и работу своего организма. Использовать дополнительную литературу, Интернет для подготовки собственных сообщений по теме урока
44, 45 12,13 Проверочная работа. Как работает наш организм. Исследовательская работа. Практическая работа 2 С помощью иллюстраций и схемы в учебнике рассказывать о работе опорно-двигательной и пищеварительной систем. Используя информацию из учебника, вписывать цифровые данные в текст рабочей тетради. Работая в парах, обозначать на схеме последовательность прохождения пищи по органам пищеварительной системы. Характеризовать работу дыхательной и кровеносной систем. В ходе групповой практической работы учиться измерять частоту пульса у себя и другого человека, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи. Высказывать обоснованные суждения о том, почему организм человека — единое целое. Раскрывать связь между работой различных систем органов
46 14 Проверочная работа. Что такое гигиена. Практическая работа 1 Работая в паре, формулировать правила выработки хорошей осанки (с опорой на иллюстрации учебника). Корректировать собственное поведение с учётом этих правил. В ходе групповой практической работы осваивать приёмы ухода за зубами, оценивать свои успехи. Классифицировать продукты по происхождению (растительного и животного происхождения). Обсуждать опасность для здоровья быстрой еды (фастфуда). Работать со взрослыми: составлять меню для своей семьи, доказывать его соответствие правилам здорового питания, готовить одно из блюд
47 15 За страницами учебника (урок-игра). Путешествие по городу Здоровейску1 Пошагово проверять решения, используя алгоритм. Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях
48 16 Наши органы чувств.
Исследовательская работа 1 Работая в паре, знакомиться со строением органов чувств, осуществлять взаимопроверку. Подписывать на схеме части глаза и уха. Характеризовать работу органов чувств. Формулировать правила гигиены органов чувств (с опорой на материалы учебника). Оценивать своё отношение к собственному здоровью. Корректировать своё поведение в соответствии с изученными правилами гигиены. Высказывать обоснованные суждения о взаимном дополнении органов чувств при восприятии окружающего мира. Использовать дополнительную литературу, Интернет для подготовки собственных сообщений по теме урока
49 17 Проверочная работа. Школа первой помощи.
Исследовательская работа. Проект 1 Сравнивать устройство медицинских термометров (ртутного и электронного). В ходе групповой практической работы учиться измерять температуру тела с помощью ртутного и электронного термометров, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи. Работая в паре, записывать номера телефонов экстренной помощи, запоминать их, осуществлять взаимопроверку. Высказывать обоснованные суждения о том, как избежать обмораживания зимой и перегревания летом. Используя информацию учебника, заполнять таблицу «Как оказывать первую помощь», практически осваивать приёмы первой помощи. Проектное задание (проект): вместе со взрослыми подготовить фоторассказ о том, что делается для охраны и укрепления здоровья членов семьи
50 18 Проверочная работа. Здоровью цены нет. 1 Различать социально-нравственные ситуации, в которых понятие «здоровье» выступает как триединство; приводить примеры уважительного, внимательного, милосердного отношения к инвалидам. Высказывать мотивированное суждение о приоритете здоровья духовного и душевного
51 19 Дом невелик, а стоять не велит. 1 Моделировать в форме дидактической игры применение правил повседневной жизнедеятельности в семье; приводить примеры нарушения или выполнения правил застольного этикета
52 20 Проверочная работа. Семейный бюджет 1 Характеризовать составные части семейных доходов и расходов. Определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности. Рассказывать о некоторых фактах из истории денег в человеческом обществе, приводить примеры денежных единиц разных стран, различать монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства
53 21 Проверочная работа. Мудрость старости. Проект 1 С помощью ключевых слов выражать своё впечатление от образа старого человека в произведении живописи. В кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края представлять ситуацию уважительного отношения к старым людям. Высказывать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира
54 22 Путешествие к А.С.Пушкину 1 Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках рода Пушкиных по линии отца и матери. Сравнивать портреты предков и потомков А. С. Пушкина, находить в них общие родовые черты. Подбирать одно-два стихотворения (или отрывки из сказок) А. С. Пушкина; выразительно читать их, иллюстрировать или драматизировать в небольшом спектакле (по выбору). Высказывать мотивированное суждение о современных читателях А. С. Пушкина как его духовных потомках
55 23 Обобщающий урок по разделу «Дом как мир» 1 Пошагово проверять решения, используя алгоритм. Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях
56 24 Контрольная работа по разделу «Дом как мир» 1 Выполнять самостоятельно предложенные задания. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.
