Окружающий мир, УМК Перспектива, сетка ктп, 4 класс
Содержание учебного предмета
№ п/п Название раздела Количество часов характеристика основных содержательных линий
планируемые результаты на базовом и повышенном уровнях к каждому разделу учебной программы
система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («зачет/незачет», «хорошо/отлично», рейтинг, портфолио)
Мы – граждане единого Отечества
13 Общество - это мы! Необходимость объединения людей и общества. Российский народ как содружество граждан, связанных едиными целями и интересами. Конституция России как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны. Права ребёнка гарантированные федеральным законом. Особенности государственного устройства России, как независимой демократической республики и Конституция страны. Устройство государственной границы. Родные языки и творчество народов России. Диалог культур народов России. Научатся:
систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества;
название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного посёлка;
государственную символику;
государственные праздники.Различать права и обязанности гражданина России.
Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям.
Устанавливать связь особенностей государственного устройства России.
Получат возможность научиться:
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.
Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края.
Сделать презентацию «Красота природы моего Отечества». Система оценки – пятибалльная.
Вид контроля – вводный, текущий (письменный), текущий (устный)
Форма контроля –индивидуальная, парная, фронтальная.
По родным просторам
20 Физическая карта России Формы земной поверхности: равнины, горы. Низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Полезные ископаемые России и их роль в хозяйстве страны. Реки и озёра России, их значение в жизни людей. Моря, омывающие берега России. Природные зоны России. Особенности хозяйственной жизни народов России. Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах. Растения и животные из красной книги. Заповедники и национальные парки. Научатся:
распознавать условные обозначения физическойкарты России, основные формы рельефа
России и их местоположение нафизической карте страны;
знать
расположение месторождений полезных
ископаемых; термины, обозначающие
части реки, названия озёр России.
Находить на физической карте России
природные объекты и основные зоны
России.
Наносить на контурную карту границы
России и главный город своего региона.
Показывать равнины и горы,
месторождение основных полезных
ископаемых, главные реки и озёра,
основные зоны России на физической
карте страны.
Характеризовать крупнейшие равнины,
горы, реки и озёра России, полезные
ископаемые, зоны России.
Получат возможность научиться:
распознавать образцы полезных ископаемых,
описывать их по приведённому в
учебнике плану.
Знакомиться с растениями и
животными из Красной книги России обитающими в разных природных зонах.Приводить примеры редких и
исчезающих видов растений и животных
своего края.
Рассказывать о заповедниках и
национальных парках и об их охране.
Система оценки – пятибалльная.
Вид контроля – текущий (письменный), текущий (устный)
Форма контроля –индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Путешествие по Реке времени 26 В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами в изучении прошлого. «Повесть временных лет – древнерусская летопись». Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Мудрый выбор. Важнейшие деяния Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на древнюю Русь. Эпоха укрепления и расширения Московского княжества. События Смутного времени в жизни страны. Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Отечественная война 1812 года. Российская империя в XIX в. Развитие театрального, музыкального и изобразительного искусства. СССР в период до начала Великой Отечественной войны. Основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970 гг. Научатся:
Работать со схемой «Река времени».
Определять по дате век события.
Называть имена отца истории и
родоначальника древнерусского
летописания. Описывать внешний вид
археологических находок поизображениям в учебнике и в музее.
Рассказывать о роли российскихархеологов в мировой и отечественной
исторической науки. Показывать на
исторической карте места обитания
разных племён, торговые пути, древние
русские города. Объяснять значение
названия славянских племён.
Получат возможность научиться:
Составлять схемы
родственных отношений древнерусских
князей, правителей Москвы и царей.
Характеризовать роль древнерусских
князей, правителей Москвы и царей.
Объяснять важность преемственности вих государственных поступках.
Обосновывать значительность
деятельности М.В.Ломоносова,
А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, роль М.И.
Кутузова как народного полководца.
Находить сведения и
рассказывать о памятниках и памятных
местах Москвы и России, связанных ссобытиями Отечественной войны 1812
года и Великой Отечественной войны.
Составлять рассказ о жизни и
труде в тылу во время Вов.
Обсуждать значение семейныхвоспоминаний как основы общенародной
исторической памяти.
Записывать воспоминания старших
родственников о военном времени.
