Рабочая программа. Окружающий мир. Перспектива ФГОС (1 класс)


Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Нижнебузулинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к
утверждению МО учителей начального
образования
Протокол от «29».08. 2016г. № 1 СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР______________
Н.С. Пушкарева
«30». 08.2016г УТВЕРЖДЕНА.
Директор:__________
Н.А. ВелицПриказ от 31.08.2016г.№ 89
Рабочая программа
начального общего образования
учебного предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
на 2016 - 2017уч. год
Составитель:
Бугаева Маргарита Викторовна,
учитель начальных классов,
I квалификационной категории
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол от 31.08.2016 г. №1

с. Нижние Бузули 2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 1 класса и реализуется на основе следующих нормативных документов:
1. ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. (Утверждён приказом Минобрнауки Р.Ф. от 06 октября 2009года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования)
3.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч.1, М.: «Просвещение», 2011г
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2015 – 2016 учебный год (приказ Министерства образования и науки России от 31.03.2014г. № 253)
5. Примерная основная образовательная программа НОО.М.: «Просвещение», 2010г.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по программе «Окружающий мир» на основе предметной линии системы «Перспектива» (Москва «Просвещение»,2011г). А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой.
Цели изучения предмета «Окружающий мир»:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика курса
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа восполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-  и социально-нравственное;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 1 класс – 66ч (33 учебные недели), 2,3 и 4 классы по 68 часов (34 учебные недели)
Роль учебного курса. В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся получат возможность расширить, систематизировать и углубить представления о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентах единого мира; обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении; получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально- научного познания и эмоционально - ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа. Обучающиеся научатся: узнавать и описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы; выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; проводить несложные наблюдения в окружающей среде, следовать правилам техники безопасности при проведении наблюдений; использовать естественно - научные тексты с целью поиска информации; использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту и природной среде; пользоваться простыми навыками контроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество. Обучающийся научится: узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Обучающийся получит возможность научиться: осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом в 1 классе: 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели в году).
Содержание учебного предмета.
Мы и наш мир (10 ч).
Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа. Культура. Природа в творчестве человека. Мы - люди. Как мы общаемся с миром. Люди - творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс в школе (12 ч).
Наш класс в школе. Мы - дружный класс. Учитель - наставник и друг. Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто еще у нас живет? Какие бывают животные. Делу - время. Книга - наставник и друг. Потехе — час.
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.
 Наш дом и семья (14 ч).
Мы в семье. Моя семья — часть моего народа. Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Комнатные растения у нас дома.
Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения.
Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село (13 ч).
Мы в городе, селе. Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей!
Мы помним наших земляков. Все профессии важны.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела»: встреча с родителями - представителями городских, сельских профессий.
Родная страна (7 ч).
Россия - наша Родина. Москва - столица России.
Мы - семья народов России.
Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки.
Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс - семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.
Человек и окружающий мир (4 ч).
Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени - свой плод. Я - часть мира.
Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющей динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.
Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника».
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». 1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу*;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы – как духовной ценности, важной для разных народов)*;
эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;
целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир – это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);
представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России*;
представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране);
положительное отношение к школе, учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира - ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям - учебнику, рабочей тетради и пр.;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;
этические чувства на основе знакомства с культурой народов России*;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫРегулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
различать природу и культуру;
различать живую и неживую природу;
отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;
различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;
соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;
называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;
распознавать и называть комнатные растения;
ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;
различать деревья, кустарники, травянистые растения;
устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;
называть наиболее распространенные растения своей местности;
различать культурные и дикорастущие растения;
различать лиственные и хвойные деревья;
называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;
называть фрукты, овощи, ягоды;
отличать животных от растений;
распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок;
перечислять группы животных и их существенные признаки;
различать домашних и диких животных;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;
называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках;
приводить примеры развивающих игр, в том числе - игр народов своего края;
ухаживать за домашними животными - собаками, кошками;
называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;
правильно обращаться с огнем, водой и электроприборами в доме;
определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;
правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;
определять ближайшие родственные связи в семье;
работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;
находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе, в творчестве народов своего края;
перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;
определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;
понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений как библиотеки и музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;
узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;
определять достопримечательности Москвы и своего региона;
определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края;
находить место России на земном шаре.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля
Формы контроля: контрольно- измерительные материалы, индивидуальные и групповые проекты, самостоятельные работы, контрольная работа, самооценка (листы самооценки), взаимооценка, рефлексия, диагностическая работа (тесты); портфолио.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
В 1 классе применяется безотметочная система оценки знаний.
