Урок
Интегрированный урок по литературе и психологии в 7 классе
Тема: «Величие простых сердец»
( По рассказу А.П.Платонова «Юшка»).
(слайд №1)
Цели урока:
Обучающая:
– развивать навыки анализа литературного произведения; способствовать обогащению словаря учащихся путем лексической работы с незнакомыми словами;
Осмысление содержания рассказа Платонова «Юшка»;
Размышление о природе любви к ближнему, о добре и зле;
Выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.
Развивающая:
– развивать толерантность, эмпатию;
помочь ребятам обнаружить противоречие между видимой внешностью и сущностью героя;
развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера.
Воспитательная:
показать детям ценность жизни человеческой;
вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка»
на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.
Коррекционная – корригировать эмоциональную сферу детей; научить умению различать Добро и Зло, милосердие и жестокость в разных их проявлениях.
Ход урока:
Эпиграф к уроку (слайд №2)
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Л.Н. Толстой
Орг. момент.
Учитель:
- Сегодня у нас необычный урок, потому что проведем мы его вместе со школьным психологом. На уроке мы с вами поразмышляем о милосердии, сострадании, любви и уважении ко всему живому, о добре и зле, попытаемся ответить на вопрос: в чем заключается величие простых сердец? В этом нам поможет рассказ А.П. Платонова «Юшка».
Словарная работа.
Психолог:
- Прежде, чем рассуждать об этих жизненно важных нравственных качествах, давайте уточним их значение и обратимся к словарю психологических качеств.
слайд №3 (значение слов милосердие, сострадание и т.д)
- Посмотрите на слайд и скажите, что общего между этими словами, в их написании?
(Дети: одинаковые корни слов, похожие значения, Это нравственные качества человека, положительные характеристики человека).
Психолог:
- Никто в этом мире не рождается преступником, жестоким, бессердечным, эгоистом и т.д. Ребенок рождается с чистой душой, не различает национальностей. Постепенно, глядя на мир, реакции окружающих его людей, он теряет свою непосредственность, доверчивость, наивно добрый взгляд на мир. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно, по мере получения им жизненного опыта и под влиянием обстоятельств, воспитания, воздействия окружающей среды.
Слайд № 4 «Портрет Платонова»
Учитель:
А.П.Платонов в большинстве произведений предстает перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом идет речь в его рассказе «Юшка», где художник слова прикасается к самому острому и чувствительному нерву жизни – взаимоотношению человека с человеком.
Информация об авторе.
- Давайте вспомним, что нам известно о жизни и творчестве А.Платонова?
(Сообщение ученика)
Беседа по вопросам.
Учитель:
- Какова на ваш взгляд проблема рассказа?
Дети: (взаимоотношения между людьми)
- А какова идея рассказа?
Дети: (Побеждай зло добром).
Слайд № 5. «Портрет Юшки»
Учитель:
Одна из несомненных удач Платонова – главный герой рассказа «Юшка».
- Какие чувства вызвал у вас герой рассказа Платонова Юшка?
(Д: жалость, сострадание, удивление, симпатия)
- Платонов-мастер деталей. Найдите в тексте описание внешности Юшки.
С. 1 (старый на вид человек)
- Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа. (На что обращает внимание автор? Почему особо выделяет глаза?)
(Д: у Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза – зеркало души, то душа Юшки плачет. Разумом мы мыслим, а именно душой мы любим, сострадаем, ненавидим.) С. 1 Глаза у него были белые
Слепец со зрячим сердцем, есть зрячие со слепыми сердцами.
С.2 Сердце-то у них было слепое
- Какими чувствами переполнено сердце Юшки?
Слайд № 6. «Сердце Юшки - 1пустое»
- Как проявляются его чувства через речь?
(Д: часто повторяет слова «любовь» и «любить»)
С.1 Родные мои; С.2 Меня, Даша, народ любит!
Слайд № 7«Сердце Юшки-2». С картинками.
Учитель:
Почему же люди потешаются, обижают его, жестоко мучают его? Чем отвечает он обидчикам? Почему на зло он не отвечает злом? Кто прав? Бывали в трудной жизни Юшки счастливые моменты? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, из скольких эпизодов состоит композиция рассказа.
(Д: «Юшка и дети»,
«Юшка и взрослые»,
«Юшка и труд»,
«Юшка и природа»,
«Юшка и девочка»).
