Разработка элективного курса для 8 класса «Светя другим, сгораю» (интегрированный курс биологии и медицины)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Светя другим, сгораю» Е.А Заикиной (Программы элективных курсов. Биология. Профильное обучение. Сборник 4. – М. : Дрофа, 2010 г.) В заголовок программы вынесены слова голландского медика Ван Тюльпа, которые отражают содержание программы, направленной на знакомство с историей медицины, методами медицинских исследований, биографиями великих врачей. В программе делается акцент на воспитательное воздействие: формирование гражданственности, любви к Родине, чувства гордости, ответственности медиков перед пациентами. Программа носит предметно-ориентированный характер, формирует и поддерживает мотивацию учащихся, способствует профессиональной ориентации учащихся. Программа знакомит с медицинскими специальностями, позволяет получить информацию об образовательных учреждениях медицинского профиля и лечебных учреждениях на территории своего региона, а также о перспективах трудоустройства. Программа курса расширяет знания учащихся по разделу биологии «Человек», не дублируя основной курс. Она знакомит с историей медицины, формирует практические умения. Курс предназначен для изучения в 8 классе и рассчитан на 34 часа. В сравнении с авторской программой общее количество часов увеличено с 30 до 34 и перераспределено количество лекций и практических занятий. Количество лекций увеличено с 19 до 26, предполагается проведение 8 практических работ (в рабочую программу не включены практические работы «Проведение доступных исследований в кабинете функциональной диагностики», «Определение группы крови», « Знакомство с работой станции переливания крови». Они заменены на более доступные для проведения в условиях школы практические работы: «Знакомство с работой процедурного кабинета школьного медпункта», «Составление информационных листков по профилактике инфекционных заболеваний», «Составление памяток по профилактике заболеваний в весенне-летний период» (клещевой энцефалит, солнечный ожог и др.) Данный элективный курс предполагает разные формы организации занятий: практические работы, презентации. Программа предусматривает выполнение разнообразных по содержанию практических работ. Их выполнение предполагает изучение учащимися собственного здоровья и носит профилактический характер.Для реализации программы можно привлечь ресурсы медицинских образовательных учреждений, а также родителей, выпускников школы. Формами педагогической диагностики являются: педагогическое наблюдение, тестирование, выполнение учащимися творческих работ, в том числе презентаций.
ЦЕЛЬ КУРСА
Вызвать интерес к медицинским профессиям, тем самым способствовать профессиональной ориентации учащихся.
ЗАДАЧИ КУРСА
Образовательные:
Ознакомление с историей медицинской науки, профессиограммой врача.
Изучение развития методов медицинских исследований.
Развивающие:
Формирование интеллектуальных, коммуникативных, практических умений учащихся.
Совершенствование умения использовать различные источники информации, в том числе информационные технологии
Воспитательные:
Формирование чувства гражданственности, ответственности, гордости за свою Родину.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование тем Количество часов
Всего Лекции Практика
1. Введение 2 2 -
2. Медицинская академия 4 4 -
3. Регистратура 3 3 -
4. Кабинет диагностики 4 3 1
5. Процедурный кабинет 4 3 1
6. Инфекционный кабинет 5 4 1
7. Терапевтический кабинет 4 2 2
8. Хирургический кабинет 3 2 1
9. Кабинет фтизиатра 2 1 1
10. Кабинет медицинской профилактики 3 2 1
Итого 34 26 8
Содержание курса
Общее количество часов — 34
1. ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
Пациент — значит «страдающий». От рождения до смерти (медицинские специальности).
Постулаты врача: любовь к специальности, сочувствие людям, терпение. Клятва Гиппократа.
История медицинской эмблемы. Латынь — универсальный язык медицины. Встреча с медработником.
2. МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ (4 ч)
Отец медицины — Гиппократ. Созерцательно-практическая медицина. М. Я. Мудров — реформатор медицины. История болезни. Анамнез. Патологическая медицина. «Ледяная анатомия» Н. И. Пирогова.