Лабораторные и практические работы в 1 классе не запланированы программой «Окружающий мир».
Резерв учебного времени (6 ч) использован на проведение экскурсий и обобщение изученного за год:
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Литература для учителя:
1.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М. Просвещение, 2015г
2. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель для начальной школы. М.: Просвещение, 2009г
3.Савенков А.И. «Я – исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Самара, изд. «Учебная литература», 2007г.
4. Уроки окружающего мира. 1-3классы. С применением ИКТ. Современная школа. Методическое пособие с электронным приложением. Москва, «Планета», 2010г
5.Поурочные разработки по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР к УМК «Перспектива» ФГОС авторов А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. 1 класс- Т.Н. Максимова М: «ВАКО»2012г

CD: 1. Современная мультимедиа- энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия, 2006г (2CD)
2. Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г (2CD 3. Электронное приложение к учебнику. Окружающий мир. 1 класс. УМК «Перспектива». Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Просвещение» М.: Просвещение, 2014г (Академический школьный учебник)
Учебники
1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс, 1 и 2 части Изд-во «Просвещение», 2015г
2. Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2009г
3.Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель для начальной школы. М.: Просвещение, 2009г

Рабочие тетради
1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие тетради 1класс.1 и 2части. М.Просвещение,2012г
Методические пособия
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Уроки по окружающему миру. 1 класс- М.: Просвещение, 2009г
Технические средства обучения
Автоматизированное рабочее место учителя (АРМ) (ноутбук «SONI», принтер- сканер «brother DCP-70650NR», проектор BengБелая электронная доска SKOLA
Литература для обучающихся.
Учебники
1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1класс. 1 и 2 части. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение» - М.: Просвещение, 2012г -8шт.
2. Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2009г
3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель для начальной школы. М.: Просвещение, 2009г -1шт
Рабочие тетради
1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради 1 и 2части. М. Просвещение, 2015г -8шт.
2. Савенков А.И. «Я – исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Самара, изд. «Учебная литература», 2007г.

CD: 1. Современная мультимедиа- энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия, 2006г (2CD) -1шт
2.Электронное приложение к учебнику. Окружающий мир. 1 класс. УМК «Перспектива». Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР А. А. Плешаков М. Ю. Новицкая
1 класс УМК «Перспектива»
№ урока Дата проведения урока Фактическая дата проведения Тема урока Количество часов Планируемые результаты
Предметные результаты УУД Личностные результаты
1 1.09 «Мы и наш мир» -10 ч
Мы и наш мир.
Интегр с технологией 1ч. Ориентироваться в системе навигации учебника, рабочей тетради
Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. Запомнить домашний адрес и адрес школы. Регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью.
Познавательные:
моделирование безопасного маршрута от дома до школы.
Коммуникативные: уметь рассказывать о мире с опорой на собственные представления Научатся
участвовать в беседе,
в действиях, проявляют
интерес к предмету
изучения
2 2.09 Природа. 1ч. Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Различать растения и животных.
Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопрос;.Познавательные: различение объектов природы и объектов, созданных человеком, свои примеры
Коммуникативные: уметь высказывать предположения о том, что можно отнести к природе; высказывать предположения. Преобразовывают
информацию из одной формы в
другую.
3,
4 8.09,
9.09 Неживая и живая природа.
Интегр с технологией- 1ч
2ч. Различают и называют объекты неживой и живой природы. Приводят примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям).
Выделяют в неживой и живой природе то, что особенно нравится. Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; Познавательные: различение и называние объектов неживой и живой природы; приведение примеров объектов. Коммуникативные: уметь приводить примеры объектов природы Оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия природы; различают неживую и живую природу
5 15.09 Культура.