Приводить примеры разрушений и
потерь в Вов. Рассказывать о земляках
тружениках первой послевоенной
пятилетки. Характеризовать
созидательную деятельность страны в50-70е гг. Приводить примеры
достижений внаук и технике,
промышленности, образовании и
искусстве, в спорте. Рассказывать о
земляках – тружениках второй
половины 20 века.
Соблюдать правила безопасности
дорожного движения. Система оценки – пятибалльная.
Вид контроля – текущий (письменный), текущий (устный)
Форма контроля –индивидуальная, парная, фронтальная.
Мы строим будущее России 9 Современная Россия. Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. Продовольственная безопасность страны - важнейшая задача современности. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России. Научатся:
характеризовать особенностях периода перестройки образования Российской Федерации в 1991 г и жизни страны в первом десятилетии XXIв.
Уметь характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства
Рассказывать о сотрудничество науки и промышленности развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране-важнейшая задача нашего времени
Приводить примеры о выдающихся явлениях в современной культурной жизни России и их значение для нашей страны и для других стран мира
Получат возможность научиться: характеризовать положительный опыт развития творческих способностей, аргументировать необходимость личной ответственности
применять полученные знания
Организация экскурсий на промышленные предприятия своего края, знакомства жизни работников и жителей города(села) Система оценки – пятибалльная.
Вид контроля – итоговый, текущий (письменный), текущий (устный)
Форма контроля –индивидуальная, парная, фронтальная.
Календарно - тематическое планирование
№ урока Раздел – количество часов
Тема урока Характеристика основных видов деятельности учащихся по теме ФГОС Планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты Дата проведения урока
план факт
Мы – граждане единого Отечества.(13 час.)
1 четверть
Общество – это мы! Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и современных обществах.
Определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни.
Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник». Предметные
Научатся:
систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества;
название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного посёлка;
государственную символику;
государственные праздники.Различать права и обязанности гражданина России.
Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям.
Устанавливать связь особенностей государственного устройства России.
Получат возможность научиться:
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.
Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края.
Сделать презентацию «Красота природы моего Отечества».
Метапредметные:
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «отечественная война», «конституция», «паспорт», «дубликат», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон» и использовать их в активном словаре; определять вид общества и обосновывать своё мнение; — обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;
— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;
— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;
— устанавливать соответствие прав ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при составлении рассказа о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ о соблюдении прав и свобод ребёнка.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
— оценивать результат собственной деятельности.
Коммуникативные умения:
— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.
Личностные умения:
Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— бережное отношение к природным ресурсам России;
— творческое отношение к процессу решения кроссворда «Удивительные озёра России»;
— понимание успешности при изучении темы.
3.09 Российский народ.
Какая наука заботится твоём здоровье. (ОБЖ) Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе.
Называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности.
Характеризовать государственную символику России.
Оформлять Календарь памятных дат. 7.09 Конституция России.
Различать права и обязанности гражданина России.
Приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией. Устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры. 10.09 Права ребёнка
Что такое здоровье и какие факторы на него влияют? (ОБЖ) Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребёнка и нормы отношения к детям в культуре народов России. Объяснять связь между правами и обязанностями. Обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере его взросления. 14.09 Государственное устройство России. Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции. Объяснять в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России. 17.09 Российский союз равных.
Здоровый образ жизни. (ОБЖ) Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе. Называть и показывать столицу. Составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях. Объяснять символический смысл герба и флага. 21.09 Государственная граница России. По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море. Показывать на карте государственную границу России. 24.09 Путешествие за границу России.
Наш путь в школу и новые маршруты. (ПДД) Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья(по выбору).По карте определять названия столиц, рассказывать о важнейших природных и культурных объектах. 28.09 Сокровища России и их хранители. Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы(названия рек и других водоёмов) на родном языке и анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности. 1.10 Творческий союз.
Режим дня. (ОБЖ) Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Презентовать произведения писателей своего края на родном и в переводе на русский язык(по выбору).Составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной культуры (по выбору). 5.10 Обобщение по теме: «Мы- граждане единого Отечества». Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты о нашей стране. Находить на карте природные объекты, изображённые на фотографиях учебника. Предметные
Научатся:
распознавать условные обозначения физическойкарты России, основные формы рельефа
России и их местоположение нафизической карте страны;
знать
расположение месторождений полезных
ископаемых; термины, обозначающие
части реки, названия озёр России.
