Выступление на методическом объединении Межпредметные связи на уроках физкультуры
это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества В окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».
В.А.Сухомлинский
Приоритетной целью современного образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Решение этой задачи облегчает обучение на интегрированной основе.
В примерной программе по физической культуре, созданной на основе федерального компонента Государственного стандарта, отмечено, что при организации целостного образовательного процесса в начальной школе особое значение приобретают межпредметные связи: содержание физической культуры соотносится с содержанием таких учебных предметов, как окружающий мир, литературное чтение, математика и искусство.
В примерной программе начального общего образования, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», одним из основных направлений является расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Для расширения межпредметных связей, а также с целью повышения мотивации и интереса у школьников к урокам физкультуры рекомендуется планировать и проводить различные по типу уроки. Например: игровой урок, сюжетно-игровой, сюжетно-ролевой, урок-путешествие, урок-импровизация.
В подготовительной части урока с использованием межпредметных связей (10 мин.), учитель кратко знакомит учащихся с предстоящей работой, создавая благоприятный эмоциональный настрой. В эту часть целесообразно включать упражнения в построениях и перестроениях, различные варианты ходьбы, бега, прыжков с умеренной нагрузкой, несложные игры, игровые задания и комплексы познавательно-ритмических упражнений.
Например, для совершенствования процесса изучения учащимися 1-го класса алфавита, можно использовать простой и доступный комплекс познавательно-ритмических игровых упражнений. Каждой букве соответствует свое упражнение, выполняемое из исходного положения, напоминающего данную букву. (показать) Учащийся, получив лист с заданием, составляет слово, принимая исходные положения. В соответствии с этой целью можно оформить спортивный зал. На полу, на месте построения (вдоль длинной линии спортивного зала) нарисовать буквы (начиная от "А" и до "Я"). Вдоль коротких линий зала наносится разметка в виде цифр от 1 до 5 и от 6 до 10. Учащиеся, передвигаясь в обход по залу в колонну по одному, могут перестраиваться в колонну по три, четыре и т.д., проходя через цифры, а при остановке, выполнив поворот направо (налево) располагаются на соответствующих нарисованных буквах.
Когда буквы и соответствующие им упражнения будут хорошо изучены, можно провести игру "Составь слово". Команде даётся буква алфавита, нужно составить слово, начинающееся с данной буквы, включающее несколько букв (например, по числу детей в каждой из колонн). Затем, каждый участник команды принимает исходное положение и демонстрирует букву, входящую в состав слова, а другие совместно читают его. Команда, справившаяся лучше (быстрее других) одерживает победу. Слова и буквы для занятий выбираются в соответствии с уровнем знаний детей, их готовностью усваивать материал. Несомненную помощь в этом оказывает педагог начальной школы.
Целесообразно проводить комплексы ОРУ по определённому сюжету: «Морское путешествие», «Зоопарк», «Спортсмены», по сюжету сказок «Колобок», «Теремок» и т.д.
При знакомстве детей с новыми спортивными терминами, названиями видов спорта, спортивных снарядов, спортивного инвентаря оформляются карточки с их названиями и вывешиваются на доске в спортивном зале. Это способствует запоминанию новых слов и терминов, а также правильному их написанию в дальнейшем.
Одной из ведущих мест в основной части урока (25 минут) занимает совершенствование основных видов движений с включением в урок эстафет с выполнением тестовых заданий, обеспечивающих развитие двигательных и познавательных способностей учащихся. Вопросы и задания тестов в интегрированных уроках развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определенных способов действий. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях способствует не только развитию остроты ума и гибкости мышления, но и потребует от ученика предельной внимательности и собранности. Например: вставь пропущенную букву, запятую; реши пример на сложение, вычитание, умножение, деление. Игра «Ассоциации» - необходимо обобщить несколько слов одной темой, провести ассоциацию. (показать).
