Конспект урока литературного чтения на тему Бытовая сказка. Каша из топора (2 класс)


Казакова Татьяна Александровна
Воспитатель ГПД
МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска
Проект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «
Русская народная сказка «Каша из топора»
(по курсу «Литературное чтение», автор Л. Ф. Климанова и др.)
Тип урока: открытие новых знаний
Цели: познакомить с новым видом сказки (бытовая) на примере сказки «Каша из топора»; совершенствовать навык правильного, осознанного чтения целыми словами; учить сравнивать героев произведения; характеризовать героев с точки зрения автора; учить извлекать необходимую информацию из прослушанного текста; развивать связную речь обучающихся; обогащать словарный запас; развивать умение аргументировать свою точку зрения; логическое мышление; личностную оценку; воспитывать интерес к устному народному творчеству; трудолюбие; сострадание к ближнему; уважение к защитнику отечества; щедрость.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]-3-е изд.-М.: Просвещение, 2012. - С. 44-47: ил.- (Школа России), толковый словарь С. И. Ожегова, аудиозапись сказки «Каша из топора», мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки со словами для словарной работы, карточки с изображением сказочных героев, магнитная доска.
Содержание урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Организационный момент
Организационный момент
- Ребята, сейчас урок литературного чтения. Мы отправимся с вами в путешествие, в котором мы узнаем много нового и интересного. Путь наш будет неблизкий. А чтобы отправиться в дорогу с хорошим настроением. Давайте друг другу улыбнемся. Ведь с улыбки начинается дружба. А, когда рядом друзья, то все трудности преодолеть намного легче.
Проверка домашнего задания
- Усаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в наше путешествие (звучит музыка,
слайд 1).
- Где мы с вами оказались?
- Правильно! В сказке. Я уверена, что все вы любите сказки. Но прежде чем мы отправимся в дальнейший путь, нам предстоит вспомнить, с какими видами устного народного творчества мы с вами уже познакомились?
- Почему сказки назвали «народными»?
- А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
- К какому виду сказок мы ее относим?
- Дома вы должны были научиться выразительно читать сказку «Лиса и журавль». Сейчас мы проверим, как у вас это получилось. Но прежде, напомните мне, что такое выразительное чтение?
Актуализация знаний обучающихся. Постановка целей урока.
Изучение нового
материала.
Бытовые сказки. Русская народная сказка «Каша из топора».
- Молодцы! А теперь продолжим наш путь. Мы знаем, что все сказки разные. Чем же отличаются сказки?
- Какие виды сказок вы знаете? (слайд 2)
- Ребята, сейчас вам предстоит поработать в группах. (группы комплектуются по выбору учителя) Какие правила вы должны знать при групповой работе? (Слушай, что говорят другие. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. Говори спокойно ясно, только по делу. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. Помогай товарищам, если они об этом просят. Точно выполняй возложенную на тебя роль.)
(дети распределяют роли каждого в группе, определяют лидера группы, который будет защищать проект)
- У каждой группы на партах лежат карточки с героями сказок. Ваша задача определить:
1-ой группе-героев, которые относятся к сказкам о животных;
2-ой группе-героев, которые относятся к волшебным сказкам;
3-ей группе-героев, которые относятся к бытовым сказкам.
Каждая группа должна доказать, почему сделан именно такой выбор. Всем понятно задание? Что мы должны сделать? На выполнение задания 3 минуты. Время пошло. (на доске запись: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки)
(лидеры групп по очереди выходят к доске, защищают свой проект)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз, два - мы считаем
И шагаем, и шагаем.
Три – четыре, три – четыре
Руки в стороны пошире.
А теперь все потянулись,
Оглянулись, улыбнулись.
Потом встали, полетели,
Вместе дружно все присели.