Находить на физической карте России
природные объекты и основные зоны
России.
Наносить на контурную карту границы
России и главный город своего региона.
Показывать равнины и горы,
месторождение основных полезных
ископаемых, главные реки и озёра,
основные зоны России на физической
карте страны.
Характеризовать крупнейшие равнины,
горы, реки и озёра России, полезные
ископаемые, зоны России.
Получат возможность научиться:
распознавать образцы полезных ископаемых,
описывать их по приведённому в
учебнике плану.
Знакомиться с растениями и
животными из Красной книги России обитающими в разных природных зонах.Приводить примеры редких и
исчезающих видов растений и животных
своего края.
Рассказывать о заповедниках и
национальных парках и об их охране.
Соблюдать правила безопасности
дорожного движения.
Личностные умения:
Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— бережное отношение к природным ресурсам России;
— творческое отношение к процессу решения кроссворда «Удивительные озёра России»;
— понимание успешности при изучении темы.
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг», «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ», «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;
определять:
— различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;
— особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;
— свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;
— водное пространство, его части и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
— выбирать вариант выполнения задания;
— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;
-8538845-256794000— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. 8.10 Наши проекты. За страницами учебника
Здоровое питание. (ОБЖ) Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике, учиться их показывать. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России.
Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок или глину). 12.10 Проверочная работа Изучать полезные ископаемые разных регионов России(по физической карте).Рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых.
Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника. 15.10 По родным просторам.(20 час.)
Карта – наш экскурсовод.
Что такое инфекционные болезни. (ОБЖ) Раскрывать значения рек в жизни людей. Составлять схему « Части рек», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку.
Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «протяжённость рек России». Предметные
Научатся:
распознавать условные обозначения физическойкарты России, основные формы рельефа
России и их местоположение нафизической карте страны;
знать
расположение месторождений полезных
ископаемых; термины, обозначающие
части реки, названия озёр России.
Находить на физической карте России
природные объекты и основные зоны
России.
Наносить на контурную карту границы
России и главный город своего региона.
Показывать равнины и горы,
месторождение основных полезных
ископаемых, главные реки и озёра,
основные зоны России на физической
карте страны.
Характеризовать крупнейшие равнины,
горы, реки и озёра России, полезные
ископаемые, зоны России.
Получат возможность научиться:
распознавать образцы полезных ископаемых,
описывать их по приведённому в
учебнике плану.
Знакомиться с растениями и
животными из Красной книги России обитающими в разных природных зонах.Приводить примеры редких и
исчезающих видов растений и животных
своего края.
Рассказывать о заповедниках и
национальных парках и об их охране.
Соблюдать правила безопасности
дорожного движения.
Личностные умения:
Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— бережное отношение к природным ресурсам России;
— творческое отношение к процессу решения кроссворда «Удивительные озёра России»;
— понимание успешности при изучении темы.
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг», «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ», «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;
определять:
— различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;
— особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;
— свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;
— водное пространство, его части и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
— выбирать вариант выполнения задания;
— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;
-8538845-256794000— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. 19.10 По равнинам и горам. Раскрывать значения озёр в жизни людей. Находить на физической карте России озёра и учиться их показывать. Сравнивать озёра по глубине, перечислять в порядке увеличения(уменьшения) глубины. 22.10 В поисках подземных кладовых.
Основные понятия и термины ПДД. (ПДД) Различать озёра и моря по существенному признаку (море - часть океана). Раскрывать значения морей в жизни людей, учиться показывать на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном. 26.10 Наши реки. Сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России и физическую карту. 29.10 2 четверть Озёра – краса земли.
Вредные привычки. (ОБЖ) Находить на карте природных зон России арктические пустыни, показывать их. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь. 9.11 По морским просторам. Находить на карте природных зон России зону тундры, учиться показывать её на карте. Устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни. 12.11 С севера на юг.
Ядовитые летучие вещества. (ОБЖ) Находить на карте природных зон России лесные зоны, учиться показывать их на карте. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. 16.11 В ледяной пустыне Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей, учиться показывать по карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. 19.11 В холодной тундре.
