Программа по внеурочной деятельности Этическая грамматика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

Утверждено
решение педсовета протокол №1
от «29» августа 2014 года
Директор МБОУ СОШ №5
________С.С. Григорьева



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Этическая грамматика» в 5 классе
Количество часов: 34 ч.
Учитель: Каменева Инна Анатольевна

Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Этическая грамматика» доктора педагогических наук, профессора А.И. Шемшуриной, школьного проекта «Школа-центр нравственно-этического воспитания».






Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Этическая грамматика» являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
программа «Этическая грамматика» доктора педагогических наук, профессора
А.И. Шемшуриной;
школьный проект «Школа-центр нравственно-этического воспитания».

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить ребенка от мира жестокости и грубости, познакомить с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.
Включение в педагогическую систему образования специализированного предмета этики как мощного педагогического инструмента нравственного влияния на развивающуюся личность школьника продиктовано сегодня самой жизнью.
Цель:
воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного
гражданина России;
формирование у учащихся адекватного коммуникативного поведения.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование основ морали осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Особенности обучения по предмету
Занятия курса «Этическая грамматика» построены в форме этического диалога.
Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием диалогового педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Этический диалог - средство пробуждения в обучающихся стремления с нравственных позиций рассмотреть взаимозависимость окружающей жизни с собственной жизнедеятельностью, сферу человеческих взаимоотношений соотнести с опытом личных взаимоотношений с другими, область приложения индивидуальных возможностей и человеческих устремлений сопоставить с нравственными потребностями своего «Я».
Многоаспектный диалог должен быть:
равноправным взаимодействием учителя и детей по самым главным «вечным» вопросам человеческой жизни, в процессе которого вырабатывается индивидуальный взгляд и личностная позиция подростка на эти вопросы;
общением, где ребенок субъект мышления и деятельности, мнение и позиция которого важны для всех как голос в «диалоге голосов».
Сценарий этического диалога имеет следующие составляющие:
завязка, выявляющая проблему.
Такой завязкой может быть диагностирующая методика, проблемная ситуация, альтернативное суждение, нравственная коллизия.
процесс диалогического общения по выявленной проблеме, развертывающийся по логике развивающегося взаимодействия.
Здесь могут быть использованы индивидуальные и групповые обоснования альтернативных суждений, вычленение доказательств, формулирование определившихся позиций, выбор высказываний, афоризмов.
точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения альтернативных позиций, суждений.
При этом суждение, которое объективно выводит на нерешенные «вечные» проблемы человеческого бытия, не заканчивается в данном диалоге. Оно оставляется для индивидуального размышления.
нравственный выбор как внутренний диалог подростка с собой, как самоопределение, самооценка.
«открытый» финал как возможность последующего индивидуального размышления над проблемой.
Такое построение этического диалога создает условия для углубленного взаимодействующего размышления подростков по затронутой проблеме и заинтересованной сопричастности каждого, что имеет своим следствием рост этического сознания.
Выбор методической канвы диалога зависит и от сложности этических проблем, которые должны соответствовать возрастным возможностям учащихся.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися по следующим направлениям.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
4. Формирование ценностного отношения
·к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Место учебного курсав Базисном учебном (образовательном) плане:
Программа является составной частью общешкольной программы «Школа – центр нравственно-этического воспитания», является преемственной по отношению к занятиям «Этика» внеурочной деятельности в школе, основана на технологии этического диалога и реализуется в 5-х классах в рамках внеурочной деятельности.
Для достижения поставленных целей на уроках будут использоваться следующие методы и формы:
этический диалог;
фронтальная беседа;
дискуссии по нравственной тематике;
игровые виды деятельности;
чтение рассказов;
просмотр кинофильмов;
обсуждение картин;
конкурсы;
игры по этикету;
анализ и обыгрывания ситуаций;
групповая деятельность;
работа в парах;
Содержание программы
Введение: пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет (С.Маршак).
1.Быть воспитанным - что это значит.
1.Вежливость как основа воспитанности.
2.Какого ты рода, племени?
3.Точность, обязательность, аккуратность.
4.Не сладок плод бездельного досуга.
5.Праздник школьного вальса.
6.Внешняя и внутренняя воспитанность человека.
2.Этика и этикет.
1.Этические нормы этикета.
2.Вот это стол - за ним едят.
3.Вот это стул - на нём сидят.
4.Дома и в гостях.
5.В школе ты хозяин и гость.
6.Правила на каждый день.
7.Правила на каждый день.
3.Об умении думать о других.
1.Ты живёшь среди людей.
2.Добротой себя измерь.
3.Чью старость утешил?
4.Раздели печаль и радость другого.
5.О матерях можно говорить бесконечно (М.Горький).
6.Умей быть благодарным.
7.Праздник благодарности.
8.Завтрашний характер - в сегодняшнем поступке.
9.Береги всё живое.
10.Расскажи мне обо мне (Разговор за круглым столом).
4.До дружбы надо вырасти.
1.Дружба начинается с улыбки.
2.Одноклассник, товарищ, друг.
3.Отчего бывает одиноко?
4.Чтобы быть понятым.
5.Дружили мальчик с девочкой.
6.Чувствовать состояние другого человека.
7."Без друзей меня чуть-чуть."
Заключение: В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души.
Планируемые результаты образования
Личностные результаты:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о нормах экологической этики;
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
Материально техническое обеспечение:
Портативный компьютер учителя
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Нетбуки для учащихся
Документ-камерa
Телевизор
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя:Учеб.-метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шемшурина А.И.Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми. М.:Лика, 2006.
А.И. Шемшуриной «Нравственно-этическое воспитание. Технология этического диалога»
Шемшурина А.И., Клепиков В.Н. Хрестоматия по этике (5-6 классы) – М.: Школа – Пресс, 2004г.
Шемшурина А.И., Шемшурин А.А., Величко О.Ю. Диагностика нравственно-этической воспитанности детей и подростков в системе непрерывного этического воспитания; – М.: Школа – Пресс, 2004г.
Шемшурина А.И., Клепиков В.Н., Шемшурин А.А.Субъектный подход к ребёнку в нравственно-этическом воспитании школьников; – М.: Школа – Пресс, 2004г.
Шемшурина А.И. Нравственное воспитание старшеклассников на уроке этики; – М.: Школа – Пресс, 2004г.
Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»
Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2003 г.
Оганесян С.С.Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 2005г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