Интегр с технологией 1ч. Различают объекты природы и культуры. Определяют природный материал, из которого сделаны предметы культуры. Сравнивают предметы культуры. Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе с рисунками, таблицей,
Познавательные: умение располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно – недавно» Коммуникативные: уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей Оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия старинных и современных предметов
6 16.09 Природа в творчестве человека. 1ч. Систематизируют виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры.
Узнают и устно описывают образы живой и неживой природы. Читают схему изготовления игрушки, изготавливают игрушку по схеме Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: определение образа природы в произведениях культуры, понимание того, как
мастер преображает природу в своих изделиях
Коммуникативные: уметь слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. Понимают красоту произведений народного творчества
7 22.09 Мы – люди.
Интегр с технологией 1ч. Подбирают нужные слова для определения привлекательных черт в облике человека.
Оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, в том числе своего края Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве с принятой ролью.
Познавательные: обозначение подходящими словами привлекательных черт в облике человека; называть особенности традиционного костюма. Коммуникативные: уметь адекватно использовать средства устной речи для решения задач. Переживают чувства семейного единения друг с другом, сохраняющего память о дорогих нам людях
8 23.09 Как мы общаемся с миром.
1ч. Определяют и называть органы чувств.
Подбирают слова для передачи ощущении, воспринятых собственными органами чувств.
Оценивают мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира. Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; контролировать речь
Познавательные: ознакомление со способами восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств; Коммуникативные: уметь строить сообщение в соответствии с уч. задачей; Определяют интерес к познанию окружающего мира; осознают ответственность человека за общее благополучие
9 29.09 Люди – творцы культуры.
Интегр с технологией 1ч. Определяют своими словами красоту человеческого труда. Работают в группе, соблюдая правил, контролируют себя в процессе совместной работы, оценивают результаты труда.
Фиксируют при помощи фотосъёмки важнейшие моменты результатов труда Регулятивные : следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
Познавательные: осуществление поиска признаков, отличающих человека от других живых существ, почувствовать, что такое красота.
Коммуникативные : уметь контролировать себя в процессе совместной работы, соблюдая правила обращения. Выражают словами чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с народной культурой
10 30.09 Экскурсия. Путешествие в мир красок и звуков родной природы. 1ч. Путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.
Познавательные: передача словами красоты мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.
Коммуникативные : уметь формулировать мнение Формирование личностного(эмоционального) отношения к окружающему миру. Обучающиеся научатся различать разноцветные краски лиственных растений и хвойных.
Осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности
11 6.10 «Наш класс»- 12 ч
Наш класс в школе.
Интегр с технологией 1ч. Различают, определяют и называют объекты природы и предметы культуры. Сравнивают современную и старинную классную комнату. Различают старинные и современные школьные принадлежности. Моделируют ситуацию обучения в старинной школе Регулятивные : выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять поиск ответа на поставленный вопрос.
Познавательные: осознание важности школы; различать старинные и современные школьные принадлежности;
Коммуникативные: уметь владеть способами взаимодействия со сверстниками Выделяют личное (эмоциональное) отношение к школе, классу, другим ученикам
12 7.10 Мы – дружный класс. 1ч. Составляют предложения со словами «МЫ», «я», «дружный класс». Оценивают сложившиеся отношения в классе, выявляют положительные ситуации. Регулятивные : выполнять задания в соответствии с целью, поиск ответа на вопрос.
Познавательные : самостоятельное выделение познавательной цели – понимание необходимости сотрудничества
Коммуникативные : уметь осознавать необходимость сплочённости учащихся как членов коллектива – класса. Выполняют самоопределение личности на основе сознательного согласия с общими целями
13 13.10 20.10 Учитель – наставник и друг.
Интегр с технологией 1ч. Описывают своими словами образ учителя в картине. Подбирают пословицы к репродукции картины. Пересказывают рассказы родителей о своих учителях Характеризуют их облик по фотографиям из семейного альбома Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью; поиск ответа на  вопрос.
Познавательные: представление идеального образа учителя в культурной традиции народов России.
Коммуникативные: уметь понимать необходимость сотрудничества с учителем. Проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи
14 14.10 21.10 Природа в классе.
1ч. Рассуждают о целях выращивания комнатных растений.