Основные виды травм. (ОБЖ) Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте и учиться показывать. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. Знакомиться с животным миром. Сравнивать природу пустынь и полупустынь. 23.11 Среди лесов. Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте и учиться показывать. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей Черноморском побережье Кавказа. Составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами. 26.11 В широкой степи.
Предупредительные сигналы. (ПДД) Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа. Анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях местных названия. 30.11 В жаркой пустыне. По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России(по выбору) с использованием материалов устного изобразительно- прикладного народного творчества и дополнительных источников информации. 3.12 У тёплого моря.
Средства помощи при травмах. (ОБЖ) Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщения классу и презентовать его. Предметные
Научатся:
распознавать условные обозначения физическойкарты России, знать расположение месторождений полезных
ископаемых; термины, обозначающие
части реки, названия озёр России.
Находить на физической карте России
природные объекты и основные зоны
России. Характеризовать крупнейшие равнины,
горы, реки и озёра России, полезные
ископаемые, зоны России.
Получат возможность научиться:
распознавать образцы полезных ископаемых,
описывать их по приведённому в
учебнике плану.
Знакомиться с растениями и
животными из Красной книги России обитающими в разных природных зонах.
Соблюдать правила безопасности
дорожного движения.
Личностные умения:
Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— бережное отношение к природным ресурсам России;
— творческое отношение к процессу решения кроссворда «Удивительные озёра России»;
— понимание успешности при изучении темы.
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
— различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;
— особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;
— свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;
— водное пространство, его части и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;
-8538845-256794000— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. 7.12 Мы- дети родной земли. Знакомиться по учебнику с растениями и животными из красной книги России, обитающими в разных природных зонах. 10.12 В содружестве с природой.
Первая помощь при кровотечении. (ОБЖ) 14.12 Контроль знаний. За 2 четверть. 17.12 По страницам Красной книги.
Как правильно обработать рану (ОБЖ) Знакомиться по материалам учебника с заповедниками и национальными парками России. Готовить сообщения классу и презентовать их. Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края. 21.12 По заповедникам и национальным паркам. 24.12 Наши проекты. За страницами учебника
Разбор дорожной ситуации на макете. (ПДД) 28.12 3 четверть Проверочная работа 14.01 Путешествие по реке времени.(26 час)
В путь по Реке времени.
Переломы. Первая помощь при переломах. (ОБЖ) На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края, определять их значимость для сохранения народной памяти. Предметные
Научатся:
Работать со схемой «Река времени».
Определять по дате век события.
Называть имена отца истории и
родоначальника древнерусского
летописания. Описывать внешний вид
археологических находок поизображениям в учебнике и в музее.
Рассказывать о роли российскихархеологов в мировой и отечественной
исторической науки. Показывать на
исторической карте места обитания
разных племён, торговые пути, древние
русские города. Объяснять значение
названия славянских племён.
Получат возможность научиться:
Составлять схемы
родственных отношений древнерусских
князей, правителей Москвы и царей.
Характеризовать роль древнерусских
князей, правителей Москвы и царей.
Объяснять важность преемственности вих государственных поступках.
Обосновывать значительность
деятельности М.В.Ломоносова,
А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, роль М.И.
Кутузова как народного полководца.
Находить сведения и
рассказывать о памятниках и памятных
местах Москвы и России, связанных ссобытиями Отечественной войны 1812
года и Великой Отечественной войны.
Составлять рассказ о жизни и
труде в тылу во время Вов.
Обсуждать значение семейныхвоспоминаний как основы общенародной
исторической памяти.
Записывать воспоминания старших
родственников о военном времени.
Приводить примеры разрушений и
потерь в Вов. Рассказывать о земляках
тружениках первой послевоенной
пятилетки. Характеризовать
созидательную деятельность страны в50-70е гг. Приводить примеры
достижений внаук и технике,
промышленности, образовании и
искусстве, в спорте. Рассказывать о
земляках – тружениках второй
половины 20 века.
Соблюдать правила безопасности
дорожного движения.
Личностные умения:
— проявлять интерес к изучению языка;
— проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов России.