В поисках Всемирного наследия (12ч)
УУД
Предметные:
Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; уметь рассказать об одном – двух объектах Всемирного наследия оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Знать названия четырёх башен Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Знать местонахождение озера Байкал; уметь показать его на карте России; рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе
Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях Египта; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе
Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Знать местоположение Китая на одном из материков; уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии Великую Китайскую стену; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Знать имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества, уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составить свой список Всемирных духовных сокровищ; оформить наглядный материал для презентации своего списка в классе в виде портретных изображений значимых людей, текстов, пословиц и изречений.Знать, что список объектов Всемирного наследия не ограничивается приведёнными в учебнике, уметь видеть красоту и ценить её.
Уметь применять знания, полученные на уроках.
Уметь пользоваться полученными знаниями, работать в группе, соотносить своё мнение и мнение товарищей.
Познавательные:
Осознавать символическое значение изображений окружающего мира;
выполнять задание в соответствии с целью;
выполнять учебное действие в соответствии с планом;
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Сравнивать объекты по различным признакам.
Классифицировать объекты по заданным критериям;
Извлекать информацию из дополнительных литературных источников;
Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию;
Выделять существенную информацию из литературы разных типов;
Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
В сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.
Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц;
Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию;
Извлекать информацию из дополнительных литературных источников;
Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков;
Осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания;
Использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные схемы для решения учебных задач.
Выделять существенную информацию из литературы разных типов;
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
Коммуникативные:
Строить понятные для партнёров высказывания.
Признавать свои ошибки, озвучивать их.
Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем о вопросов.
Формулировать ответы на вопросы;
Понимать красоту и символический смысл изображений окружающего мира;
Составлять рассказ на заданную тему;
Высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Классифицировать объекты по заданным критериям
Слушать партнёра по общению и деятельности, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
Продуктивно разрешать конфликты с учётом интересов всех его участников;
Строить монологическое высказывание.
Составлять рассказ на заданную тему;
Признавать свои ошибки, озвучивать их;
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Личностные:
Осознавать необходимость бережного отношения к природной среде;
Выделять из темы урока известные и неизвестные знания;
Формировать личностную ответственность за свои поступки
Быть готовым к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
Иметь представление об этических нормах через формулирование правил экологической этики;
Регулятивные:
Проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщений;
Соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
Контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Планировать свои действия в течение урока;
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Выделять существенную информацию из литературы разных типов;
Планировать свои действия в течение урока;
Применять полученные знания при работе с текстом
57 Анализ контрольной работы. Всемирное наследие. Исследовательская работа 1 Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Участвовать в дидактической игре: подбирать материал из книг, альбомов, сети Интернет, в том числе для знакомства с местными достопримечательностями природы и культуры, со святынями своего края. Рассказывать об одном-двух объектах Всемирного наследия (по выбору — в России, в том числе и в своём крае, и в мире), оформлять наглядный материал для презентации рассказа
58 Проверочная работа. Московский Кремль
Исследовательская работа 1 По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа
59 Проверочная работа. Озеро Байкал. Проект 1 Показывать местонахождение озера на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа
60 Проверочная работа. Путешествие в Египет Проект 1 Показывать на карте местоположение Египта и его столицы. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа
61 Проверочная работа. Путешествие в Грецию Проект 1 Показывать местоположение Греции и Афин на карте. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа
62 Проверочная работа. Путешествие в Иерусалим Проект 1 Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Узнавать на фотографии облик его достопримечательностей и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа
63 Путешествие в Китай Проект 1 Показывать на карте местоположение Китая и Пекина. Узнавать на фотографии облик Великой Китайской стены, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа
64 Проверочная работа. Всемирные духовные сокровища. Исследовательская работа 1 Обобщать полученные знания о многих достойных людях — художниках, писателях, учёных, исторических деятелях (с 1 по 3 класс). Сравнивать пословицы разных народов России и мира о человеческих достоинствах и соответствующие фрагменты из текстов Священных книг. Формулировать понятие о Всемирных духовных сокровищах. Называть имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества (по выбору). Воспроизводить пословицу, изречение из Священных текстов. Определять общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составлять свой список Всемирных духовных сокровищ; оформлять наглядный материал для презентации своего списка в виде портретных изображений значимых для себя людей, текстов пословиц и изречений
65 Обобщение по разделу «Всемирное наследие» 1 Пошагово проверять решения, используя алгоритм. Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях
66 Контрольная работа по разделу «В поисках Всемирного наследия» 1 Выполнять самостоятельно предложенные задания. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.
67 Анализ контрольной работы. За страницами учебника «Объекты Всемирного наследия» 1 Пошагово проверять решения, используя алгоритм. Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях
68 Закрепление изученного. КВН 1 Пошагово проверять решения, используя алгоритм. Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях
«___» ____________________ 20 г. Подпись ________________ /___________________/