Утверждено
решение педсовета протокол №1
от «29» августа 2014 года
Директор МБОУ СОШ №5
________С.С. Григорьева



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности
«Этическая грамматика» в 5 классе
Количество часов: 34 ч.
Учитель: Каменева Инна Анатольевна

Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Этическая грамматика» доктора педагогических наук, профессора А.И. Шемшуриной, школьного проекта «Школа-центр нравственно-этического воспитания».





Календарное планирование занятий на 2014-2015 уч.год
Тема занятия
Время проведения
Количество часов

1.Быть воспитанным - что это значит?



1.Вежливость как основа воспитанности.
01.09.
1

2.Какого ты рода, племени?
08.09.
1

3.Точность, обязательность, аккуратность.
15.09.
1

4.Не сладок плод бездельного досуга.
22.09.
1

5-6.Праздник школьного вальса.
29.09;06. 10.
2

7.Внешняя и внутренняя воспитанность человека.
13. 10.
1

2.Этика и этикет.



8. Этические нормы этикета.
20. 10.
1

9. Вот это стол - за ним едят. Вот это стул - на нём сидят.
27. 10.
1

10. В общественном месте.
10.11.
1

11. Дома и в гостях.
17.11
1

12-13. В школе ты хозяин и гость. Праздник.
24.11.; 01.12.
2

14. Правила на каждый день.
08.12.
1

15. Правила на каждый день.
15.12.
1

3.Об умении думать о других.



16. Ты живёшь среди людей.
22.12
1

17. Добротой себя измерь.
12.01.
1

18. Чью старость утешил?
19.01.
1

19. Раздели печаль и радость другого.
26.01.
1

20. Завтрашний характер - в сегодняшнем поступке.
02.02.
1

21. Умей быть благодарным.
09.02
1

22-23. Праздник благодарности.
16.02; 23.02
2

24. О матерях можно говорить бесконечно (М.Горький).
02.03.
1

25. Береги всё живое.
09.03.
1

26. Расскажи мне обо мне (Разговор за круглым столом).
16.03.
1

4.До дружбы надо вырасти.



27. Дружба начинается с улыбки.
30.03.
1

28. Одноклассник, товарищ, друг.
06.04.
1

29. Отчего бывает одиноко?
13.04.
1

30. Чтобы быть понятым.
20.04.
1

31. Дружили мальчик с девочкой.
27.04.
1

32. Чувствовать состояние другого человека.
04.05


33."Без друзей меня чуть-чуть."
11.05.
1

34. В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души. 18.05

1





























15