Технологическая карта урока Россия -наша Родина по курсу Основы мировых религиозных культур


Предмет: Основы мировых религиозных культур
Класс: 4-б класс
Тип урока: Урок ОНЗ.
Технологическая карта
Тема
Россия – наша Родина

Цели

Образовательные:
-Формировать у обучающихся представление о России как суверенном государстве со своими культурными, духовными, нравственными ценностями
Формировать УУД:
- Личностные: Сформировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Учить строить монологические высказывания по данной теме, адекватно использовать речевые средства при воспроизведении формулировок
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат
Формирование ключевых компетенций
1.Ценностно – смысловые
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей принадлежности к российскому обществу
2.Общекультурные
Развитие доверия и уважения к истории и культуре российского народа
3.Учебно – познавательные
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
4. Информационные
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
5.Коммуникативные
Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих
6.Социально – трудовые
Развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к духовным ценностям
7.Личностного самосовершенствования
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Основные понятия
Родина, Россия, духовный мир ,культурные традиции

Межпредметные связи
Литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы:
- основные
- дополнительные

- А.Л.Беглов, Е.В Саплина» Основы мировых религиозных культур» М, Просвещение 2012.
- презентация к уроку


Организация пространства
Фронтальная работа, групповая работа

Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

I.Мотивация к учебной деятельности
Цели:
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
– уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.
Проговорить девиз урока. Определить смысл высказывания


Определить тип урока.

Назвать шаги учебной деятельности.

- Девизом нашего урока будут слова
- Как вы понимаете смысл?




– Значит, чему будет посвящён наш урок?

Читают девиз: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».Слайд 2

- Если знаешь ответ на вопрос – говори, а если не знаешь – слушай других, кто знает.

-Открытию нового знания.

– Слайд 3.Вспоминаем то, что важно для урока; определяем основной вопрос урока; открываем новые знания, применяем новые знания

Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Проговаривать последовательность действий на уроке
(регулятивные УУД)

II. Актуализация знаний.
Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Работа с текстом на с. 4–5 до чтения.

– Прочитайте тему урока на с. 4
«Россия – наша Родина!»
– Почему именно с этой темы мы начинаем изучение курса? Какие мысли у вас вызывают эти слова?

Читают слова: Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, Президент, Государственные символы. Слайд 4.
-Что означает каждое слово? Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются.
– Смотрите, сколько разных предположений. Какие вопросы у вас возникают в связи с этим? (Что обозначают эти слова и как они связаны с нашей страной?)
– Может быть, ответ есть в тексте учебника? (Чтение 1 и 2 абзаца текста)


Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий.
Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
Использовать изучающее чтение при поиске информации.
(познавательные УУД


III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Цель:
– организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.

Определяют проблемный вопрос урока
Учитель подводит итог обсуждению и говорит, что от Москвы до Владивостока можно ехать поездом неделю, лететь самолетом – 10 часов. Россия занимает одну седьмую часть всей земли. Россия – многонациональное государство: в ней проживает более 100 наций и народностей.
- Сформулируйте тему урока и основной вопрос.




– Какое противоречие вы заметили? (Мы все такие разные, а живём в одной стране.)
– Какой вопрос следует из этого противоречия? (Что объединяет разных граждан России?)

- Что объединяет всех граждан нашей страны – России?

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
(познавательные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
Цель:
– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.






















































Составляют план работы.









Рассматривают
Государственные символы России,
Рассматривают виды страны, комментируют.



































Читают стр. 4-5
Находят ответ.

















Рассматривают портреты и говорят ,чем прославились эти люди.
Читают текст на стр 5.
Планирование работы.
– Что поможет нам найти ответ на главный вопрос урока? (Тексты, иллюстрации, задания.)
– Попробуем составить план нашей работы.
Учитель: Ребята, что такое “символ”? Какие государственные символы вы знаете?









-Расскажите о столице нашей страны









Итак, все мы разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.
– Откуда произошло слово “родина”?
Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода.
- С чего, по-вашему, начинается Родина?


-Итак .что такое Родина?
-Окружающий нас мир разнообразен. Вещи, предметы, явления природы – материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Как вы думаете, что это такое?






-Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству?( Патриот).
-А какое чувство может испытывать патриот? (Гордость).
-Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что?
-А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться.







Прочитайте на странице 5 о дорогах духовного мира.

- Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны
А что такое –малая Родина?
Кем гордится наша малая Родина?
А кто является гордостью нашего города? Что вы знаете о наших земляках?
Устно проговаривают план работы:
1. Прочитать тексты учебника, слайда, комментируя их с использованием жизненного опыта.
2. Проанализировать иллюстрации.
3. Выполнить задания на с. 5.

Слайды 5-6
– Символы – это условные знаки или изображения.
– К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн.

Слайды 7-10.
Читают 3 абзац стр. 4 и приходят к выводу, что - вещи, предметы, явления природы – материальный мир.
Слайд 11- Столица нашей Родины.

Ответы учащихся:
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.

– Москва – самый большой город России. В Москве работают Президент страны, Правительство России, Государственная Дума. Они решают важные государственные задачи.


Ответы учеников.











Слайд 12
Слайды с 13-27
Ст-е « Родина»
Читает Постоялко Павел.

Слайд 28



Высказывания учеников.


Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми. Этот мир ещё называется миром культуры.
Духовный мир отражается в человеке и образует его внутренний мир.
Слайды 29-30. Пословицы о Родине.


Ответы детей









Слайд 31.Патриоты России.
Рассматривают портреты и говорят, чем прославились эти люди.






Читаю и делают вывод – это культурные традиции.




Слайды 32, 33, 34
Слайд 35-вывод:
Моя Родина – это бескрайние леса, поля, степи, горы ,озеро Байкал. Это светлое небо над головой.
Слайд 36- Стихотворение « Моя Родина»
Слайд 37.Ст-е С Есенина.

Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Наша Родина – это леса, поля, моря и реки. Это земля, на которой жили, трудились наши предки. Земля, которую наши предки защищали от врагов. Родина – это наш край, город, поселок. Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это место, где стоит, наша школа. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.











Знакомятся с
понятием –символ







Материальный мир.
























Понятие слова «Родина»












Понятия духовный мир, внутренний мир.

Патриот.


















Культурные традиции.



Малая Родина.

Сведения о людях, которые прославили наш город.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
(регулятивные УУД)







Анализировать и оценивать тексты учебника и учебные задания, позволяющие понять, что значит быть гражданином своей страны.
(личностные УУД)


















Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде (познавательные УУД).



Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).



























Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).















Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде (познавательные УУД).

V. Выражение
решения проблемы
Цели:
– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
Определяют, какое новое знание открыли.


Рефлексия.

– Ответили ли мы на главный вопрос урока? Что нас всех объединяет?
Сравним наши ответы с мнением авторов учебника.
Обобщение учителя:
Россия – многоликая страна. Лик – это лицо. У каждого человека, у каждого села, города, района, области, края есть свое неповторимое лицо. Они разные, потому что в них живут неповторимые люди.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это наша «малая Родина» - земля, на которой мы живем, любим, радуемся, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

– Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

-Людей, живущих в нашей стране, объединяют общие ценности и идеалы, которые помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом,
Слайд 38.






















Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух.


Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).

















Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

VII. Домашнее задание.
Цель:
– организовать выполнение д/з.

Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

Вопрос-мостик к следующему уроку: «Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?»

Заполни анкету.

Интервью

Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).



15