Сравнивают похожие по внешнему виду комнатные растения, находят отличительные признаки.
Рисуют и (или) фотографируют комнатные растения своего класса. Познавательные : распознавание комнатных растений с помощью атласа-определителя «От земли до неба», Коммуникативные:, строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают ценность природного мира;
15 20.10 27.10 Как ухаживать за комнатными растениями.
Интегр с технологией 1ч. Сравнивают иллюстрации учебника и выявляют условия, необходимые для жизни комнатных растений.
Называют средства ухода за комнатными растениями, осваивают приёмы их использования (в ходе практической работы) Регулятивные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные : полив и опрыскивание комнатных растений, рыхление почвы в цветочных горшках; Коммуникативные : уметь контролировать действия партнера. Осуществляют самооценку на основе критериев успешности работы
16 21.10 28.10 Что растёт у школы.
1ч. Высказывают предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществляют самопроверку.
Различают в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения. Регулятивные : оценивать правильность выполнения действия
Познавательные : различать изученные группы растений по существенным признакам, схематически изображать Коммуникативные : уметь формулировать собственное мнение и позицию; Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ
17 27.10 3.11 Мир за стеклянным берегом.
Интегр с технологией 1ч. Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка,
фиксируют наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий. Рассказывают об известных способах и средствах ухода за обитателями живого уголка. Регулятивные: различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие Познавательные: знакомство с животными в живых уголках, с условиями их содержания; Коммуникативные: уметь аргументировать свою позицию и позиции других. Проявляют любовь к животным и чувство ответственности; в сотрудничестве с учителем
18 28.10 5.11 Кто ещё у нас живёт? 1ч. Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку.
Регулятивные : преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Познавательные : представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их  признаках; умение классифицировать их Коммуникативные : уметь задавать вопросы, контролировать речь Соблюдают правила бережного отношения к животным, принимают ценность природного мира
19 10.11 Какие бывают животные. 1ч. Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки
Регулятивные : преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные : представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их  признаках; Коммуникативные : уметь задавать вопросы, контролировать действия партнера Соблюдают правила бережного отношения к животным, принимают ценность природного мира
20 11.11 Делу – время. 1ч. Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителем. Подбирать к рисункам в учебнике подходящие пословицы, объяснять их смысл. Регулятивные : планировать и контролировать свои действия; соблюдать правила поведения на уроке Познавательные : раскрытие смысла первой части пословицы «Делу – время, потехе – час», привлекательности учения как важного дела. Коммуникативные : уметь участвовать в работе парами; договариваться Соблюдают основные моральные нормы поведения
21 17.11 Книга – друг и наставник. 1ч. Организовывать выставку любимых книг, презентовать одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Перечислять главные правила обращения с книгами. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг» Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее условиями
Познавательные : представление образа книги в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности; Коммуникативные : уметь использовать в общении правила вежливости. Положительно относятся к школе и учебной деятельности; проявляют интерес к учебному материалу
22 18.11 Потехе – час.
Игры- наше культурное богатство. 1ч. Обсуждать вторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час». Объяснять необходимость соблюдения правил поведения. Дополнять выставку старинных игрушек своего края игрушками своими, родителей, бабушек и дедушек. Сравнивать и располагать игрушки как предметы культуры Регулятивные : осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Познавательные : знакомство с тайнами игр и игрушек как хранителей знаний и образа мира, присущих каждому конкретному времени.
Коммуникативные : уметь соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского общения друг с другом. Проявляют положительное отношение к уроку окружающего мира; стремление к успешной учебной деятельности
23 24.11 «Наш дом и семья»-15 ч
Мы в семье.
1ч. Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Регулятивные : выражать своё позитивное отношение к семье и семейным ценностям; принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные : умение различать степени родства, с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым в семье Коммуникативные : уметь взаимодействовать в семье договариваться Проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи
24 25.11 Моя семья – часть моего народа. 1ч. Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Находить и называть ласковые слова в тексте колыбельной. Регулятивные : контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные : представление о семейных традициях.
Коммуникативные : уметь использовать в общении правила вежливости; Выражают положительное отношение к школе и учебной деятельности
25 30.11 Природа в доме.
