Творческая разработка Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»














ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Дидактическая игра на уроке русского языка в начальной школе.







Выполнила: Мишина С.В.
МБОУ «СОШ № 56»












Новокузнецк, 2015
Содержание.


Введение 2
Основная часть. 3-6
Заключение .. 7
Литература 8
Приложения...9-11























Введение
В современном обществе к общеобразовательной школе предъявляются новые требования, ориентирующие систему образования не только на качественное усвоение учащимся знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей.
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает “разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности”.
Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Двойственная природа игры – учебная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом.
Действительно, использование в учебном процессе дидактических игр активизирует учащихся на протяжении всего урока, формирует их познавательные интересы и стремление к овладению знаниями, оказывает положительное воспитывающее действие.
Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых. Дидактическая игра позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.





Основная часть

Урок русского языка
2 класс (1-4)
(УМК «Школа 2100 »)
Тема :«Учимся писать безударные гласные в корне слова»(обобщение)
Класс : 2 класс
Цель: Формирование умения находить безударные гласные в корне и проверять их.
Задачи:

уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки безударной гласной в корне;
активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность через проблемные ситуации и исследовательскую работу;
способствовать созданию положительного настроя на уроке, работать над формированием коммуникативной компетентности через парную и групповую работу;
воспитывать уважительное отношение к родному языку.


Средства обучения: сигнальные карточки, карточки с пирамидками дл каждой команды(3 шт.), учебник, дидактический материал, тетрадь, карточки для самооценки, памятки.

Ход урока:

Организационный момент. Мотивация.
(Организация внимания всех учащихся, настрой на работу).

Постановка проблемы урока.
 1. – Наш урок хочу начать с рассказа.
 Петя написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, – сказал товарищам Петя. – Колька принесет».
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось?
– Какое правило не знал Петя?
– Как правильно записать это слово?

- А нам с вами нужно выяснить, как же надо правильно писать.


2.Постановка темы и цели урока
  – Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)
 Мы сегодня как настоящие ученые будем исследовать проблему.
– Какая цель будет основной для нас?
  – В течение урока будем отвечать на вопросы: Что, где, как и чем надо проверять?

3.Актуализация знаний.
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
 
4 . Каллиграфическая минутка.
 - Давайте в минутке чистописания и поработаем с этими буквами.  Пишем буквы в воздухе, носиком и в тетради. (Дети двигают в воздухе ручкой и носом вслед за движущимся написанием буквы на экране, а затем в тетрадь).

5.Физминутка.

Закрепление пройденного.
1.Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. (Алгоритм проверки). Коллективная форма работы.
– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.
  Алгоритм проверки безударных гласных
Прочитать слово.
Поставить ударение.
Выделить корень.
Определить безударную гласную.
Подобрать проверочное слово.

2.Орфографический тренинг. Отработка умения правильно обозначать безударные гласные в корне.
- Вот давайте мы сейчас и проверим, как работает наш алгоритм. Вы читаете слово из упр.220 на стр.128, показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
- Как проверяли безударную гласную в корне слова? (Изменяли форму и подбирали родственные слова).


3. Наблюдение над проверочными и проверяемыми словами. Работа в парах (Приложение №2)
Стр.129, упр.223.
Вода, водный, наводнение
Ночной, ночка, ночевать 
Море, моряк, заморский
– Внимательно прочитайте слова. Что можете сказать? (Родственные слова, у них одинаковый корень и близкое значение)
-- Запишите эти слова в тетрадь и определите, в каждой строчке слова с безударной гласной в корне.  Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными. Поработайте в парах.
Проверка.
Почему вы выбрали эти слова? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)
8. Физкультурная минутка.
9.Дидактическая игра «Пирамидки».
Приложение №1, 2.
(Цель: закрепить навыки правописания безударных гласных в корне слова, проверяемой ударением.)
- Я предлагаю поиграть в игру «Пирамидки». Нам необходимо договориться о правилах, которые должны будут соблюдать все. Каждой команде я раздам карточки с пирамидками. На кольцах каждой пирамидки написаны слова, в которых пропущены буквы.
Правила игры (игровые действия):
1.На выполнение заданий вам отводится 7 минут.
2.По моему сигналу вы поочерёдно вставляете пропущенные буквы и передаёте пирамидку следующему участнику.
3.Начинать нужно с нижнего кольца.
4.Вывесить готовую пирамидку на доску.
5.Побеждает та команда, которая быстрее соберёт пирамидку и не сделает ошибок.




