Технологическая карта урока на тему Храм. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры».
Разработка урока
Основы религиозных культур и светской этикиМодуль «Основы православной культуры»
Тема урока: «Храм»
Выполнила: Федорова Ксения Вячеславовна,
учитель начальных классов
2016 г.
Тема урока: Храм.
Цель урока: формирование представления о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Задачи:
Познакомить с понятием «православный храм», с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь обучающихся.
Воспитывать чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям; духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры.
Тип урока: изученного нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Форма работы: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа с текстом.
Ключевые понятия урока: храм, икона, иконостас, алтарь, канун, престол.
Оборудование урока:
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.
- Интерактивная доска, компьютер, проектор.
- Толковые словари Ожегов, Даль.
- Видеоигра «Храм».
- Приложения 1, 2.
Планируемые результаты:
Предметные результаты
Узнают о назначении и устройстве православного храма, храмовых предметах.
Научатся различать здание храма от других строений, познакомятся с частями православного храма.
Метапредметные результаты и деятельность обучающихся
Познавательные: ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.
Личностные результаты
Учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный момент.
Приветствие.
Настраиваются на работу.
Актуализация знаний.
Подведение к теме урока
Тема нашего урока заключена в загадке:
На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.
Формулировка темы урока. И соответствующих целей.
Что мы можем узнать на уроке о храме?
Отгадывают загадку – определяют тему урока.Участвуют в формулировке темы и целей урока
(раскрыть понятие «храм», познакомиться с внешним и внутренним строением храма, роль храмов в истории православных христиан.)
Словарная работа.
Что в вашем понимании можно назвать «храмом»?
Все свои помыслы и представления о высшей Красоте, любви и добре связывали наши предки с образом Храма – воплощением Царства Божия на Земле. Л.А. Рапацкая
Как вы понимаете это высказывание?
Рассмотрим понятие по словарям Даля и Ожегова.
Опираясь на личный опыт, объясняют понятие (дом, в котором происходит молитва, дом Божий и т.д.), отвечают на вопросы.
Работа со словарями.
Ожегов:
1.Здание для богослужения, церковь.
2.Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.).
Даль:
1.Стар. хоромы, жилой дом, храмина.
2.Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь.
Изучение нового материала.
Кто из вас видел православный храм?
Среди иллюстраций найдите православный храм Слайд (С) 1.
В чем отличие храма от других строений? Какие внешние атрибуты вы можете выделить? Вы правы, у храма обязательно должны быть: купол, крест, перед входом – икона.
Работа с текстом.
В храме нет ничего лишнего. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение. Попробуем разобраться в символике храма.
Рассмотрите иллюстрации C.2.
Похожи ли храмы друг на друга? Выделим основные отличия:
Посмотрите на представленные схемы и назовите, какие формы имели православные храмы? Как вы думаете, почему?
Форма храмов (С. 3-6).в виде корабля получила широкое распространение. Православный храм, с точки зрения своего назначения, является «ковчегом» спасения для верующих людей. Но на Руси строили храмы и в форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности Церкви, восьмиугольника - символизирующего Вифлеемскую звезду.
Какое внешнее отличие вы увидели на иллюстрациях?Количество куполов.
Как вы думаете, с чем связано разное количество куполов на храме?
А ещё количество куполов имеет символический смысл:
1 - купол символизирует единство Бога,
2 – двойная природа Иисуса Христа (Божественная и человеческая),
3 – Святая Троица,
5 – Христос и 4 апостола евангелиста,
13 – Христос и 12 учеников.
Как вы думаете, почему крест венчает главу храма?
Еще один важный атрибут Храма – колокол.
Как вы считаете, с какой целью звонят в колокола?
Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт.
Выделяют основные атрибуты: купола, кресты, колокол и т.д.
Изучают материал на основе индивидуальной работы с текстом и наглядного материала.
//Под словом «Храм» в Православной Церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему, или только часть здания, служащая для той же цели. Это греческое слово (кириаки) означает «жилище Господне» и пришло к нам после принятия христианства.
Каждый храм имеет свое имя, в зависимости от того священного события или лица, в память которых он построен. Например, храм Воскресения Христова, храм Успения Богородицы, храм Пресвятой Троицы, храм святителя Николая Чудотворца и т. п. Так первый храм на Руси, упоминаемый в Повести временных лет в 10 веке, носил имя почитаемого пророка Илии//.