1ч. Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту и уют изображённых комнат. Рассказывать о предметах природы в своём доме (квартире, комнате), обсуждать их роль в своей жизни, в жизни семьи, оценивать своё отношение к ним.
Регулятивные : действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Познавательные : осознание того, что наш дом, как и класс, наполнен природой, понимание её значения Коммуникативные : уметь участвовать в работе парами; договариваться, приходить к решению. Осознают ответственность за жизнь и здоровье живых существ в доме, проявляют любовь к своему дому
26 1.12 Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество 1ч. Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества. Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы., прослеживать по рисункам и объяснять путь воды, газа и электричества в наш дом. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;
Познавательные: представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме – результат труда человека.
Коммуникативные: уметь выбирать адекватные речевые средства в диалоге Выражают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
27 2.12 Красивые камни в нашем доме. 1ч. Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме.
Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены, осуществлять самопроверку.
Предлагать собственные варианты подобных изделий. Регулятивные: выражать позитивное отношение к неживой природе; Познавательные: знакомство с камнями как частью неживой природы, показ красоты камней и изделий из них; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; Имеют представления о ценности и уникальности природного мира; выполняют оценивание выполненной работы
28 7.12 Комнатные растения у нас дома. 1ч. Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде.
Узнавать комнатные растения по характерным признакам. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: знакомство с комнатными растениями, распознавание их на фотографии, рисунке и в натуральном виде.
Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к общему решению; использовать правила вежливости. Имеют положительное Отношение к школе, учебной деятельности, к изучению окружающего мира;
29 9.12 Выйдем в сад. 1ч. Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, осуществлять
самопроверку.
Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном виде ягоды, овощи. Соотносить плоды и растения. Рассказывать о своём саде, о помощи взрослым. Рисовать фрукты и овощи Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: определение значения слов «сад» и «огород», усвоение понятий «кустарник» на примерах. Коммуникативные: уметь адекватно использовать коммуникативные средства для решения пед. задач, Используют знаково-символические средства для решения учебных задач
30 10.12 Овощи и фрукты на нашем столе.
1ч. Различать овощи и фрукты. Оценивать своё отношение к различным овощам и фруктам, выделять среди них любимые, объяснять, что в них особенно нравится (вкус, запах, цвет и т.д.). Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне соответствия поставленной задаче.
Познавательные: повторение и расширение сведений об овощах и фруктах, о витаминах и их пользе для организма. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; Ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу края
31 14.12 Про хлеб и кашу, про чай и кофе. 1ч. Делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу.
Рассказывать, каши, чай. кофе. Соотносить растения и получаемые из них продукты питания. Практическая работа: определять крупы, , чай по фотографиям в учебнике и натуральным образцам Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия во время работы при сотрудничестве
Познавательные: знакомство с тем, как растения кормят человека; называние хлеб и каши, чай и кофе; различение видов круп.
Коммуникативные: уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Уважают труд хлебороба и людей, связанных с производством хлеба и других продуктов, бережно относятся к хлебу
32 16.12 Дикорастущие и культурные растения. 1ч. Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведённым в учебнике эталоном.
Опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения.
Регулятивные: контролировать свои действия во время работы с наглядно-образным материалом.
Познавательные: отличать культурные растения от дикорастущих; знакомство с понятиями «дикорастущие растения», Коммуникативные: уметь ориентироваться в позиции партнера в общении Выражают положительное отношение и интерес к изучению природы; понимают ценность природного мира.
33 21.12 Собака в нашем доме. 1ч. Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком.
Определять породы собак (с помощью атласа-определителя), узнавать на рисунках изученные породы. Приводить примеры пород собак. Регулятивные: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи
Познавательные: происхождение собак, наиболее распространённые породы, различение их с помощью атласа-определителя; знакомство с правилами ухода за собакой.
Коммуникативные: уметь осуществлять поиск нужного иллюстративного материала Эмоционально выражают любовь к домашним питомцам, чувство ответственности за них
34 23.12 Кошка в нашем доме. 1ч. Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления кошки рядом с человеком, о взаимоотношениях людей и кошек. Знакомиться по учебнику с породами кошек. Называть предметы ухода за кошкой. Проектное задание: (составить вымышленную историю) о своей кошке. Регулятивные: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, Познавательные: знакомство с происхождением домашней кошки, с породами кошек; различение их; Коммуникативные: уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Выражают доброе отношение
к домашним питомцам, стремятся наблюдать за ними
35 28.12 Дикие и домашние животные. 1ч. Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких — домашними, как появились домашние животные. Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: умение классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее», примеры.