Работа в группах.
слайд № 8 «Задания группам»
Психолог:
Задания группам: опираясь на текст, рассказать об отношениях: (3-4 минуты)
Дети и Юшка. (найти в тексте фрагменты, характеризующие чувства и состояния героев. Прочитать эпизод по ролям).
П: (для всего класса): Как себя ведут дети и Юшка в этом психологическом поединке? (Дети отвечают)
слайд № 9
«Психологический этюд чувств и состояний героев»
Дети
Юшка
Переставали играть, бежали, кричали
Ничего не отвечал и не обижался
Поднимали ветки и бросали
Шел тихо и не закрывал лицо
Снова окликали, бросали, трогали и толкали
Шел и молчал
Опять толкали и кидали комьями земли
Не трогал и не отвечал
Сильнее толкалиКричали вокруг Юшки
Не пугает и не гонится
Делали слишком больно
Не поругает, не возьмет хворостину
Радовались
Радовался
Психолог:
Не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут нормальной, естественной реакции зла в ответ на зло. Зло для детей – проявление нормы и естества жизни человека. Более того, зло- источник радости и веселья. Им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злом и развеселил их». Юшка верил, что дети любят его, потому что для Юшки, несомненна добрая природа человека и любовь как источник тяготения людей друг у другу.
Учитель:
Отношение Юшки к работе.
- Найдите в тексте фразы, с помощью которых мы узнаем об отношении к труду Юшки. С.1 Он работал; С.2 Он брел
Дети: зачитывают.
Психолог:
Выберите из словаря психологических качеств те, которые характеризуют отношение Юшки к труду.
Дети: трудолюбие, стремление быть полезным людям, непритязательность, неприхотливость
Краткий комментарий учителя: обобщение ответов детей.
Психолог:
Юшка и природа.
- Как Юшка чувствует себя наедине с природой? Найдите в тексте описание чувств и состояний Юшки.
Психолог:
Беседа по вопросам:
Как часто бывал Юшка наедине с природой?
Дети: раз в год, когда ходил к девочке – сироте и относил ей деньги на учебу
Как Юшка чувствует себя на природе?
Дети: Он видит и ценит красоту окружающего мира, любит все живое: цветы, деревья, птиц, радуется чистому воздуху, теплу. Он жалеет каждую мертвую бабочку, жука. Юшка «всматривался в их лица», - для него и бабочки имели лица. Юшка считал, что в божьем мире каждое существо, каждая тварь рождается, чтобы жить и радоваться жизни.
Комментарий психолог:
Акцент на единстве человека с природой. Юшка воплощает первоначальное единство с человека и природой, является частицей природы. Он как дерево или цветок, над которым человек может сколько угодно издеваться, а он никогда не ответит ударом на удар и всегда останется бессловесным.
- Что случится, если ударить топором по березе или сосне?
Дети: выступает смола, бежит сок.
- А что же у Юшки?
Дети: У него на глазах постоянная влага
Психолог:
- О чем заставляет задуматься автор, когда мы читаем этот эпизод?
Дети: надо любит все живое, беречь, как частицу самого себя
- Бывали в трудной жизни Юшки счастливые моменты?
Дети: Когда он был на природе.
- Почему?
Дети: герой чувствовал единство происхождения человека и природы, единый источник всего доброго родную природу, все живое.
Учитель:
Взрослые и Юшка.
- Расскажите, опираясь на текст, как относились взрослые к Юшке.
С.1 Взрослые, пожилые люди
Беседа по вопросам.
- Какие чувства вызывают у вас взрослые из рассказа Платонова «Юшка»? Почему?
Дети:
- Как сам Юшка объяснял отношение односельчан к себе? Найдите слова Юшки, процитируйте.
Дети: У них сердца слепые
- Почему Юшка впервые в жизни «осерчал», а не разгневался на «веселого прохожего»?
Дети: слово «осерчал» больше соответствует его образу, он не мог быть другим. Он – очень добрый человек. Все время терпеть нельзя, ему нужно было осерчать.
Дети: Юшка осерчал потому, что прохожий, как и все остальные. Не хотел понять, что каждый человек, каждое существо «по надобности все равны», и каждый «всему свету нужен».
Учитель:
Прохожий – один из людей. Который потерял веру в бога, потерял человеческий облик.
