Конспект семинара для педагогов Светя другим не сгори сам
Калининский отдел образования
Дошкольное учебное учреждение № 300
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Руководитель:
Воспитатель-методист
Пуресина Н. А.
г. Донецк
Цель игры:
снять психологическую усталость;
активизировать мотивационный компонент в ежедневной работе и потребность в профессиональном совершенствовании;
выделить симптомы эмоционального истощения и методы его преодоления;
формировать навыки саморегуляции своего эмоционального состояния;
повышать профессиональную компетентность и самооценку педагогических работников.
Материалы: мяч, бумага А4, фломастеры; стикеры: солнце, луна, тучи, разноцветные звезды; карточки для теста уровня стойкости к стрессу, мешочек, круги двух цветов, бумага для рисования, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, карандаши, плакат для игры «Симптомы – методы», бумага А2, карточки-пожелания, ваза, легкая музыка.
Основные правила
1. Активное участие.
2. Мнение каждого выслушивается.
3. Говорить здесь и сейчас.
4. Не критиковать.
5. В игре нет зрителей, все - участники.
Ход занятия
Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем нашу встречу в форме деловой игры. Вы сможете поделиться и обменяться знаниями, а также поработать вместе для поиска путей решений проблем.
Во время проведения игры, мы будем руководствоваться следующими правилами:
1. Активное участие.
2. Мнение каждого выслушивается.
3. Говорить здесь и сейчас.
4. Не критиковать.
5. В игре нет зрителей, все - участники.
Упражнение «Приветствие»
Цель: создать благоприятный психологический климат.
Участники по кругу, передавая мяч, называют свое имя и черту характера, которая начинается на первую букву имени, жизненное кредо.
Упражнение «Цветы ожидания»
Цель: определить ожидание участников от деловой игры.
Ведущий. Перед вами поле, на котором растут цветы, но у нас только стебли, а цветы мы должны посадить, написав на них свои ожидания: «Я ожидаю от встречи...», «Я хотела бы...».
-Зачитайте написанное в порядке очереди и прикрепите цветок к стеблю.
- Полюбуйтесь цветочным полем.
Упражнение «Ассоциации»
Цель: четкое осознание себя как педагога-профессионала.
Ведущий. Возьмите лист и напишите или нарисуйте, с каким предметом, явлением природы, животным или растением вы смогли бы себя ассоциировать как педагог-профессионал.
Обсуждение:
Почему Вы выбрали именно этот предмет (животное, растение, явление природы)?
Легко ли Вам было подобрать ассоциацию?
Упражнение «Я в лучах солнца».
Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети с кружком по середине и множество лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Ваша задача вспомнить как можно больше хорошего.
Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество.
Упражнение «Портрет»
Инструкция. Участники делятся на 3 подгруппы с помощью солнца, луны и туч. Каждая подгруппа получит лист бумаги формата А4 и составит «портрет» педагога соответственно вытянутой карточке, на которой определены возрастные рамки педработника:
молодой специалист;
профессионально зрелый воспитатель;
педагог 45 и больше лет. (Участники должны определить главный страх педагога в этом возрасте и презентовать наработку групп.)
Подведение итогов. Уважаемые коллеги! Помните: если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней! Возможно, именно это высказывание является рецептом психологического благополучия не только педагога, но и любого человека в целом.
Ведь и в личной и в профессиональной жизни бывают ситуации, которые нельзя исправить, их нужно пережить, чтоб жить дальше.
Упражнение «Прогнозирования стрессового события»
Инструкция. Знание о возможных неприятностях, конечно, помогает подготовиться к ним. Педагогическая деятельность, которой присуща непредсказуемость, считается стрессовой. Я предлагаю тест, который поможет вам оценить свою стойкость к стрессу.
Каждый участник получает карточку с вопросами и обводит цифру в одной из трех колонок: «редко», «иногда», «часто».
Творческое задание «Нет - негативу!», «Да - позитиву!»
Инструкция. Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам выбрать себе один из кругов в волшебном мешочке и поделиться на группы согласно цвету своего круга. Одной группе следует придумать творческую работу «Нет - негативу!», на котором изображены факторы, которые способствуют ухудшению психологического здоровья педагогов (эти изображения после презентации перечеркиваются красным маркером). Другая группа создает работу «Да - позитиву!», на которой изображены позитивные факторы хорошего настроения и здоровья.
Педагоги презентуют свои работы.
Упражнение «Ловец блага».
Ведущий. Что бы с вами ни происходило, во всем старайтесь находить положительные стороны. Речь идет не о самообороне, а о том, чтобы во всем научиться видеть хорошее.
Инструкция. Назовите положительные стороны дождя. (Педагоги по очереди дают варианты ответов). Он прибивает пыль - воздух становиться чище. Поливает все живое растительный мир предстает во всем своей красе. Дождь смывает грязь с улиц, наполняет водой канавки в саду теперь ее надолго хватит для полива. Благодаря дождю вы можете наконец заняться насущными домашними делами. Когда идет дождь, хорошо читается, спится и т.д. Дождь благотворно влияет на качество подземных вод значит, не нужно искать мастера, чтобы углубить колодец. От дождя растут грибы, лучше клюет
рыба. Затем педагогам предлагают следующие ситуации:1. Что может быть хорошего в проведении открытого мероприятия для коллег?2. Что может быть положительного в очередном аттестационном процессе?
Педагоги обмениваются своими позитивными высказываниями.
Упражнение «Симптомы - методы»
Цель: выделение характерных симптомов и приемов борьбы с эмоциональным истощением.