- А теперь давайте обсудим результаты.
Первой справилась команда №1. Какие слова и как вы их записали? (Команды №2,3)
Анализ результатов.
- Кто справился с заданием?

Награждение команд разноцветными наклейками.

-Что нужно учитывать при выборе проверочных слов? ( Они должны быть родственными, иметь общую часть и близкое значение).

IV.Самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой.
Стр.96, упр.221 (дидактический материал).

Итог урока.
Рефлексия.
- Чему научились?
 Самооценка собственной работы на уроке.
- Кому было трудно?
- Кто нуждался в помощи?
- Кто сам выполнил все задания?
- У каждого из вас есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. На какую ступеньку вы поставите себя сегодня?
- Что бы вы хотели сказать об уроке?
- Какое задание больше всего понравилось?
- Чью работу хотели бы отметить?

VI. Домашнее задание.
Стр. 96, упр.222 (дидактический материал), подобрать 5 слов с безударными гласными, проверяемыми ударением.














Заключение.

Педагогическая практика использует различные пути активизации, одним из которых является дидактическая игра. Существует много определений термина «игра». По мнению В.В. Давыдова, с приходом ребёнка в школу игра престаёт быть ведущим видом деятельности, но по-прежнему продолжает занимать важное место в его становлении и развитии [5].
Именно в игровой ситуации решаются развивающие и учебно – воспитательные задачи. Дидактическая игра в начальной школе вводится в ход урока для активизации учебной деятельности школьников, с целью расположения их к работе, поднятия внимания и работоспособности при подготовке к восприятию учебного материала, при закреплении и систематизации новых понятий, при повторении и учёте знаний, умений и навыков.
Таким образом, игра способствует развитию психических процессов, таких как: внимание, память, речь, мышление. Позволяет в более адаптированной, для младших школьников, форме повторить изученный материал, и закрепить его в памяти. Игра способствует формированию учащихся интереса к русскому языку, т.к. игра создает более непринужденную обстановку на уроке, учащимся, при использовании такого средства обучения, проще высказать свое мнение, игра не требует от школьников напряжения, они не испытывают чувство вины если сделают ошибку. Игра позволяет активизировать весь класс, в работу включаются слабые ученики, в процессе игры они чувствуют уверенность в своих силах. Данное средство обучения в этом случае способствует формированию у школьников таких нравственных качеств, как: взаимовыручка, взаимопомощь, чувство товарищества.


















Литература.

Основная литература.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
2.Азаров, Ю. . Игра и труд [Текст]. – М. : Просвещение, 2009. - С.128
3.Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст]. - М. : Просвещение, 2006.
4.Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др. Педагогика [Текст ]: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1988. 479 с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст]//Вопросы психологии. - 1997. - №6. - С.46 - 49. 6.Газман О.С. О понятии детской игры[Текст ]: Сб. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск, 1989. С. 3. – 288 с.
7.Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников[Текст ]. Журнал «Начальная школа», №11, 2004г.
8. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей[Текст ]. - Минск, 1989,  208 с.

Дополнительная литература.

1. Русский язык. 2 класс: поурочные планы по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной / авт.-сост. О.А.Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 296 с.
2.Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.

3.Прядехо А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся//Педагогика.-2002.-№3.-С.8-15

4.Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2002.-С.3




Электронные ресурсы:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - портал «Методические материалы», раздел «Тренинговые упражнения» для начальных классов.
2. Материалы ЕКЦОР:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










Приложение №1.













Приложение №3.
Памятка.

« Как работать на уроке в группе».

Будьте уважительными и добрыми к каждому члену группы.
Выслушивайте каждого.
Говорите по существу.

Внимательно читайте задания.
Уточните, всё ли каждому понятно в них.

Обсудите поставленный вопрос в группе.
Сформулируйте ответ точно, грамотно, красиво.

Запишите ответ.

При необходимости обратитесь за разъяснением к преподавателю, словарю.

Вдохновения, терпения, удачи!























Приложение №2.
Памятка.

« Как работать на уроке в паре».
Внимательно прочитайте задание.
Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
Запомни правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него, он – за тебя.

















Рисунок 1Jђ Заголовок 2`ђ Заголовок 315