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «сокровище», «духовные сокровища», «хранитель», «алфавит», «культурное достояние народов РФ» и использовать их в активном словаре;
— определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение;
— определять происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
— рассказывать о происхождении названий природных объектов
— рассказывать о хранителях языков народов России;
— рассказывать о жизни и деятельности создателя национальной письменности;
— определять на карте местоположение различных природных объектов;
— исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план;
— подбирать и писать пословицы разных народов, близкие по значению;
— составлять и оформлять презентацию о хранителе языка одного из народов России.
18.01 Путешествуем с археологами. Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике. Отмечать их возраст на схеме, сравнивать обзор оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. 21.01 По страницам летописи.
Вывихи. Первая помощь при вывихах. (ОБЖ) Показывать на исторической карте места обитания разных племён. Объяснять значение названий славянских племён. Характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике. Сравнивать находить общее и различное. 25.01 Истоки древней Руси. Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города. Рассказывать о берестяных грамотах. Знать имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства. 28.01 Мудрый выбор.
Возможные последствия шалостей. (ОБЖ) Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Объяснять значение преемственности в их государственных поступках. Обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река времени». 1.02 Наследница Киевской Руси. Составлять схему родственных отношений древнерусских князей. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках. 4.02 Москва – преемница Владимира.
Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. (ПДД) Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков. Составлять схему их родственных отношений. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках. 8.02 Начало Московского царства. Составлять схему родственных отношений правителей московской Руси. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках. Обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени». 11.02 Подвижники Руси и землепроходцы.
Опасные игрушки. (ОБЖ) Презентовать рассказы об основании сибирских городов (по выбору). Высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. 15.02 На пути к единству. Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Показывать на карте поволжские города, называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. 18.02 Начало Российской империи.
Ориентирование на местности. (ОБЖ) Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота. Промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости. 22.02 «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» Характеризовать преобразования в жизни страны в после петровскую эпоху. Обосновывать деятельность М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова.
Обосновывать роль М.И. Кутузова как народного полководца. Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну. Находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г. 25.02 Отечественная война 1812 года.
Ориентирование на местности. (ОБЖ) 29.02 Великий путь. Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог вXIX в., в том числе в своём крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали. Предметные
Научатся:
Работать со схемой «Река времени».
Определять по дате век события.
Называть имена отца истории и
родоначальника древнерусского
летописания. Описывать внешний вид
археологических находок поизображениям в учебнике и в музее.
Рассказывать о роли российскихархеологов в мировой и отечественной
исторической науки. Показывать на
исторической карте места обитания
разных племён, торговые пути, древние
русские города. Объяснять значение
названия славянских племён.
Получат возможность научиться:
Составлять схемы
родственных отношений древнерусских
князей, правителей Москвы и царей.
Характеризовать роль древнерусских
князей, правителей Москвы и царей.
Объяснять важность преемственности вих государственных поступках.
Обосновывать значительность
деятельности М.В.Ломоносова,
А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, роль М.И.
Кутузова как народного полководца.
Находить сведения и
рассказывать о памятниках и памятных
местах Москвы и России, связанных ссобытиями Отечественной войны 1812
года и Великой Отечественной войны.
Составлять рассказ о жизни и
труде в тылу во время Вов.
Обсуждать значение семейныхвоспоминаний как основы общенародной
исторической памяти.
Записывать воспоминания старших
родственников о военном времени.
Приводить примеры разрушений и
потерь в Вов. Рассказывать о земляках
тружениках первой послевоенной
пятилетки. Характеризовать
созидательную деятельность страны в50-70е гг. Приводить примеры
достижений внаук и технике,
промышленности, образовании и
искусстве, в спорте. Рассказывать о
земляках – тружениках второй
половины 20 века.
Соблюдать правила безопасности
дорожного движения.
Личностные умения:
— проявлять интерес к изучению языка;
— проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов России.
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «сокровище», «духовные сокровища», «хранитель», «алфавит», «культурное достояние народов РФ» и использовать их в активном словаре;
— определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение;
— определять происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
— рассказывать о происхождении названий природных объектов
— рассказывать о хранителях языков народов России;
— рассказывать о жизни и деятельности создателя национальной письменности;
— определять на карте местоположение различных природных объектов;
— исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план;
— подбирать и писать пословицы разных народов, близкие по значению;
— составлять и оформлять презентацию о хранителе языка одного из народов России.
