Рабочая программа внеурочной деятельности «Этическая грамматика» Н.Е.Богуславская, Н.А. Купина, 2 класс, 2015.


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тип программы Программа общеобразовательных учреждений
Статус программы Рабочая программа учебного курса
Название, автор и год издания предметной учебной программы Рабочая программа внеурочной деятельности «Этическая грамматика» Н.Е.Богуславская, Н.А. Купина, 2015.
Категория обучающихсяУчащиеся 2-в класса МБОУ СОШ №54
Сроки освоения программы 1 год
Объём учебного времени 34 часов
Форма обучения Очная
Режим занятий 1 час в неделю
1. Пояснительная записка
Этическая культура рассматривается как образ жизни, ориентирующий подростков на нравственные ценности. Это достигается путём того, что содержание занятий и их методическая инструментовка объединяют в логическую канву знания, чувства и поведение подростков. Педагог воздействует на эмоциональную сферу младших школьников путём включения в урок психологических экспериментов, тестов, упражнений, педагогических задач, элементов игры, деятельности, творчества.
Рабочая программа курса «Этическая грамматика» разработана на основе Основной образовательной программы ОУ. В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Цель изучения курса «Этическая грамматика»: формирование у школьников этической культуры, т.е. образа жизни, ориентирующего растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений; простых норм нравственности, предполагающих дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому. Занятия кружка «Этическая грамматика» рассчитаны на то, чтобы для учащихся стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми - лживость, предательство, высокомерие, грубость.
Задачи курса:
1. Подготовить ребенка к вхождению во взрослую жизнь и помочь ему сориентироваться в его настоящей окружающей жизни.
2. Обогащать эмоциональный мир школьников нравственными переживаниями и чувствами.
3. Познакомить со знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения.
4. Формировать представление о воспитанности.
5. Систематически накапливать и обогащать навыки нравственного поведения учащихся путём организации их практической деятельности.
6. Развивать навыки организации нравственного самовоспитания школьников.
7. Формировать у детей умение оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности.
2.Общая характеристика предмета
Программа курса «Этическая грамматика» для учащихся 2 – 4 классов является возможностью формирования значимых нравственных категорий и принципов духовно-нравственного отношения к себе и окружающим (людям, природному миру) в современной жизни. Каждое из занятий данного курса направлено на усвоение и присвоение детьми социальных норм и ценностей, что способствует процессу их социализации и социальной адаптации. Данная программа рассчитана на постепенное «расширение и углубление знаний и опыта поведения детей от класса к классу. Оно состоит из четырех разделов (в соответствии со школьными четвертями): первый раздел посвящен этике общения, второй – этикету, третий – этическим нормам отношений с окружающими, четвертый – этике отношений в коллективе. Содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с возрастом учащихся. Основополагающими принципами построения курса являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.
3. Содержание учебного предмета
В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
 ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
 учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
 обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
 разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Методы, используемые при изучении курса:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания
школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальнуюсамостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Формы проведения занятий:
- эвристические беседы;
- различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.); - учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- практикумы;
- различные викторины и другие конкурсные события;
- творческие мастерские.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этическая грамматика»
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут
сформированы Обучающийся получит
возможность для формирования
Внутренняя позиция школьника
формирование ответственногоотношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостногомировоззрения, соответствующего
современному уровню развития общества;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативнойкомпетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности. внутренней позиции школьника науровне положительного отношения к себе и окружающим его людям, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
 получение обучающимися опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Познавательные универсальные действия
Ученик научится Ученик получит возможность
научиться
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков
анализировать объекты с выделением
существенных и несущественных признаков осуществлять анализ объектов свыделением разных признаков
Умение выбрать основание для сравнения объектов
сравнивать по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии
Умение выбрать основание для классификации объектов
проводить классификацию по заданным критериям осуществлять классификацию
самостоятельно выбирая критерии
Умение доказать свою точку зрения
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях строить логические рассуждения,
включающие установление причинно-следственных связей
Умение определять последовательность событий
устанавливать последовательность событий устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы
Умение определять последовательность действий
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление поего описанию) и самостоятельно
представлять информацию в неявном виде.
- Регулятивные универсальные действия
Ученик научится Ученик получит возможность
научиться
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи
принимать и сохранять учебные цели и задачи в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
Умение контролировать свои действия
осуществлять контроль при наличии эталона осуществлять контроль на уровне
произвольного внимания
Умения планировать свои действия
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале
Умения оценивать свои действия
оценивать правильность выполнения
действия на уровне ретроспективной оценки самостоятельно адекватно оценивать
правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы висполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
- Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится Ученик получит возможность научиться
Умение объяснить свой выбор
строить понятные для партнера
высказывания при объяснении своего выбора строить понятные для партнера
высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы
Умение задавать вопросы
формулировать вопросы формулировать вопросы, необходимые дляорганизации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• уважительное отношение к традиционным религиям;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
•элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание):
• ценностное отношение к природе;
• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
• элементарные знания о нормах экологической этики;
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
5. Тематическое планирование
№ Тема Количество часов
1 Речь
1
2 Культура речи
1
3 «Настоящий мужчина» 1
4 «Деловой человек»
1
5 О вежливости 1
6 Что такое этикет
1
7 Умение вежливо слушать
1
8 Не ссориться и не обижаться друг на друга
1
9 «Разрешите мне сказать»
1
10 Знакомство
1
11 Поведение за столом
1
12 У тебя в гостях подруга
1
13 Прощание с гостем
1
14 Игра в гости
1
15 Прощание перед сном
1
16 Утреннее приветствие
1
17 Об уступчивости
1
18 Вежливая просьба
1
19 Поведение в общественном транспорте
1
20 Поведение у театральной кассы
1
21 В театре
1
22 В поликлинике
1
23 В детской библиотеке
1
24 Поведение в кафе
1
25 В парикмахерской
1
26 Утешение
1
27 У постели больного
1
28 Разговор с младшим
1
29 Разговор с незнакомым на улице
1
30 Обращение к взрослому человеку
1
31 Вежливый разговор по телефону
1
32 Разговор о животных и с животными
1
33 Поздравление и пожелание
1
32 Прощание с близкими перед отъездом 1
Итого 34
6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения:
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):
 персональный компьютер;
 интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
 колонки;
DVD – комплекс
Наглядные пособия по курсу:
 видеоуроки по темам курса;
 ЭОРы по темам курса;
 инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
 раздаточный материал для освоения разделов курса.
Список литературы
для учителя:
1. Агапова И.А. , Давыдова М.А. Общество хороших манер. Сценарии внеклассных мероприятий. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2009.
2. Обухова Л.А. Школа докторов природы. – М.: ВАКО, 2004.
3. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
для учащихся:
1. Азбука юного джентльмена для мальчиков /Сост.С.Т.Галкина.- М.: Олимп,2000.
2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: Книга для учащихся.- М.:
Просвещение,1988.
3. Мартышин В.С. Твоя родословная: учебное пособие.- М.: Школьная пресса,2000.
4. Речь и этикет: Книга для учащихся. - М.:Просвещение,1983.
5. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. - М.: Просвещение,1991.
6. Этикет во все времена: Я познаю мир: Детская энциклопедия.- М.: Астрель, 2000.
7. Этикет для девочек /Сост. В.Иванова. - М.:Премьер,199.
7. Планируемые результаты изучения учебного курса
К концу учебного года учащиеся 2 класса должны знать:
-основные правила этикета и культуры поведения.
Учащиеся должны уметь:
-пользоваться в повседневной жизни полученными знаниями,
быть этически грамотными.