Методическая разработка по обучению грамоте «Как сформировать навык чтения»
Методическая разработка по обучению грамоте в 1 классе « Как сформировать навык чтения»
Почему ребёнок, усвоив все буквы алфавита, ещё долгое время не научается читать? В методике обучения грамоте неоднократно пытались ответить на этот вопрос. Методисты склонны считать, что слогослияние происходит интуитивно. «Тайну слияния» каждый ребёнок открывает самостоятельно. О чём же должен догадаться ребёнок? Почему нужно о чём-то догадываться, если он уже знает все буквы? На первый взгляд всё очень просто. Буква из алфавита и буква в тексте – разные вещи, несмотря на то, что их начертания остаются прежними.
В.Г. Горецкий отмечает, что существует восемь зрительных ориентиров графического порядка.
1. Буква как знак одного гласного звука, равному слогу (о-са).
2.Буква как знак гласного звука, соединившегося с согласным в слиянии (на, ня).
3. Буква согласного в составе слияния или за пределами сочетания СГ, как знак согласного звука (пульс, пуст).
4. Так называемые «йотированные» гласные (ели, юла, лает).
5.Буква «Й» как знак мягкости согласного звука.
6. Ь как показатель мягкости согласного звука и его отсутствие как показатель твёрдости (тьма, сполз).
7. Ь и Ъ знаки как разделительные (вьюга, съёмка).
8. Пробел как сигнал конечности слова
Д.Б.Эльконин писал, что нужно детей научить находить буквы, обозначающие гласные фонемы, выделять их, заставлять тем самым прислушиваться к их произношению и лишь и лишь на фоне этой позиции произносить все предшествующие фонемы.
Многие согласятся с тем, что именно период обучения ребёнка чтению слияний является наиболее трудным и важным в формировании навыка. Практика показывает, что не каждый ребёнок в состоянии открыть самостоятельно «тайну слияния». Каким же образом легко и безопасно ввести ребёнка в мир письменности, избежав при этом стандартных ошибок? Овладение слиянием звуков в слоги – задача очень сложная для детей. Эту работу следует сделать наиболее доступной и понятной. Подражание – главная форма, в которой осуществляется влияние взрослого на развитие речи ребёнка. Поэтому обучение чтению сводится к показу элементов, из которых должна строиться процедура чтения, и всевозможным подсказкам, облегчающим ученику догадку, открытие механизма перехода от элементов к результату.
Одной из таких из таких подсказок являются наглядные графические схемы (дуга и точка). Можно на начальном этапе обучения включить в процедуру согласованные движения руки и голосового аппарата.
Как только ребёнок усваивает несколько букв (а, о, н, с) предложить упражнение «Катимся с горки». Учитель, проводя указкой по дугам, читает слоги. «Поднимаясь на горку» - медленно, выделяя голосом гласные. «Спускаясь с горки» - быстро. Дети копируют все действия взрослого.
Когда дети освоят механизм слияния СГ, можно переходить к чтению слоговых таблиц. При знакомстве с таблицей первым читает взрослый.
сан са са н Они читаются как в горизонтальном, так и в нас на на с вертикальном направлениях. Слоговые таблицы сон со со н избавят детей от многих трудностей, так как их нос но но с внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. В столбиках слов можно увидеть, как получаются новые слова при изменении одной или нескольких букв.
Лак город В данном случае активно действуют зрительный, мак города речевой, двигательный и слуховой каналы, а так бак городок же аппарат смысловой переработки воспринятой рак городки информации. Мгновенная реакция на зрительное изображение ведёт к увеличению скорости и эффективности чтения.
Сложности, по мнению Толстого, следует преодолевать в сочетании с более знакомым и лёгким материалом. Порядок введения слов со стечением согласных представляет определённый интерес. В «Новой азбуке» у Толстого они впервые даны сначала в односложных словах (рвы, дни, снег, рты). Затем учились читать закрытые слоги, причём опять же с постепенным нарастанием трудностей. Сначала читали слоги, заканчивающиеся одной согласной буквой (лов, ров, рёв), затем – двумя согласными буквами – (волк, полк, мост), и, наконец, слоги с особой буквой Й: (бой, вой, рой). Данные слоги представляют собой отдельные слова.