Во время совершенствования умения в ведении мяча используются следующие задания: с каждым ударом повторяем буквы алфавита, только гласные, согласные, согласные, которые всегда мягкие, твёрдые; ведение со счётом до 10 и обратно, счёт десятками, сотнями, чётные числа до 30, нечётные.
игровым способам и приемам, которые помогут учащимся успешно осваивать программный материал, будут способствовать развитию воображения, творческой и двигательной активности, интереса к упражнениям, формировать основные компоненты учебной деятельности.
Например, к игровым заданиям (оформленных на карточках) по математике и русскому языку для первоклассников, можно отнести следующие: вписать подходящие числа, разделить треугольник отрезком на два треугольника, игровое упражнение «Один-два», "Закончи предложение", "Составь слово" и др.
Подвижные игры являются обязательным компонентом каждого урока в начальной школе, так как они способствуют воспитанию устойчивого интереса к физической культуре, развивают двигательные качества и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей. Такие подвижные игры, как "Гласные и согласные", "Алфавит", "Точное время»", "Три стихии", "Повтори-ка", "По порядку в линию", «Ассоциации», «Алфавит вокруг нас» можно использовать для закрепления знаний русского языка, математики, окружающего мира.
«Азбука» Две команды построены на разных сторонах с/зала. Учитель называет букву, учащиеся выстраивают букву (основанием к центру) и принимают положение упор присев.
«По порядку в линию» Дети строятся в шеренгу. По команде «Разойдись!» все разбегаются по залу, берут любую букву или цифру, расположенные на полу. По команде «По местам!» учащиеся как можно быстрее стараются занять место по порядку.
«Три стихии» Игроки строятся в шеренгу или круг перед учителем, в руках которого мяч. Учитель бросает мяч любому из игроков, называя одно из трёх слов: «Земля, «Вода», «Воздух». Поймавший мяч возвращает его обратно, называя птицу, рыбу или животное в соответствии с заданным словом.
«Гласные и согласные» Играющие делятся на две команды, располагающиеся вдоль центральной линии напротив друг друга. Одна команда «гласные», другая «Согласные». Учитель называет одну из букв. Та команда, которой принадлежит эта буква, ловит, другая убегает в свой дом. (то же с геометрическими фигурами, дикими и домашними животными и т.д.)
Создание на уроке проблемной (поисковой) ситуации, развитие у учащихся умственной активности, потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм, организаторские способности.
В содержание заключительной части (5 минут) урока входят упражнения и игры малой подвижности для закрепления навыков и знаний по различным предметам, приобретенных детьми в период обучения. В данной части урока можно использовать несложный материал, например, задачи с примерами по математике (на сложение и вычитание чисел), а также игры, развивающие внимание детей: "Составь слово", «Море волнуется», «Светофор», «Повтори-ка», «Алфавит вокруг нас» и др.
«Повтори-ка» Один из играющих называет какое-либо животное, например, льва, и имитирует его движения. Следующий повторяет: «Лев» и от себя прибавляет ещё одно животное: «Жираф» (имитируя его). И так далее. Кто ошибся, выбывает из игры.
«Алфавит вокруг нас» В течение 5 мин дети пишут в алфавитном порядке названия инвентаря и снарядов, находящихся в спортивном зале. (или виды спорта)
Можно использовать загадки, ответы вслух не произносить, а изобразить в движении.
1. Посмотри на колесо
И увидишь букву (о).
2. И подобно кочерге
Горбит спину буква (г).
3. Вот два столба наискосок,
А между ними поясок (а).
4. На прямую палочку
Справа села галочка (к).
При подведении итогов урока следует обратить особое внимание на проявление учащимися умственной и двигательной активности в принятии правильных решений, оказание помощи и поддержки в сложных ситуациях.
Обеспечение эффективности образования в общеобразовательной школе на основе интегративных процессов предъявляет более высокие требования к учителям и специалистам в области физической культуры.
13PAGE \* MERGEFORMAT14515