Консультация для педагогического коллектива: «Что должен знать воспитатель о ПДД»
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Отдел образования исполнительного комитета
Сармановского муниципального района
Консультация для педагогического коллектива:
«Что должен знать воспитатель о ПДД»
МБДОУ - Джалильский детский сад №1
«Берёзка» общеразвивающего вида
воспитатель: Хайретдинова А. И.
2015- 2016 уч.год.
По данным статистики ежедневно на дорогах России погибает около 1, 5 тысяч детей; 24 тысячи получают ранения.
Нередко причиной дорожно-транспортных происшествий являются сами дети.
Происходит это из-за элементарного незнания основ Правил дорожного движения и безучастного отношения взрослых к поведению детей.
Наиболее частыми видами нарушений детьми ПДД являются:
• Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35-40% ;• Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25-30% ;• Неподчинение сигналам светофора10-15%
• Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара-5-10% ;Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. (2)
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
При обучении детей правилам дорожного движения нужно учитывать возрастные психологические и физиологические особенности.
• Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого.
• Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми более замедленная.
• Маленький рост ребенка, "скрывающий" его от водителей.
• Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться
Чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность, каждый воспитатель, прежде всего сам должен хорошо знать правила дорожного движения. (3)
Вспомним некоторые из них:
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны
2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по левому краю проезжей части, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону
3. Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а на перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара
4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
5. Запрещается пересекать путь движущимся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть
6. В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)
7. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота
8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут, взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
9. Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети». (4-12)
Содержание воспитательной и образовательной работы по ПДД должно соответствовать возрастным требованиям.
С детьми 3-4 лет воспитатель ведёт работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве. Он организует и постоянно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения.
Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта, характерными для нашей местности, их названием.
Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (троллейбусах, трамваях). Грузы возят на грузовых машинах. Обращают внимание детей на части автомашины и грузовой машины. Детям дают первоначальные представления о правилах поведения на улице, в общественном транспорте, о сигналах светофора. (13)
Представления, полученные детьми на занятиях, постепенно закрепляются и расширяются воспитателем при каждом удобном случае. Этому способствует развивающая среда группы, где обязательно представлен макет улицы с тротуаром, проезжей частью, светофором, должны быть в наличии рули, атрибуты к дидактическим и сюжетно-ролевым играм «Мы-пешеходы», «Собери машину», «Светофор».
Воспитатель подбирает книги, соответствующие данному возрасту, для чтения в детском саду и дома. Вашему вниманию предлагается примерный список литературы для чтения детям 3-4 лет.
Большое место в ознакомлении детей 4-го года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали. В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения. (14)
С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по формированию знаний об общественном транспорте, о назначении грузового транспорта.
Дети получают представления о таких понятиях, как: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.
Детей знакомят с дорожными знаками: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
Воспитатель рассказывает детям о назначении желтого сигнала светофора, объясняет правила перехода улицы пешеходом, закрепляет правила поведения в общественном транспорте.
Обогащению опыта детей, закреплению их представлений о транспорте способствуют наблюдения, которые проводятся на целевых прогулках. (15)
Развивающая среда группы пополняется дополнительным материалом и оборудованием в соответствии с возрастными требованиями.
На макете появляется: перекрёсток, зебра, островок безопасности, необходимо наличие крупных и мелких дорожных знаков, картинок на классификацию видов транспорта.
Соответственно возрасту подбирается художественная литература. (16)
В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются.
Детей знакомят с запрещающими и предписывающими знаками, с работой регулировщика, формируют умения свободно ориентироваться на дороге, закрепляют правила поведения в общественном транспорте. (17)
Соответственно, на макете улицы появляются разные виды перекрёстков, запрещающие и предписывающие знаки.
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
Дид. игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит… »
Как и в предыдущих группах, большое значение отводится чтению произведений художественной литературы. (18)
Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать.
Прежде всего, в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах.
С этой целью с детьми 6-7 лет проводят наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширяют знания детей о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих движение на улице.
Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием.
Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:
- в местах, где есть подземные и надземные пешеходные переходы, пешеходы должны пользоваться только ими;
- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту;
- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора или при разрешающем жесте регулировщика;
- ожидать автобус, троллейбус следует на остановках;
- пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимно вежливыми. Развивающая среда подготовительной группы отличается многообразием книг по заданной тематике, дидактических игр, тематических альбомов.
Следует помнить, что одним из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице является пример родителей.
Поэтому воспитатели систематически ведут работу с родителями по ПДД. Форма работы может быть разнообразной.
Это: анкетирование, беседы, консультации, собрания, «Круглые столы», совместные с детьми праздники и мероприятия. (19)
Помощь и рекомендации по организации работы по обучению детей ПДД вы найдёте в изданиях методической литературы по данной тематике, таких как:
1. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку»,
2. Н. А. Извекова «Занятия по правилам дорожного движения»,
3. В. Е. Рублях «Правила дорожного движения»,
4. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»,
5. Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора»
6. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-6 лет. (20)
Только совместными усилиями педагогов и родителей можно достичь желаемых результатов, и тогда дети будут чувствовать себя на дороге в безопасности.