1. Подготовка к первичному восприятию сказки.
- Сейчас мы побываем в гостях у новой сказки. Чтобы узнать, в какую сказку мы попадем, давайте отгадаем загадки:
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают.
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?
(слайд 3)
Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы и клены,
И березы бьют поклоны.
(слайд 4)
- Каша и топор!? Кто догадался в какую сказку мы попали?
- Правильно! (слайд 5) Как вы думаете, к какому виду мы можем отнести эту сказку? Почему?
- Ребята, как вы думаете, почему мы попали именно в эту сказку?
- Все ваши предположения верны. Тема нашего урока: «Знакомство с бытовой сказкой «Каша из топора». (слайд 5)
- Давайте вместе подумаем, что мы должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке?
Закрепление новых знаний
2. Первичное восприятие сказки.
- Потрудились вы не плохо. Пора и честь знать – сказку надо нам читать. Усаживайтесь поудобнее, прослушайте сказку в исполнении артистов театра. А после прослушивания скажите, что вам понравилось в сказке «Каша из топора». (слайд 6)
3. Проверка первичного восприятия сказки.
- Итак, сказку вы прослушали. Чем понравилась вам сказка?
- Что вызвало улыбку?
- Что удивило?
4. Словарная работа.
- В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления. Такие слова называются устаревшими. Какие незнакомые слова вы услышали в сказке?
- У вас на партах лежат карточки со словами из сказки «Каша из топора». Сейчас я предлагаю вам объяснить значения слов, которые в ней встречаются. (дети используют толковый словарь С. И. Ожегова)
- Молодцы! Мы славно потрудились, давайте отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Как солдаты»
1,2-стоит ракета,3,4-самолет.
1,2-хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.
1,2,3,4-руки выше, плечи шире.
1,2,3,4-и на месте походили.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем дружно в ряд.
Левой-раз, правой-два,
Посмотрите все на нас.

Работа с текстом при повторном восприятии.
-Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись.
- Ребята, откройте учебники на с. 44. Сейчас вам предстоит самостоятельное изучение сказки «Каша из топора» в режиме жужжащего чтения. При чтении, обратите внимание на слова сказителя: как встретила старуха служивого?
7. Анализ литературного текста после прочтения.
- Хорошо мы пожужжали и конечно все узнали.
- Как же старуха встретила солдата?
- Как сказитель относится к солдату? Почему?
- Как к старухе? Почему?
- Куда шел солдат?
- Почему постучал именно в эту избу?
- Почему солдат решил проучить старуху?
- Действительно ли солдат сварил кашу из топора?
- Что солдату помогло в приготовлении каши?
- Как вы думаете, изменилось ли отношение старухи к солдату в конце сказки?
- Кто вам больше понравился и почему?
- Как вы относитесь к старухе?
- Как к солдату?
- Какими словами вы можете дать характеристику солдату? (слайд 7)
- Какими старухе? (слайд 7)
- Как вы считаете, какова главная мысль сказки?
- Чему учит эта сказка?
- Молодцы! Издревле русский народ славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские жители. Когда они уходили на работу, то дом оставляли открытым, а на столе еду для дорожных людей.
8. Работа с пословицами.
- Сейчас прочитайте пословицы. Обсудите их в группах и выберите ту, которая больше подходит к сказке. Почему? (слайд 8)
- Как вы понимаете слово «сметка»?
Итог урока. Рефлексия.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Какие бывают сказки?
- Назовите особенности бытовой сказки?
- Какую сказку мы прочитали?
- Чему учит сказка?
- Могла ли такая история произойти в жизни?
- Кто из героев положительный, почему?
- Кто отрицательный, почему?
- Какая главная мысль сказки?
- Чему учились на уроке?
- Чему научились?
- Все ли у вас получилось?
Выбор домашнего задания
- Я предлагаю вам дома, по выбору:
1) Пересказать сказку родителям.
2) Нарисовать иллюстрацию к сказке.
3) Найти и прочитать другие бытовые сказки.
- Наше путешествие подошло к концу, но оно не последнее. В мире много сказок. И я надеюсь, что у вас появилось желание познакомиться со многими из них. Спасибо за работу на уроке.