- Почему человек, убивший Юшку, назван «веселый прохожий»?
Дети: видимо потому, что этот человек, как и дети, ждал, чтоб Юшка «отозвался им злом и развеселил их». Прав ли Юшка, когда говорит: «Мы все равны»? Может ли кто-то распоряжаться чужой жизнью? (Да, Юшка прав. Все люди рождены для жизни, поэтому они равны. Никто не имеет права лишать другого жизни, так как она дана свыше.
- Хотел ли веселый прохожий смерти Юшки?
Дети: Нет, не хотел. В данный момент Юшка был единственным, на ком он мог сорвать свою злобу.
- Какая заповедь нарушается в этом эпизоде?
Дети: Не убий.
Психолог:
Ребята. А в своей жизни вы сталкивались с проявлениями жестокости и насилия по отношению к людям? Очень часто с экранов телевизоров и в реальной жизни мы встречаем похожие ситуации. Человек, попадающий в такие ситуации или являющийся свидетелем их, стоит перед нравственным выбором. .
Краткий комментарий учителя:
Все понимали, что он лучше их, и этого они не могли ему простить.
- Когда же Господь открыл глаза людям? Почему только после смерти Юшка стал Ефимом Дмитриевичем?
Дети: Господь открыл глаза только после смерти Юшки. Люди впервые попросили у него, уже мертвого, прощения: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучал его при жизни».
Дети: Он стал Ефимом Дмитриевичем после смерти, потому что появилась его приемная дочь, которая продолжила его дело, дело добра.
Психолог:
ученые считают, что имя влияет на судьбу человека.
слайд № 10 «Значение имени»
Ефим – «благочестивый, благожелательный, священный».
Дмитрий – восходит к имени греческой богини плодородия Деметры. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
А почему Юшка? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
Дети:
У Платонова это – «кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка - воплощенное добро, его утрата губительна для людей.
Учитель:
Юшка и приемная дочь.
- Как мы узнаем о том, что у Юшки есть приемная дочь? Подтвердите цитатами из текста С.3 Снова
Дети: экономит, откладывает весь год заработанные деньги, пьет чай без сахара, раз в году он уходит на месяц из села, после смерти она вернулась в его село и продолжила доброе дело.
- Что общего между Юшкой и его приемной дочерью?
Дети: сеять добро, бескорыстно помогать людям, нуждающимся в помощи, смысл жизни в одном – любить людей и все живое и помогать им.
Краткий комментарий учителя:
Народная мудрость гласит: «Добрые умирают, а дела их живут».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети:
Учитель:
Мы рассмотрели жизнь Юшки с разных сторон. Это помогло нам лучше узнать его, понять его мировоззрение.
Психолог
Творческая работа в группах - проект «Сердце Юшки глазами детей»
Слайд №11 «Сердце Юшки»
Давайте пофантазируем.
Подумайте и скажите, как будет выглядеть сердце Юшки, каким бы его вы изобразили? Подберите ассоциации.
Дети: ответы детей
Учитель:
Давайте вернемся к эпиграфу, с которого мы начали урок.
слайд № 12 «Эпиграф»
- Как вы понимаете его?
Психолог: Перед вами на столах маленькие сердечки – частицы сердца Юшки. Напишите слова, которые характеризуют сердце Юшки, его чувства, сущность?
Дети пишут, прикрепляют сердечки на доску.
- Пусть Ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.
- В чем заключается величие простого сердца Юшки? Почему его можно назвать великим?
Дети: оно вмещает в себя много качеств, украшающих человека.
Вывод сделает каждая группа.
Учитель:
Оно велико еще и потому, что вмещает в себя любовь ко всему живому, ко всей планете, к людям, окружающим его.
- Что вы взяли в свою душу и сердце из этого рассказа?
Учитель:
Какие нравственные заповеди оставил Платонов человечеству? Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа?
Дети: Конечно. Нужно всегда помнить о других и не причинять никому зла. Нужно быть добрым
Психолог:
Мы сегодня много размышляли о составляющих души Юшки и других персонажей рассказа Платонова. Давайте проведем ревизию своих моральных качеств души, представим, как бы мы повели себя в подобных ситуациях? Поразмышляйте над этими вопросами.
Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 4» г.Михайловска
Калиниченко О.Ю. 13 PAGE 14315
15