Методика работы над непроверяемой безударной гласной в корне слова
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А.С. Макаренко»
городского округа город Фролово
Методика работы
над непроверяемой безударной гласной
в корне слова
( Из опыта работы учителя начальных классов)
подготовила
Михайлова Вера Евгеньевна
учитель начальных классов
высшей категории
г Фролово
2015-2016 учебный год
Приёмы и формы работы над словарными словами.
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.
В начальном курсе грамматики, правописании и развитии речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с правописанием таких слов, как воробей, ворона, сорока.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
Целью этого материала является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка. В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову, исключается механическое заучивание.
1 Фонетические упражнения
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.
В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.
Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не дает нужных результатов.
Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффектными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.
Упражнения для формирования фонетических понятий.
1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: берг, в..кзал, з..мл..ника, жл..зо, г..рох, уч..ник, пл..ток, с..рень, кпуста.
2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.
3. Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и,д.
4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: грой, адрс, ур..жай, р..кета, ябл..к.., п..нал, т..пор, п..суда, б..лот.. .
5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
7. Игра «Из каких слов выпали гласные?»
Д..р..вня п..ртр..т
М..л..т..к с..л..м..
К..ньк.. т..л..ф..н
8. Игра «Догадайся, что за слово»
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова
о
о
ворона
о
о
сорока
о
о
молоко
о
о
корова
о
о
солома
о
овёс
овощи
огород
9. Игра «Угадай слово».
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.
ГО (город, горох, гореть, горизонт).
И наоборот, можно дать конец слова, учащиеся придумывают начало:
Слова спокойно жили в книжке.
Но книжку вдруг погрызли мышки,
От слов начало откусили,
Из книжки в норку утащили.
суда, реза, сква.
10. Чайнворд.
В клетки квадрата, круга и т.д. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом
следующего.
11. Игра «Волшебные домики».
Играют две команды. На доске записаны в два столбика словарные слова с пропущенными буквами.
Лае..рь т..традь
К..стер с..рень
Р..бята св..бода
Ул..ца р..стение
Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить её на место пропуска в нужное слово. Выигрывает та команда, которвя быстрее откроет все окошки.
12. Игра «Собери слово».
Пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.
13. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.
14. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
15. Игра «Кто больше придумает слов».
Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.
а
е
л
г
о
р
в
и
д
у
п
ю
с
т
к
н
я
ж
16. Игра «Расшифруй слово».
2 10 13 6 20 26 16 22 7 18
(БИЛЕТ) (ШОФЕР)
33 2 13 16 12 16
(ЯБЛОКО)
17. Игра «Ступеньки»
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.
Берег
Гореть
Агроном и т.д.
18. Выборочный диктант.
Дети записывают слова с непроверяемой безударной гласной.
По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костер. Дежурный следит за порядком в классе.
2 Орфографические упражнения.
Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо «с дырками» т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребёнок учится устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление.
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это следующее направление классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.
От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
Подбери слова к данным схемам.
·;
·^; ¬
·.
3. От слова газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к.
4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, березонька.
Праздник, праздничный, праздники, праздновать.
5. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
Ребята радост Берёза кудряв
Улица многолюдн Календарь перекидн
6. Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?
7. Шарада. Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс – как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.
8. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением
окончания меняется падеж имени существительного.
Подарил
Девочка
люблю
Дружил
думаю
собака
Говорил
горжусь
9. Работа над деформированным предложением.
Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?
Мой папа дал объявление в (газета).
Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным.
На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.
10. Найдите в тексте однокоренные слова.
Вокзал – это городские ворота. Если город небольшой, в нем один-два вокзала. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены камеры хранения. Послать телеграмму можно с вокзальной почты. На вокзале есть медицинский пункт.
Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо, тишина, вареньем малиновым пахнет.
Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.
Первый день
1. Самостоятельное чтение слов учащимися.
2. Прочтение слов учителем "орфографически".
3. Повторение детьми 2-3 раза.
4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).
5. Проверка слов.
Второй день
1. Карточка на мгновение показывается классу.
2. Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.
3. Дети три раза произносят «орфографически».
4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).
5. Проверка слов.
Третий день
1. Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографический»
Четвертый день
1. Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.
2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.
3. Проверка всего блока слов.
Пятый день
1. Диктант.
3 Морфологические упражнения
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число – для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.
1. Подберите словарные слова, обозначающие признаки предметов, действия предметов.
2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных воробей (какой?).., газета (какая?), молоко (какое?)
4. Выпишите в три столбика слова из словаря, в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.
5. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос Кто? на ухо наступил.
Слово не вылетит – не поймаешь.
6. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.
Машина остановилась (дом).
Дети читали книги (космонавт).
Заяц быстро несся (лес).
7. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер ( ветерок, ветреный, обветрить).
8. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных: Интересный случай
Аккуратный ученик
Березовая аллея
9. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.
Кто живет в лесу?
В чем хранятся ручки и карандаши?
Какой овощ растет в огороде?
з
ц
п
л
о
ц
4 Синтаксические упражнения
Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли форме предложений . с синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.
1. К словам из левого столбика подбери подходящие по смыслу слова из первого столбика. Составьте предложения.
Береза . в небе
Огурец .. в доме
Воробей. в школе
Комната в лесу
Ученик.. в огороде
2. Составьте предложение с данными словами. Ветер, капуста, осина, товарищ.
3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
4. Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.
5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом своё предложение.
Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарниками. Край земли у водной поверхности. Комната для занятий в школе.
6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.
Рисунок в книге (картинка).
Килограмм – это тысяча (грамм)
Мать родимая - .. любимая(Родина)
7. Из слов составьте предложение.
Огород, растет, в, картофель.
8. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.
Андрюша вынул из кармана носовой платок.
Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на своём маленьком поле.
9. Расположите предложения в определённом порядке, чтобы получился текст.
В гости иду к своему другу петуху. Встретил ёж лисицу. Он пригласил меня.
Куда путь держишь? Здравствуй лисичка – сестричка!
10. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.
На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьёт фонтан в городе есть библиотека музеи театры на берегу построена прекрасная пристань.
11. Смоделируйте предложение по схеме.
Что?.......что делают?........ в какие?.........как? во что?......
(Воробьи собираются в крупные стайки).
5 Лексические упражнения
Ребёнок, пришедший в школу учиться, имеет определенный словарный запас. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в значении слов синонимического ряда, составляют с ними словосочетания и предложения.
1.Выпишите из словаря слова на заданную тему. «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.
2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова.
Автомобиль, урожай, трамвай, самолёт. Капуста, помидор, солома, морковь.
Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.
3.Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.
Квартира была закрыта на стоит
Билет в театр десять рублей. замок
Телефон. на тумбочке. стоит
4. Сгруппируйте слова по темам.
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.
5.По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему: «Школа», «Птицы» и т.д.
6.К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.
7.К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.
8.Назовите одним словом: сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д. Понедельник, вторник, среда и т.д. Крупное промышленное предприятие (завод). Руководитель школы (директор).
9.Игра «Кто как голос подаёт?»
Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.
Птух чирикает
Срока лает
Сбака мычит
Крова кукарекает
Врона стрекочет
Вробей каркает
10. Выберете наиболее подходящее слово. Запишите.
Из (ветхого, старого, древнего) ж..леза мы сделали ведро.
М..дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.
11. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, листья, лить.
Волны тихо у берега.
Молоко из ведра.
Рабочий продолжает стать.
12.Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах:
Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо.
Крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.
Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы.
Чистая неисписанная тетрадь:
Чистые, вымытые руки;
Чистое, безоблачное, ясное небо и т.д.
13. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слов и к умению употреблять эти слова в собственной речи.
У девочки короткие волосы. – У девочки короткая память.
Ребята идут в парк. – Часы правильно идут.
Кровать стоит на ножках. – Дело стоит.
14. Чтобы подвести учащихся к умению использовать в своей речи наиболее яркое определение предмета, предлагаются такие упражнения. Подберите из данных слов слова, более подходящие к предложениям.
Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный.
Осенью дует ветер ветер гуляет на простореветер гонит стаи туч на край земли.
15. Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся.
Трактор шумел, как с треском повалилась осина, будто
На солнце засверкали ягоды земляники, словно
Используемая литература:
1. Волина В. В Занимательное азбуковедение.- Москва: Просвещение, 1991.
2.Волина В. В 1 000 игр с буквами и словами.- Москва: АСТ-ПРЕСС, 1996.
3. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. - М., 1989.
4. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. - М., 1989.
5. Карупе А.Я. Обучение детей в школе. - М., 1994.
6.Карягина Н. Н., Перепелицына Е. Н. Развитие орфографической грамотности младших школьников.- Волгоград, 2009
7. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. - М., 1985.
8. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993.
9. Лободина Н. В.Русский язык. 1-4 классы. Словарно-орфографическая работа.- Волгоград, 2008.
10 Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка.- Москва, 2003.
11. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.
12. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983.
13. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990.
14. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.
15. Правило В. И.Словарная работа на уроках русского языка во 2 классе. –Самара: Учебная литература, 2007 г.
15