Урок №1.Основы православной культуры. Тема: Россия — наша Родина.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза П. М. Потапова
с. Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области
Номинация:
Тема урока: Россия – наша Родина.
Выполнила: Дмитриева Людмила Васильевна
Учитель начальных классов
2016г.
Тема урока: Россия – наша Родина. (Урок 1)
Цель урока:
- воспитание патриотизма и любви к Родине;
- определить место и роль поколений, духовных традиций в жизни человека и историческом развитии нашей Родины в целом.
Задачи:
-познакомить учащихся с новым курсом и его спецификой;
-способствовать формированию представления о России как о великой стране, воспитанию чувства патриотизма;
-составить представление о содержании понятий «Духовный мир», «Культурные традиции», определить их роль в жизни общества.
Планируемые результаты:
-личностные: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну;
-предметные: знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции;
-уметь объяснить, что такое духовный мир человека, рассказать о традициях своей семьи, о том, какие ценности лежат в основе своей семьи.
-метапредметные:
-регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные: выполнение действий по алгоритму;
коммуникативные: выражение своих мыслей.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: ИКТ технология, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, технология обучения в сотрудничестве(групповая работа), технология разноуровнего обучения.
Основные понятия, изучаемые на уроке: Родина, Отечество, патриот, духовный мир, традиции.
Виды деятельности: беседа, работа в группах, чтение.
Средства ИКТ, используемые на уроке, ресурсы, оборудование: компьютер, проектор, видеоряд (презентация) «Картины русской природы»; набор картинок «Народы России»), фломастеры, ручки, чистые листы бумаги, словари, учебники по ОРКСЭ.План урока:
1 Психологический настой и мотивация на урок. 2 Организация начала урока. Самоопределение к деятельности. 3 Подведение к теме через действие. 4 Актуализация опорных знаний. 5 Физминутка. «Знаешь ли ты свой класс?» 6 Практическая работа. Открытие новых знаний. 7 Обобщение. Выполнение творческого задания, обобщение. 8 Итог урока. Рефлексия. 9 Домашнее задание. 10 Заключение. Ход урока
Психологический настой и мотивация на урок.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на первый слайд и ответьте на вопросы:
Хорошо, что солнце светит? Хорошо, что дует ветер? Хорошо идти с друзьями? Хорошо прижаться к маме? Хорошо в краю родном? Хорошо там, где наш дом?
(Дети: На вопрос учителя отвечают: «Хорошо и хлопают в ладоши»)
Организация начала урока. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Рассмотрите обложку учебника, прочтите название. Мы начинаем изучать новый предмет, который называется «Основы религиозный культур и светской этики». Мы вместе будем учиться различать добро и зло, поговорим о дружбе, милосердии, справедливости и многом другом.
Сегодня у нас первый урок по новому предмету. Как вы думаете, почему изучение «Основ религиозный культур и светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?
(Дети : Мы живём в обществе, среди людей. Мы являемся частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.)Учитель: Прочитаем девиз нашего урока:
(Дети : Богом нам дана душа – это маленький наш храм. Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там? Может зависть завелась, притаилась ложь и лень, Или что-нибудь ещё в нём живёт не первый день? В храмике своей души ты порядок наведи! Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди.)Учитель: Прослушайте песню о родном крае. Посмотрите, на слайдах представлена Россия во всей своей красе.
Подведение к теме через действие.
На инт. доске отображены ключевые понятия урока: Родина, Отечество, патриотизм, культурные традиции.
Учитель: Как вы понимаете смысл слов Родина, Отечество, патриотизм, культурные традиции.
(Дети дают определения слов)
Учитель: Какие ассоциации возникают, когда я произношу слово «Родина», о чем же будем вести разговор на сегодняшнем уроке? Как будет называться тема нашего урока?
Тема нашего урока: «Россия – наша Родина».
Учитель: Какую цель нашего урока поставим? (Проводится совместное целеполагание: пополнить знания о нашей Родине, ее народах и культурных традициях).
Сегодня вы узнаете, что такое духовный мир человека,
что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Задание 1 группе:
1.)Подберите однокоренные слова к слову «Родина» (Родина – родители, род, родня, родился.)2.)Подберите и запишите синонимы слова «Родина» (Отечество)
Задание 2 группе:
1.)Подберите однокоренные слова к слову «Отечество» (Отечество – Отчизна, отчий дом, отеческий, отец.)
2.)Подберите и запишите слова-антонимы. (Чужбина)
Задание 3 группе:
1.)Найти толкование слов в учебнике на стр.4. (Отечество - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Родина – Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения кого-нибудь.)2.) Попробуйте определить лексическое значение слова «Родина».
(Ответов на этот вопрос может быть много: — Родина – это страна, в которой мы родились и живем. — Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.)5. Физминутка. «Знаешь ли ты свой класс?»
Учитель: «Положите ручки и закройте глаза. Я называю предмет, который есть в нашем классе, а вы показываете на него рукой, когда я скажу открыть глаза, вы увидите, правильно ли показали»
6.Практическая работа. Открытие новых знаний.
Учитель: Что вы можете рассказать о нашей Родине?
("Красно солнышко".Умывает красно солнышко
Руки тёплые в росе.
И Россия, как Алёнушка,
Предстаёт во всей красе.
Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучшей той, что меня растила
Синих рек рукава,
В небе синь - синева.
И светла от берёз Россия.
У неё коса пшеничная,
Родниковые глаза.
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.
И. Шаферан)Учитель:
Задание 1 группе:
Найти объяснение понятия «Духовный мир» в учебнике на стр.4
(Духовный – внутренний мир человека, знания, информация, отношения, достижения)
Задание 2 группе:
Найти объяснение понятия «Культурные традиции» в учебнике на стр.5
(Культурные традиции – обычаи народов населяющих нашу Родину.)
Задание 3 группе:
Составьте список народов, проживающих в России. (словарь С.И.Ожегова, учебник стр.5)
(Общий список народов, оформляют на листе бумаги.)
Учитель: В России живёт больше 180 народов. Все народы, которые проживают на русской земле, – это кусочки мозаики нашей красивой, многонациональной России!
Ненцы привыкли к холодному климату тундры, чеченцы – дети гор, калмыкам нужна их степь, манси любят свой таёжный край. (Показ картинок из набора «Народы России»)
Каждый из народов живет в России, каждый из нас с вами – частичка нашей страны. Что же нам помогает мирно, дружно жить, ведь у нас столько национальностей?
(История, законы, культурные традиции, язык, одна страна)
Учитель: У каждой национальности свои культурные традиции. Это богатство нашей многонациональной страны. И мы должны уважать и бережно относится к традициям других народов. Праздник Рода и Роженицы посвящён семейному благополучию. Он отмечается 8 сентября. В этот день проводят обрядовую охоту на «лосей». Две девушки, ряженные оленями, убегают в лес. Вслед за ними гонятся парни-охотники. Одну пойманную девушку отпускают сразу, а другую ведут к капищу, где также отпускают, поругав за то, что заставила охотников долго бегать.Праздник Рода заканчивается пиром и игрищами. Участники праздника водят хоровод около самой старшей из женщин. В это время женщина держит в руках хлеб. По окончании хоровода хлеб раздают для лечения людей и домашних животных. Обычно после дня Рода наступает бабье лето.
Послушайте русскую народную обрядовую песню «Я с комариком плясала» в исполнении ваших родителей.
Я с комариком плясала (русская народная обрядовая песня)
А я по лугу, а я по лугу,
Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.
Я с комариком, я с комариком,
С комариком плясала, с комариком плясала.
Мне комар ножку, мне комар ножку,
Комар ножку отдавил, комар ножку отдавил.
Все суставчики, все суставчики,
Суставчики раздробил, суставчики раздробил.
А я матери, а я матери,
Я матери кричала, я матери кричала.
Ты подай, мати, ты подай, мати,
Подай, мати, косаря, подай, мати, косаря.
Чтоб казнить, рубить, чтоб казнить, рубить,
Казнить, рубить комара, казнить, рубить комара.
Покатилася, покатилася,
Покатилась голова, покатилась голова.
Вдоль широкого, вдоль широкого,
Вдоль широкого двора, вдоль широкого двора,
Да за новые, да за новые,
За новые ворота, за новые ворота.
Обобщение. Выполнить творческое задание, обобщить знания
Учитель: Составьте пословицы и объясните, как вы понимаете их смысл.
На чужбине родная землица служить отчизне.
Нет сына ни жизни не жалей.
Москва – Родины украшенье, во сне снится
Если дружба велика без отчизны.
Для Родины своей ни сил, будет Родина крепка.
Главное в жизни – врагам устрашенье.
Итог урока. Рефлексия. Контроль и оценивание действий учащихся. Определить степень усвоения учащимися нового материала.
Учитель: Составьте синквейн на тему
1 группа - «Родина»
(РодинаБескрайняя, великая!
Заботится, защищает, вдохновляет!
Где родился, там и пригодился.
Дом.)группа – «Отечество»
(ОтечествоРодное, великое!
Любить, служить, трудиться!
Первое в жизни честно служить Отчизне.
Родина)группа – «Традиции»
3.(ТрадицииМногонациональные, милосердные!
Сближают, обогащают, укрепляют.
Родинку не смыть, традиции не изменить.
Праздники.)Домашнее задание:
1.Написать мини сочинение на тему: «С чего начинается Родина…»
2.Нарисовать рисунок «Россия – наша Родина»
3.Прочитать с 4и 5. Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько культурных традиций, принятых в вашей семье.
Заключение:
Учитель: Наша Родина такая большая, что дорога на поезде от края до края займет целую неделю. Состоит она из многих городов, поселков, деревень, из множества населенных пунктов, каждый из которых тоже Родина, только малая. Каждый из нас нужная частичка, которая помогает хранить традиции, историю и продолжать помогать развивать нашу страну. Самое ценное – это люди. Давайте беречь свою Родину и бережно относится друг к другу. Мне хочется закончить урок стихотворением.
( «Какая наша Родина!»
Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
Автор В. Боков)
Литература
1.Толковый словарь В. Даля.
2.С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
3.Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Издательство «Просвещение».
5.Учебник. Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.
6. Учебник. А. В. Кураев. Основы православной культуры. 4-5 класс. Издательство «Просвещение». 2012г.
8. https://ru.wikipedia.org/wiki9. https://www.google.ru/search