Коммуникативные: уметь сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Выражают эмоционально-положительное отношение к животным;
36 29.12 С утра до вечера. 1ч. Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. С помощью условных знаков представлять домашнего труда каждого члена семьи. Представлять способы самоконтроля за соблюдением домашнею распорядка дня. Стремление самому контролировать свой распорядок дня Регулятивные: выражать свое позитивное отношение к семье.
Познавательные: представление о повседневной жизни в семье как о культурной ценности;
Коммуникативные: уметь выражать устойчивую учебно-познавательную мотивацию обучения;
формулировать собственное мнение и позицию; Стремятся контролировать свой распорядок дня; соблюдают правила обращения с огнём
37 Часть 2. «Город и село» (14 ч)
Мы в городе, в селе
1ч. Определять значение слова «односельчанин» сравнивать его со словом «земляк»; находить в этих словах общее и особенное. Сравнивать старинные и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для поддержания порядка. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять целенаправленный поиск ответа на  вопрос.
Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт;
Коммуникативные: уметь применять способы существования в городе и селе Осознают личное (эмоциональное) отношение к малой родине. Образовывать названия жителей определённых городов (сёл)
38 13.01 Красота любимого города
и родного села. 1ч. Различать названия городов (сёл), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках.. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города (села) дня выставки в классе Регулятивные: планировать, контролировать
и выполнять действие по заданному образцу, правилу.
Познавательные: особенности ландшафта, где находится родной город; происхождение названия;
Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах, группах). Осознают эстетическое своеобразие и историко-культурное значение архитектурной доминанты города
39 18.01 Природа в городе. 1ч. Сравнивать фотографии в учебнике, оценивать эмоционально-эстетические впечатления от их восприятия. Обсуждать, для чего нужна природа в городе. Проектное задание: составить подборку фотографий на тему «Природа в городе», оформить их на страницах тетради Регулятивные: планировать решение учебной задачи – выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: определение, что природа в городе – это источник красоты, здоровья, хорошего настроения.
Коммуникативные: уметь принимать участие в работе парами и группами;
Замечают и ценят природу; осознают любовь к родному городу, имеют желание украсить его
40 20.01 Что растёт в городе. 1ч. классифицировать растения по известным признакам (деревья или кустарники). Различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать их по существенным признакам, фиксировать результаты сравнения в виде зарисовки в рабочей тетради.
собственными руками Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия с поставленной задачей.
Познавательные; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы.
Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия; строить сообщение Осваивают роль ученика; проявляют интерес (мотивацию) к учению; понимают причины успеха в учебной деятельности.
41 25.01 Чудесные цветники. 1ч. Знакомиться по материалам учебника с растениями цветника.
Рассказывать о цветниках своего города.
Организовывать соревнование «Кто запомнит больше растений цветника». Регулятивные: переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
Познавательные: ознакомление с растениями цветников, их названиями; понимание заданного вопроса.
Коммуникативные: уметь распределять обязанности при работе в группе; Проявляют эстетическое отношение к природе в городе, стремятся принять участие в украшении своего города
42 27.01 В ботаническом саду. 1ч. Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада.
Рассказывать о личных впечатлениях от посещения ботанического сала.
Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада, фантазировать. Регулятивные: владеть способами самооценки
Познавательные: представление о ботаническом саде как о просветительском и научном учреждении; ознакомление с целями организации ботанических садов Коммуникативные: уметь соблюдать правила поведения в ботаническом саду; использовать в общении слова вежливости. Любуются образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями; проявляют интерес к учебному материалу
43 1.02 Кто живёт в парке. 1ч. Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в парке, классифицировать их по известным признакам (насекомые — птицы — звери), осуществлять самопроверку.