Проводят анализ иллюстраций, делают выводы об основных отличиях:
Дети отмечают, что храмы имели форму:
Восьмиугольника;
Корабля;
Креста;
Круга
Количество куполов – выдвигают свои предположения.
Обучающиеся отмечают различное количество куполов на храмах (1,3,5,13) и то, что связано это с размерами храмов.
Крест – символ спасения у христиан.
Отвечают на вопросы.
Возвестить о начале службы или в честь церковного праздника.
Физминутка.
Проведение физминутки.
Выполнение упражнений.
Продолжение работы по теме урока.
Чтобы лучше разобраться в строении храма, предлагаю вам совершить экскурсию в храм.
Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью (С. 7). В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.
Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями».
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня (С. 8).
Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. В храме много икон, у которых православные молят о здравии своих близких. Икона это изображение Бога, Божией Матери, святых или какого-то религиозного сюжета (С. 9-10).
За умерших ставят свечи и молятся у столика, который называется канун. На нем мы видим распятие и место для 40 свечей.
Что нового вы встретили во время экскурсии? Что вам было знакомо?
Как вы думаете, какое значение имеет храм в жизни православного христианина?
Работа в парах по тексту «Выдели главное».
Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях многочисленные иконы, старинные рукописи, древние документы и различные реликвии.
Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.
Принимают участие в обсуждении «Храм», совершая последовательное путешествие по храму и знакомясь с основными религиозными предметами и атрибутами, использую наглядный материал.
Работа с текстом, выделяют главное в тексте. Парная работа.
Находят ответ на поставленный вопрос.
(Приложение 1)
Формулирование выводов: православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
Закрепление.
Давайте узнаем, как вы запомнили материал. Выполните задание: используя подсказки, вставьте пропущенные слова.
Работа с текстом в парах, выполняют задание (вставляют пропущенные слова, используя подсказки).
(Приложение 2)
Подведение итогов.
Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом. Воцерковляясь, т.е. приучаясь жить в Церкви, христианин очищает свое сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа.
Рефлексия.
Метод незаконченного предложения.
Что мы с вами интересного и нужного вынесли с урока.
Закончите предложения.
Заканчивают предложения.
Я знаю ________________________
Я узнал(а)______________________
Я хочу узнать___________________
Я был(а) удивлен тем, что________
Я хочу рассказать родителям______
Для меня храм - это______________
На партах индивидуальные листочки с предложениями.
По окончании работы листочки сдаются.
Домашнее задание.
Домашнее задание по выбору (инструктаж):
1.Выполнить макет православного храма.
2.Подготовить сообщение о храме-памятнике.
Записывают домашнее задание.
Задают уточняющие вопросы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 1
Какое значение имеет храм в жизни православного христианина?
Выделите главное.
Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан.
В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.
Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме: с рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром.
Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях многочтимые иконы, старинные рукописи, древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.
Приложение 2
Используя подсказки, вставьте пропущенные слова.
алтарь, звонница, иконостас, канун, корабль, крест, купол, притвор, паперть, Царские, иконы
ОБ УСТРОЙСТВЕ ХРАМА
Храм Божий даже внешне отличается от обычных зданий. Часто храм имеет в основании форму , ибо им Спаситель избавил людей от власти диавола. Нередко храм устраивается в виде , потому что Церковь ведет людей по бурному морю жизни к тихой пристани Царства Небесного. Иногда в основании лежит круг – знак вечности, или восьмиугольная звезда, так как Церковь направляет людей к спасению подобно путеводной звезде.
Здание храма венчает , изображающий небесный свод, и глава, на которой ставится крест.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или , то есть стенообразное сооружение, на котором висят колокола. Колокольный звон зовет верующих на молитву и возвещает о важнейших моментах богослужения.
Внутри православный храм имеет три части. Первая часть – – символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В третьей части – __________ – в первые века христианства стояли оглашенные, то есть люди, которые готовились к Таинству Крещения.
Перед входом в храм устраивается возвышенная площадка – .
Алтарь – это самая важная часть храма. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник»; он и устраивается обычно на возвышении.
Алтарь отделяется от средней части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется . В нем трое врат. Средние, самые большие, называются вратами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей.
В храме имеется еще , то есть невысокий стол с изображением Распятия и местом для свечей. Перед ним служатся заупокойные богослужения – панихиды.
На стенах храма находятся ___________. Перед ними возжигают лампады и свечи.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
Заголовок 1Заголовок 215