Постепенно увеличивается размер слов: сначала дети овладели чтением 4-х и 3-х буквенных слов, затем вводились 5-ти буквенные, а уже потом трёхсложные слова.
Толстой считает, что для решения этой проблемы следует опираться на лингвистические и психологические основы обучения грамоте.
Русская графика по своей природе фонематична. Основной графический знак (буква) обозначает фонему (звукотип). Механизм чтения в данном случае представляет установление соотношения «буква-звук». Сам процесс чтения довольно прост: анализ начертания букв – отожествление со звуком – синтез звуков. Заботой учителя в этом случае является – научить произносить слоги, показать приспособляемость звуков друг к другу. Хорошо сравнить прямые и обратные слоги, показывая при этом, что приспосабливаемость согласных перед гласными значительно сильнее, чем после них.
Как писал Д.Б.Эльконин, воссоздание звуковой формы слова по его буквенной модели не происходит на основе простой ассоциации между буквами и их звуковым значением, а представляют собой сложное интеллектуальное действие. Прежде чем перейти к последующему чтению ребёнок должен осуществлять синтез на уровне единиц чтения, предварительно проанализировав графемы, позиции каждой буквы. Чтобы эта работа проходила успешно, дидактический материал для обучения чтению следует располагать с большой целесообразностью.
Единицей чтения и письма в русском языке является сочетание согласных и гласных букв (СГ) –ва, ля, ри, вы. СГ – главный ориентир чтения, в котором элементы взаимно обусловлены, читаются с учётом друг друга. В методике первоначального обучения чтению овладение этим ориентиром составляет главную задачу, на что указывали в своё время методисты прошлого. Отмечают это и современные исследователи. Чем же сложен этот ориентир чтения? Он несёт в себе информацию как бы двух видов.
1вид: касается твёрдости – мягкости согласных фонем: ла-ля, лу-лю, лы-ли.
2 вид: как читать уже знакомые буквы, т.е. те, которые уже вот-вот будут озвучены: (ла – л а), (лу – л у), (лы – л ы), но ещё не озвучены.
Главный ориентир чтения требует, чтобы дети сначала познакомились с несколькими гласными буквами, которые и будут обозначать твёрдость и мягкость согласных фонем в слоге СГ.
Редко, но всё же можно встретить «Буквари» и «Азбуки», которые сначала дают гласные буквы, обозначающие гласные звуки и твёрдость предшествующей фонемы. В «Азбуке» для обучения детей в семье и школе после знакомства с двумя гласными буквами А, У дети приступают к освоению механизма чтения прямого слова СГ с буквами М, Р, Ш, П: ма, ми, ра, ру, ша, шу, па, пу. Мягкий знак является случаем проявления слогового принципа русской графики.
Здесь требуется анализ позиции согласной буквы, для того, чтобы правильно воссоздать её звуковой облик. С психофизической точки зрения здесь один и тот же механизм, что и при чтении слога СГ.
Одно важное замечание: нельзя задерживаться на работе со слогом СГ. В этом случае дети приучают себя произносить после каждой согласной фонемы гласную: питицы, кажадая синега.
Правы те учителя, которые стремятся одновременно с чтением слогов СГ, научить детей читать и слоги со стечением группы согласных.
Особую группу ориентиров, на мой взгляд, составляют буквы Е, Ё, Ю, Я. В данном случае действует слоговой принцип русской графики.
Чтобы прочитать ориентиры второй группы, надо провести анализ препозиции гласной буквы. Чтение таких букв представляет собой молниеносный возврат глаза, а затем произношение двух звуков: яма, вьюга, поел. Буквы Е, Ё, Я входят в ориентиры, как 1-ой, так и 2-й группы.
Последнюю 3-ю группу ориентиров составляет группа букв, которые не подчиняются действию слогового принципа русской графики: Ц, Ч, Ж, Щ, Й.
Больше времени уделяется 2-й группе ориентиров, но в определённый момент эти ориентиры должны занять своё место на букварной странице.
Алгоритм чтения необходим только на первых порах, когда начинает складываться слоговая структура чтения.
Автор: Макарова З.Д.