УРОК окружающий мир Гордиться славою своих предков ..( Ледовое побоище.)4 класс
План - конспект урока.
Ледовое побоище.
ФИО: Ковалёва Наталья Эдуардовна
Место работы: МКОУ «ООШ №2».
Должность: учитель начальных классов.
Предмет: окружающий мир.
Класс: 4
Тема и номер урока в теме: Ледовое побоище. Урок № 1.
Базовый учебник: Плешаков «Окружающий мир».
8.Цели:
Ценностные ориентиры: Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Личностные: Эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, к прошлому нашей Родины. Формировать интерес к учебному материалу.
Метапредметные: Определять логику решения практической и учебной задач.
Предметные: Познакомить с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России;
Показать судьбоносное для Руси значение Ледового побоища.
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: Проводить сравнение. Обобщать. Делать вывод.
Принимать участие в работе парами, группами. Договариваться, приходить к общему решению.
9.Задачи урока:
развивающие
Развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, рефлексивной культуры;
обучающие
Организовать работу учащихся по изучению хода Ледового побоища, помочь учащимся определить, как в этой исторической битве проявился полководческий талант Александра Невского;
воспитательные
Воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своей Родины.
10.Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
11. Формы работы с учащимися: групповая, парная, индивидуальная.
12. Необходимое техническое оборудование: телевизор, компьютор.
Структура и ход урока.
I. Мотивация.
Эпиграф к уроку: (на слайде1)
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие». (А.С. Пушкин)
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
- Да, прекрасно сказано, но чтобы гордиться славой своих предков, надо знать их историю: культуру, искусство, обычаи и традиции. Человек, которому не дорог родной очаг, не задумываясь, разрушит чужой очаг. Человек, который не знает своих корней, не любит свою малую Родину, не гордится славой своих предков, не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа.
- Сегодня, мы вновь будем наслаждаться славой наших предков.
- Вы же пока, что не герои истории, но можете стать героями урока: за каждый ответ вы получите звезду для своей команды. В конце урока, команда, набравшая наибольшее количество звезд, станет победителем урока.
- Мы отправляемся с вами в прошлое.
II. Домашнее задание. (Вспоминаем то, что проходили на прошлом уроке)
(Прочтение отрывка наизусть из стихотворения «Невская битва» заранее подготовленным учеником.) (на слайде 2 Невская битва)
Шведский лагерь у реки
За туманом скрылся.
Александр привел полки.
Ночью затаился.
Утром, только рассвело,
Залетали стрелы.
Зря вас, шведы, занесло
В русские пределы.
Сто приплыло кораблей,
И пять тысяч войска.
Только русской нет сильней
Доблести геройской.
Шли в атаку с трех сторон
Русские дружины.
Враг к Неве был оттеснен
Натиском лавины.
Князя, храбрые дружины
Окружили шведский стан
И побили, шведов, финнов,
Был разрушен дерзкий план.
Всем врагам врата закрыты
Славь Россия ратный труд.
Александра после битвы
Невским вскоре назовут.
- О каком событии идет речь? Кто напал? Где и когда произошло это событие?
III. Введение в тему. Постановка цели.
- Нелегкая доля выпала на наших предков - много врагов было у Руси. После изгнания шведов, на западных рубежах новгородской земли появились немецкие рыцари.
- О чем на уроке мы будем говорить?
(На слайде 3 показана тема урока)
- Ребята перед вами, ребята, слово “побоище”. Подберите синонимы к этому слову. (Сражение, битва, сеча)
Работа со словарём, интернетом.
- Посмотрим значение этого слова в словаре Ожегова.
В интернете. (Прочтение учениками значения).
Постановка проблемы.
- Почему люди воюют? (Слайд 4)
- Эти задачи ставил перед собой и Ливонский орден. (Слайд 5)
IV. Подготовка к изучению нового материала.
1.Сообщение ученика. « Ливонский орден». (Слайд 6)
V. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя о «Ледовом побоище» сопровождается показом слайдов 12-15 под музыку.
(весь ход сражения описан позднее в стихотворении )
5 апреля 1242года произошла битва на льду Чудского
Это была ранняя весна. Все реки и озёра, а их в новгородских
землях очень много, были покрыты подтаявшим льдом. Поэтому Александр
Невский решил встретиться в бою с крестоносцами именно на льду Чудского озера. Он хорошо понимал, что в этом случае преимущество будет за его воинами. Закованные в тяжёлые доспехи, немецкие рыцари не были готовы биться с русскими воинами на льду озера.
Традиционным боевым построением немецких рыцарей был так
называемый клин, или «свинья». В голове и на флангах длинной и довольно узкой колонной шла тяжеловооруженная рыцарская конница, защищавшая
находившуюся в центре пехоту. Мало кому удавалось выдержать удар такой «кабаньей головы».
Зная об этом, Александр Невский основные свои силы
разместил на флангах, а в центре оставил только пешее ополчение.
Новгородцы в тяжёлых доспехах (броне), вооружённые мечами, копьями и
щитами, были немного неповоротливы, но отлично выдерживали удары
всадников. За полком левой руки в засаде поместились княжеские дружины
Александра и Андрея.
Впереди всех встали лучники, издалека стрелявшие по приближающему
врагу. В тылу русских войск, возле крутого берега, поставили скованные
цепями телеги, так что и бежать было невозможно, и рыцарским коням былоне проехать. Ливонцы пробили русский центр и «закружились» перед
телегами. С флангов их стали теснить полки правой и левой руки,
потом ударила из засады конница.