Ведущий: Здоровье - это состояние полного физического и духовного благополучие, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Ежеминутно благодаря влиянию внешних и внутренних факторов человек может чувствоват
·ь себя по-разному. Эмоции непосредственно связаны со здоровьем. Эмоциональное истощение - один из защитных механизмов, вызванных психической усталостью, когда человек вынужден длительное время выполнять одну и ту же работу, постоянно оказывать поддержку и помощь.
Предлагаю разделиться на четыре группы по цвету звезд. (Участники выбирают стикеры со звездами)
Задание каждой подгруппе: выбрать симптомы, характерные для эмоционального истощения, а затем методы преодоления эмоционального истощения.
Представитель от группы зачитывает и прикрепляет к определенной колонке.
Симптомы
Методы
недовольство собой, нежелание работать;
усиление соматических болезней;
бессонница или плохой сон;
пренебрежение своими обязанностями;
потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак);
снижение аппетита или переедание;
негативная самооценка;
цинизм, пессимизм;
невозможность сосредоточиться;
невозможность закончить работу своевременно;
быстрый темп речи;
отсутствие удовольствия от работы;
отсутствие новых идей;
усталость;
снижение энтузиазма;
неуверенность и раздражительность;
формальное выполнение обязанностей;
дистанционирование от воспитанников, потеря способности сочувствовать;
стремление к уединению;
чувство вины.
эмоциональная поддержка семьи, друзей;
позитивное мышление, доброжелательность;
вера;
крепкое здоровье;
адекватное чувство ответственности;
любимые занятия, спорт, прогулки;
общение с природой;
массаж, ванна, ароматерапия;
навыки планирования времени;
умение говорить «нет»;
релаксационные методы.
Ведущий (после озвучивания симптомов): Наибольшее эмоциональное истощение угрожает тем педагогам, которые не могут собственное «Я» отделить от «Ты», то есть чужие проблемы воспринимают как свои. В опасности могут быть и те, кто не умеет общаться, выражать свои чувства, эмоции. Не только эмоциональные стрессы предопределяют эмоциональное истощение. Скука также может стать его причиной.
Притча «Мудрость родителей»
Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
-Папа, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, так много проблем, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... Что мне делать?
Вместо ответа отец поставил на огонь три одинаковые кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Спустя некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.
- Что изменилось? – спросил он свою дочь.
- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде, - ответила она.
- Нет, доченьку моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри: твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, а изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди: сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь твердеют и укрепляются...
- А кофе? - спросила дочь.
- О! Это интереснее всего! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили его - превратили кипяток в прекрасный ароматный напиток. Имеются особенные люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их во что-то новое и прекрасное, извлекая пользу и знание в такой ситуации.
Упражнение. «Способы преодолеть эмоциональное выгорание»
Ведущий. Я желаю, чтобы Вы также изменяли обстоятельства в своей жизни и никто из вас не почувствовал на себе эмоционального выгорания. А для тех, с кем все же может такое случится, давай составим рекомендации «Как преодолеть эмоциональное выгорание»
1. Выясните, что именно вас тревожит. Поговорить с близкими, проанализируйте свое состояние вслух.
2. Не считайте себя «бедным ягненком»! Найдите человека, которому хуже, чем вам.
3. Планируйте не только свое рабочее время, но и отдых. Устанавливайте приоритеты. Помните принцип Эйзенхауера: ненужные дела - в мусорник.
4. Не делайте из мухи слона!
5. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
6. Не забывайте хвалить себя!
7. Улыбайтесь, даже если не хочется!
8. Делайте гимнастику. Адреналин нельзя накапливать.
9. Используйте агрессивную энергию в мирных целях! Выйдите в густой лес и громко покричите.
10. Устраивайте себе праздники! Живите красиво!
11. Умейте отказывать учтиво, но убедительно!
12. Станьте энтузиастом!
13. Проблемы не нужно только переживать, их нужно решать! Прочь - самопожертвование и долготерпение!
14. Делайте дни «информационного отдыха» от телевидения. Прочитайте что-нибудь.
15. Занимайтесь своим здоровьем.
Участники озвучивают способы преодоления эмоционального выгорания.
Упражнение «Волшебная ваза»
Инструкция. Коллеги! Предлагаю вам достать по одной бумажке из волшебной вазы, которая подскажет, что Вас ожидает сегодня или что Вам нужно сделать в ближайшее время.
Желательно таких бумажек изготовить для себя как можно больше и доставать их по одной каждое утро. Эти пожелания прекрасно влияют на настроение, подбадривают, предают уверенности.
- Тебе сегодня особенно повезет!
- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
- Все складывается для тебя наилучшим образом!
- Сегодня твой день, счастья тебе!
- Сегодня Фортуна с тобой вместе!
- Помни: ты родилась, чтоб быть счастливой!
- Сегодня ожидай прибыли!
- Люби себя такой, какая ты есть, неповторимой!
- Помни, что ты любима! Позаботься о здоровье своего тела!
- Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь!
- Высшие силы оберегают тебя!
- У тебя имеется все, чтоб наслаждаться жизнью!
- Все, что нужно тебе, легко приходит к тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
- Сегодня с тобой покой и радость!
- Сегодня счастливый день!
Упражнение «Прогноз погоды»
Ведущий. Подтвердились ли ваши ожидания? Изберите погоду (солнышко или тучку) и прикрепите над нашим полем. Полюбуемся погодой на поле.
Пожелание по окончании.
Светя другим -
не сгори сам