3.03 Золотой век театра и музыки.
Поведение пассажиров после ДТП. (ПДД) Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в том числе в своём крае. Приводить полные названия первых консерваторий, даты создания отмечать на схеме «Река времени». 7.03 Расцвет изобразительного искусства и литературы. Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе. Характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе и в своём крае. Называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей. 10.03 В поисках справедливости.
Знакомство с компасом. (ОБЖ) Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае. Приводить примеры изменения названия городов и улиц; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию). 14.03 Век бед и побед. Характеризовать особенности развития страны; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию). 17.03 «Вставай, страна огромная!»
Определение сторон света по компасу. (ОБЖ) Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны. Приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков. 21.03 Трудовой фронт. Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в том числе своих земляков. 24.03 4 четверть «Нет в России семьи такой…»
Как правильно разжечь костёр. (ОБЖ) Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах. 4.04 После великой войны. Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. Приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне. Соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своём крае. 7.04 Достижения 1950 – 1970 годов.
Остановочный и тормозной путь автомобиля. (ПДД) Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг.XX в; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе своём крае. 11.04 Достижения 1950 – 1970 годов. 14.04 Наши проекты. За страницами учебника
Огонь- друг или враг (ОБЖ) 18.04 Проверочная работа 21.04 Мы строим будущее России.(9 час.)
Современная Россия.
Огонь- друг или враг (ОБЖ) Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. И в первое десятилетие XXI в; приводить примеры преобразований, в том числе в своём крае. Предметные
Научатся:
характеризовать особенностях периода перестройки образования Российской Федерации в 1991 г и жизни страны в первом десятилетии XXIв.
Уметь характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства
Рассказывать о сотрудничество науки и промышленности развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране-важнейшая задача нашего времени
Приводить примеры о выдающихся явлениях в современной культурной жизни России и их значение для нашей страны и для других стран мира
Получат возможность научиться: характеризовать положительный опыт развития творческих способностей, аргументировать необходимость личной ответственности
применять полученные знания
Организация экскурсий на промышленные предприятия своего края, знакомства жизни работников и жителей города(села) Личностные умения:
— проявлять желание определять происхождение названия природного объекта по его значению.
Познавательные умения:
— использовать приобретённые знания для определения названия природного объекта по его значению.
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения:
— определять и писать название природного объекта по его значению.
25.04 Контроль знаний.. За 4 четверть.Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей. 28.04 Умная сила России.
Безопасная переправа. (ОБЖ) Обсуждать значения понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе и своём крае. 5.05 Светлая душа России. Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России. 12.05 Начни с себя!
Ответственность за нарушение. (ПДД) Составлять рассказы с фотографиями выдающихся явлений культурной жизни России. 16.05 Наши проекты. За страницами учебника Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень своих личных достижений и ставить достойные цели на будущее. 19.05 Итоговая контрольная работа
Безопасная переправа. (ОБЖ) Проверить уровень знаний за год. 23.05 Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн-ринг» Обобщить знания по темам. 26.05 «Идем в прекрасное лето»
Ядовитые растения.(ОБЖ) 30.05 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Для учащихся:
1. А.А.Плешаков, М.Ю.НовицкаяОкружающий мир: учебник для 4 класса общеобразовательной школы в 2-х частях/
Москва «Просвещение» 2015 год.
2. А.А.Плешаков, М.Ю.НовицкаяОкружающий мир: рабочая тетрадь для 4 класса общеобразовательной школы в 2-х частях/.
Для учителя:
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.
«Я познаю мир» (энциклопедия)
Поурочные разработки по окружающему миру к учебнику АА. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир» УМК «Перспектива». Н.Ф. Яценко
MULTIMEDIA-поддержка курса:
Электронное приложение DVD к учебнику.
КИМы: Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир».
М.: Экзамен, 2008. (Серия «Учебно – методический комплект»)
Электронные образовательные ресурсы.
http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - Детские электронные презентации и клипы.
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – Игры, презентации в начальной школе.
http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - Учительский портал.
http://900igr.net/prezentacii-po-okruzhajuschemu-miru.html - Презентации по окружающему миру.
http://www.daler.ru/wallpapers/Природа/2.html- Картинки о природе.
http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - Открытый класс.