- «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и
звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было
видно льда, ибо покрылось оно кровью.»
Весенний лёд проломился, и тяжёлые рыцари, доспехи которых весили до 70
кг, пошли на дно.
Немецкие рыцари потерпели поражение и вынуждены были отказаться от
захваченных ими новгородских и псковских земель. В память народную это
сражение вошло как «Ледовое побоище».
(ДЕТИ)
В субботу пятого апреля
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй.
Был первый натиск немцев страшенВ пехоту русскую углом.Двумя рядами конных башенОни врубились напролом.Как в бурю белые барашки,Среди немецких шишаковМелькали белые рубашки,Бараньи шапки мужиков.Они с открытыми глазамиНа немцев голой грудью шли,До кости пальцы разрезая,Склоняли копья до земли.Сквозь строй немецкий прорубалисьПлечом к плечу, спиной к спине,Уже смешались люди, кони,Мечи, секиры, топоры, Подняв мечи из русской стали,Нагнув копейные древки,Из леса с криком вылеталиНовогородские полки. Стоял суровый беспорядокЖелеза, крови и воды.На месте рыцарских отрядов,Легли кровавые следы.Под ними лошади тонули,Под ними дыбом лёд вставал,Их стремена на дно тянули,Им панцирь выплыть не давалИ князь, едва остыв от свалки,Из-под руки уже следил,Как беглецов остаток жалкийК Ливонским землям уходил.
Вопросы после текста.
1.КОГДА ПРОИЗОШЛО Ледовое ПОБОИЩЕ?
2. С кем воевали русские воины весной 1242 года?
3. Как называли немецких рыцарей и почему? /Немецкие рыцари шли под знаменем с чёрным крестом, за что называли их крестоносцами./
4. Задание. На карточке даны слова:
кольчуга, панцирь, шлем с рогами, белый плащ с крестом, шлем, железные доспехи, кожаный шлем,
мечи, лук, копьё, щиты, острые сабли, латы, боевые топоры.
Выбери:
одежду и вооружение русских воинов,
одежду и вооружение крестоносцев.
5. Как строилось немецкое войско? / В виде острого клина или «свиньёй»: сначала шла тяжёлая конница, затем ряды лёгкой конницы, а потом –
пешие рыцари./
6. Почему Александр Невский дал бой на льду озера? /Он хорошо понимал, что в этом случае преимущество будет на его стороне.
Закованные в тяжёлые латы немецкие рыцари не были готовы биться с русскими воинами на льду./
7. Какую роль сыграл засадный полк в ходе боя? / Русская конница окружила
крестоносцев./
8. Какое значение имела победа русских? / Значение победы над немецкими и
шведскими рыцарями было огромно. Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей./
- Благодаря чему победили наши предки? (Грамотный полководец, хорошо знал тактику немецких рыцарей, угадал с местом боя).
- Имеет ли это событие историческое значение? (Слайд 16)
Впервые после монгольского нашествия показали, что сильна Русь и не отдаст она ни пяди своей земли.
- Как вы понимаете слова Александра Невского: «Кто к нам с мячом придет, (На слайде 17)
(Они являются не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии.)
ИССЛЕДОВАНИЕ: ( по группам)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
3. Упражнение: « От обратного».
- Что было бы, если победили крестоносцы
VI. Закрепление пройденного материала.
1. Просмотр фрагмента художественного фильма “Александр Невский”.
- А сейчас мы посмотрим, как, изучаемые нами, события показаны в фильме известного режиссёра Сергея Эйзенштейна. (Просмотр фильма на слайде 18)
2. Работа с деформированным текстом. Самостоятельная работа в парах и последующая проверка по слайду 19.
Найдите ошибки в историческом тексте.
5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди войска находились пешие рыцари, а за ними тяжеловооружённая конница. Киевский князь, Александр Невский, самые сильные свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду.(слайд 20)
3. Составление синквейна. (Работа в группах)
- Составьте синквейн к теме: Александр Невский. (Слайд 21)
- За что А.Невский был зачислен к лику святых? (Cлайд 22)
Искренней глубокой верой и добрыми делами
- Как вы думаете, почему в Великую Отечественную войну был учреждён орден Александра Невского? ( Cлайд 23)
Орденом награждались командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину личную отвагу, мужество и храбрость.
4. Вывод на слайде 24: Защищать Отечество - священный долг всех людей.
У.: Правильно. И он делал все, чтоб Русь окрепла и была сильным государством. Имя А.Н. не забыто и до сих пор. Ему стоят памятники в таких городах как Санкт– Петербург, Курск, Владимир. Кто будет в этих городах, обязательно сходите и посмотрите эти памятники.По телевидению в 2008 году проходил масштабный проект “Имя России” организованный телеканалом “России и институтом российской истории и завершился победой Александра Невского. За святого князя проголосовали 2.011.766 человек. Вот как любят наши россияне этого замечательного полководца до сих пор он живет в памяти нашего народа.
VII. Рефлексия деятельности учащихся.
- Какие чувства вас сопровождали во время изучения данной темы
- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке? (слайд 25)
- Продолжите предложение
Я – узнал
- удивился
- вспомнил
- задумался
Итог. Подсчитываем звезды у каждой команды и определяем победителя
Домашнее задание: Написать мини-сочинение “Защитник земли русской”.
Root Entry