Конспект урока по окружающему миру Россия — наша Родина 
Конспект урока окружающего мира в 1 классе
«Россия - наша Родина»
Форма урока: комбинированный.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Тема урока Россия - наша Родина.
Цели урока
Формировать  у учащихся представление о том, чем является   для человека  Родина.
Планируемые результаты  данного урока
Основное содержание темы, термины и понятия
Образ Родины, государственные символы России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; пейзажи. Карта республики.
Родина, Отчизна, отечество, страна, государство, флаг, герб, гимн, соотечественники, национальное достояние.
Предметные знания и  умения,  которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока. Будут знать: и правильно употреблять термины и понятия по теме.
На основе знаний будут уметь: находить свою Родину на карте.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться  в  ходе урока. Познавательные: первоначальное представления о географической карте и глобусе, о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; умение приблизительно определять место своего посёлка на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Отвечать на конкретные вопросы.
Коммуникативные: уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.
Личностные: эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.
Организация урока
Межпредметные связи: Литературное чтение. ИЗО. Музыка. Технология (формирование представления о неразрывной связи человека и страны, в которой он живёт; практическое использование правил жизни в многонациональной стране).
Формы работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, в парах.
Ресурсы Окружающий мир 1 класс, авторы:  А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Часть 2, стр. 40-41.
Рабочая тетрадь,  Часть 2, стр. 30-31.
Физическая карта России.
Экран,   мультимедиа,  ноутбук, презентация «Россия – наша Родина». 
Звукозапись песни «С чего начинается Родина». Звукозапись Государственного гимна России. Карточки с предложениями о Родине. Текст пословицы  «На  родной стороне весна красна».Светофорики  для     самооценки.
ХОД УРОКА
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный  момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочееместо
Целеполагание  и мотивация.
- Действительно, ребята, что такое родная сторона? Как по – другому можно сказать?
Диалог 2 учеников:
Мальчик:  Я сегодня услышал пословицу «На родной стороне весна красна». И никак не пойму, о чём в ней говорится?
Девочка: Как  о чём? О родной стороне.
Мальчик:  А что такое родная сторона?
Девочка: А давай  спросим у Веры Борисовны.
Мальчик: Вера Борисовна, что такое  родная сторона?  
Родная сторона  по - другому   называется  Родина.
Актуализация знаний. - Подумайте, ребята, и постарайтесь  ответить на вопрос: Что такое Родина?
- Давайте подведём итог: Что же такое Родина?
- С чего  начинается Родина? 
- На этот  вопрос, ребята,  я хочу ответить песней. Давайте послушаем её.
Слайд 2. Звучит песня  « С чего начинается Родина?» Авторы: В. Баснер,  М.Матусовский.
- И так, давайте сделаем вывод: с чего же начинается Родина?
 Ответы учащихся.
Ученики читают по цепочки:
Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
Родина - это земля, на которой жили, трудились наши предки. 
Родина-земля, которую наши предки защищали от врагов. 
Родина – это наша край, город, село. 
Родина – это место,  где живут близкие и дорогие   нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка. 
Родина - это место, где стоит наш дом, наша школа. 
Ответы учеников.
Ученики читают по цепочки:
Родина  начинается с семьи.
Родина  начинается с родного дома.
Родина  начинается с  родного села  или города.
«Открытие» нового знания детьми.
- Сегодня  мы с вами, ребята, поговорим   о нашей Родине.  Имя  нашей Родины, конечно же, все вы знаете. Давайте произнесём его хором: 
(Учитель  показывает по карте  границу России, столицу России – Москву.)
Россия – самая  большая страна в мире. На физической карте  мы видим карту России.  На ней   граница нашей Родины показана  красным цветом. Столица  России – город  Москва.   Россия.
Первичное закрепление. - Сейчас, ребята, откройте, пожалуйста, учебник  страницы 40 - 41.  Работаем  в парах.  Сначала сосед по парте  показывает границу нашей Родины, столицу, другой проверяет. Потом поменяетесь ролями.   Работа в парах.
Физкультминутка. Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд. Включение в систему знаний и повторения.
- Ребята, мы с вами уже знакомы с государственными символами России. Назовите их.
(3-4 слайды: флаг и герб России)
- Откройте рабочие тетради на стр.30 – 31, вырежете из приложения изображения Герба и Флага России и приклейте их в рабочую тетрадь.
- Одним из главных символов страны является государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны, народную любовь и патриотизм. 
- Ребята, вы знаете, как нужно вести себя, когда исполняется гимн России? Сейчас  я включу запись гимна, и все мы будем слушать его так,  как слушают свой государственный гимн в каждой стране: стоя, с почтением. Также ведут  себя при поднятии Государственного флага.   
(Слайд 5.Звучит  гимн России.)
- О благополучии нашей Родины заботиться  президент нашей страны – Путин Владимир Владимирович. 
(Слайд 6) Флаг, герб.
Работают в рабочей тетради.
Итог урока.
Рефлексия.
Самооценка  учащихся.
- И так, ребята, наш урок подходит к концу. 
- О чём мы сегодня говорили на уроке? 
- Что нового вы узнали  о нашей Родине?
- Ну что, Катерина, ты теперь поняла  смысл  пословицы  «На  родной стороне весна красна»?
- Ребята, а как вы понимаете её смысл? 
(Там, где ты родился, где твоя родина, лучше всего.) 
- Давайте послушаем стихотворение
В. Степанова «Необъятная страна!»
- А  сейчас, ребята,  возьмите   светофорики  и оцените  свою работу на уроке.   
(Слайд 7)
На этом, наш урок окончен. Большоё спасибо за урок. Ответы детей.
Катя: Да, сейчас я знаю, что  эта  пословица о Родине.  Родина - это самое дорогое у человека. Каждый человек должен любить  и охранять свою Родину.
Ответы учащихся.
Мальчик:
Если долго-долго-долгоВ самолёте нам лететь,Если долго-долго-долгоНа Россию нам смотреть,То увидим мы тогдаИ леса, и города,Океанские просторы,Ленты рек, озёра, горы…Девочка:
Мы увидим даль без края,Тундру, где звенит весна,И поймём тогда, какая,Наша Родина большая,Необъятная страна.
Дети  красят  светофорики. 
Зелёный цвет - справился сам, 
желтый – было трудно, но я справился, красный - прошу помощи.
Используемые источники:Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс : учебник для общеобразовательных  учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2011. (Перспектива)
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс : рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2011. (Перспектива)
Плешаков А.А. Методические рекомендации для учителя: окружающий мир, 1 класс / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2010.
Алиева Г.Х. http://metodisty.ru/m/files/view/alieva_g-h-_rossiya_-_nasha_rodina-_multimediinyi_urok_okruzhajuchego_mira-1_klass