Рассказывать о собственных встречах с животными в парке Регулятивные: учитывать действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ознакомление с животными парка; понимание их значения для человека; Коммуникативные: уметь соблюдать правила поведения в парках и скверах города; принимают участие в работе парами (группами). Проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
44 3.02 В зоопарке. 1ч. Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам
Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: знакомство с зоопарком как образовательным и научным учреждением, с животными
зоопарка
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; Соблюдают правила поведения в зоопарке; представляют причины успеха в учебе; проявляют интерес к учебному материалу
45 8.02 Войдём в музей!
1ч. С опорой на собственный опыт организовывать заочную экскурсию в музей, по материалам учебника проводить экскурсию в качестве экскурсовода. Выявлять характерные черты предметов в экспозициях Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с задачей Познавательные: представления о музее как о хранителе культурных ценностей; на примерах раскрыть важность Коммуникативные: уметь допускать существование различных точек зрения; осуществлять работу в группах, распределяя обязанности. Знают правила поведения в музее и соблюдают их на практике; представляют ценность и уникальность природного мира
46 10.02 Мы помним наших земляков. 1ч. Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках.
Рассказывать о памятном посещении
памятников, посвященных прославленным землякам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные: знакомство с традициями увековечения памяти о соотечественниках в культурной традиции народов Коммуникативные: уметь использовать в общении правила вежливости Демонстрируют интерес к изучению окружающего мира; проявляют
готовность к сотрудничеству
47 22.02
Все профессии важны.
1ч. Знать важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Понимание важности профессии земледельца. Регулятивные: выполнять учебные действия Познавательные: умение использовать свой словарный запас, касающийся качеств человека и профессии; понимание важности профессии земледельца.
Коммуникативные: уважать мнение собеседников; приходить к общему мнению. Демонстрируют интерес к изучению окружающего мира; проявляют
готовность к сотрудничеству
48 1.03 Все профессии важны. Встреча с представителями сельских профессий. 1ч. Встреча с родителями, представителями городских, сельских профессий. Регулятивные: выполнять учебные действия Познавательные: умение использовать словарный запас, о качествах человека и профессии; понимание важности профессии земледельца.
Коммуникативные: уважать мнение собеседников; приходить к общему мнению. Демонстрируют интерес к изучению окружающего мира; проявляют
готовность к сотрудничеству
49 3.03 Экскурсия по родному селу. Посещение музея, библиотеки. 1ч Освоение представлений о результатах деятельности представителей сельских профессий, работников музея и библиотеки. Регулятивные: выполнять учебные действия во время экскурсии. Познавательные: пополнять сведения о качествах человека и профессии; понимание важности профессий
Коммуникативные: уважать мнение собеседников; приходить к общему мнению. Демонстрируют интерес к изучению профессий; проявляют
готовность к сотрудничеству.
50 10.
03 «Родная страна» - 7 часов
Россия – наша Родина. 1ч. Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Познавательные: первоначальные представления о географической карте и глобусе, о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве
Коммуникативные: уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников. Эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру.
51 15.03 Москва – столица России. 1ч. Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных фотографиях. Определять символический смысл московского герба. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Познавательные: знакомство с образом сердца России – Москвы как великой духовной ценности; с главными достопримечательностями.
Коммуникативные: уметь входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию; Демонстрируют интерес к изучению окружающего мира; проявляют
готовность к сотрудничеству
52 17.03 Мы – семья народов России. 1ч. Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Сравнивать пословицы разных народов России Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: представление о России как об общей родине разных народов; Коммуникативные: уметь задавать вопросы и отвечать по теме урока; проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; использовать доступные речевые средства. Проявляют интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; осуществляют позитивную самооценку;
53 31.03 Природа России. 1ч. Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника. Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России. Рассказывать о своих впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
Познавательные: работа с учебником, дополнительной литературой, ориентирование по содержанию (оглавлению) и с помощью значков-символов.
Коммуникативные: уметь задавать вопросы
и формулировать ответ. Владеют начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
54 5.04 Охрана природы. 1ч. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценивать поступки человека по отношению к природе. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные: представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по её охране; показать, как младшие школьники могут охранять природу.
Коммуникативные: уметь выражать личное восприятие мира и настроение Оценивают поступки человека по отношению к природе; осознают личное отношение к малой родине
55 7.04 Красная книга России. 1ч. Объяснять, что такое Красная книга.
Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу России. Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России. Выражать своё отношение к редким растениям и животным. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выражать свое отношение к Красной книге.
Познавательные: ознакомление с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги.
Коммуникативные: уметь приводить примеры растений и животных из Красной книги Оценивают поступки человека по отношению к природе; осознают личное отношение к малой родине
56 12.04 Заповедные тропинки. 1ч. Совершить воображаемую экскурсию в Приокско-террасный заповедник, познакомиться с ним по материалам учебника. Обсуждать, какими качествами должны обладать люди, работающие в заповедниках.
Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение к нему. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: представление о заповеднике как о месте (территории), где вся природа находится под строгой охраной. Коммуникативные: уметь принимать участие в обсуждении вопроса – какими качествами должны обладать люди. Оценивают поступки человека по отношению к природе; осознают личное отношение к малой родине
57 14.04 «Человек и окружающий мир» - 4 ч
Взгляни на человека!
1ч. Участвовать в дидактической игре с использованием характерных масок, различать понятия: внешний облик -внутренний мир человека. Подбирать ключевые слова для определения характера Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью,
Познавательные: осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознание себя творческой личностью, Оценивают образ «Я», неразрывно связанный с миром природы, миром культуры.
58 19.04 Всему свой черёд. 1ч. Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста Соотносить возрастные признаки внешности человека с признаками характерными для природы Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия,
Познавательные: умение приблизительно определять возраст мужчины; соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с признаками Выражают эмоционально-эстетическое соответствие разных периодов жизни человека
59,
60 21.04,
26.04 Я – часть мира. 2ч. Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле
Познавательные: понятие «творческая личность человека» Коммуникативные: уметь выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове..Оценивают образ «Я», неразрывно связанный с миром природы, миром культуры.
61 28.04 Резерв учебного времени. 6ч
Экскурсия. Неживая и живая природа.
За страницами учебника («Человек и окружающий мир»). 1ч. Различают и называют объекты неживой и живой природы. Приводят примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям).
Выделяют в неживой и живой природе то, что особенно нравится. Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; Познавательные: различение и называние объектов неживой и живой природы; приведение примеров объектов. Коммуникативные: уметь приводить примеры объектов природы. Делают выводы о результатах труда человека. Оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия природы; различают неживую и живую природу. Осознание личной роли в улучшении мира природы.
62 3.05 Экскурсия в Музей боевой и трудовой славы села. 1 Обобщать известные по предыдущим урокам сведения о профессиях. Устанавливать зависимость между качествами человека и профессией земледельца. Коммуникативные:моделировать ситуацию «интервью» Регулятивные:выбрать будущую профессиюи соотнести с оценкой своего характера.Познавательные:оценить важность всех профессий. Осознать роль музеев боевой и трудовой славы села, проявлять гордость за тружеников села.
63 5.05 Экскурсия по родному селу. Знакомство с особенностями ландшафта, значением и и происхождением названий, архитектурой. 1 Осознавать: мир - общество людей, живущих одними заботами.
Дом- частица мира. Традиции родного села. Старинные и современные здания. Регулятивные:находить название улиц, объяснять происхождение названий, применятьзнание краеведческого материала. Познавательные:осознавать роль архитектуры в облике села. Коммуникативные:приходить к общему мнению об улучшении облика села. Проявлять интерес к истории села, определять значение названий улиц; проявлять чувство патриотизма
64 10.05 Обобщение. Растения цветника, комнатные растения. 1 Обобщить материал о растениях цветника.
Рассказывать о цветниках своего города.
Обобщить материал о комнатных растениях. Регулятивные: переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
Познавательные: обобщение знаний о растениях цветников, их названиями.
Коммуникативные: уметь привлечь внимание к неизученным комнатным растениям. Проявляют эстетическое отношение к природе в городе, стремятся принять участие в украшении своего села.
65,
66 12.05,
17.05 Обобщение изученного за год. 2 Называть ключевые слова, общие для возрастного этапа жизни (детство, молодость, зрелость, старость) и определённых периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия Познавательные: представление образа женщины в разные возрастные периоды её жизни; Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; вступать в диалог с учителем Владеют нормой и правилами культурного отношения к женщине, уважения к достоинству человека в