Причины болезни: К. Цельс (воздействие болезнетворной идеи), Парацельс (нарушение гармонии), Я. Б. ван Гельмонт (нарушение обмена веществ), Г. Шталь (нарушение душевного равновесия). Современные представления о причинах болезней.
Учебные заведения, готовящие медицинский персонал. Организм — зал славы великих анатомов (вирсунгов проток, дугласово пространство, евстахиева труба, пучок Гиса, кольцо Пирогова и др.). Знакомство с биографией ученых и работа с медицинским атласом.
Организм — зал славы великих анатомов (вирсунгов проток, дугласово пространство, евстахиева труба, пучок Гиса, кольцо Пирогова и др.). Знакомство с биографией ученых и работа с медицинским атласом.
3. РЕГИСТРАТУРА (3 ч)
История медицинской службы. Храмовая медицина в Древней Греции. Ятрейны — первые частные лечебницы. Хосписы в Иерусалиме. Больницы Ордена Святого Лазаря во времена крестовых походов (лазареты). Монастырские больницы в Киевской Руси. Организация больниц в петровские времена.
Современная система здравоохранения. Знаменитые больницы: Н. Н. Бурденко, Н. В. Склифософского, А. Н. Бакулева, С. П. Боткина и др. Медицинские учреждения города Ангарска.
4. КАБИНЕТ ДИАГНОСТИКИ (4 ч)
Современные методы исследований. Изобретение электрокардиографа В. Эйнтховеном. Рентгеновский метод — ведущий метод первой половины
ХХ века. Эндоскопия — фильм из жизни внутренних органов. Ультразвуковые методы диагностики. Магнитно-резонансная томография. Радиоизотопное сканирование. Иридодиагностика. Эффект Кирлиана — исследование биополя. Микроскопирование. Биопсия.
Практическая работа «Как считают клетки крови?» (знакомство с методикой подсчёта клеток крови)
5. ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ (4 ч)
«Серебряная вода» — первый бактерицидный раствор. Стерилизация ран. Карболка, сулема. Современные антисептики.
Инъекции. Внутривенные инъекции (М. Пурман, XVII век).
Открытие пеницилла А. Флемингом. Получение пенициллина З. В. Ермольевой и Т. И. Балезиной в блокадном Ленинграде.
«Служба крови» (В. Н. Шамов, 1919). Станции переливания крови. Донорство в России.
Практическая работа «Знакомство с работой процедурного кабинета школьного медпункта»
6. ИНФЕКЦИОННЫЙ КАБИНЕТ (4 ч)
Дж. Фракосторо — первый эпидемиолог. Миазмы и контангии. Зарождение эпидемиологии как науки. Способы передачи инфекций.
Победители инфекций. Герои науки: И. А. Деминский, Н. К. Завьялова, Н. И. Латышев, И. И. Мечников и др. Первая прививка Э. Дженнера. С. П. Боткин — гений медицины, его трагическая судьба. Прививочный календарь. Пандемии чумы и гриппа.
Практическая работа «Составление информационных листков по профилактике инфекционных заболеваний»
7. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ (Зч)
Терапия — «царица медицины». Д. Д. Плетнев — основатель отечественной терапии: человеческий и врачебный подвиг ученого.
Инструменты врача. Методы диагностики: осмотр больного, перкуссия, пальпация, аускультация.
Практическая работа «Инструменты врача: стетоскоп, фонендоскоп, тонометр. Измерение артериального давления»
Практическая работа «На приеме у терапевта» (ролевая игра)
8. ХИРУРГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ (3 ч)
Работа Н. И. Пирогова в хирургии (эфирный наркоз, гипсовые повязки). Трансплантация органов. Работы Ю. Ю. Вороного и Б. В. Петровского по пересадке почек.
Практическая работа «Наложение гипсовой повязки»
9. КАБИНЕТ ФТИЗИАТРА (3ч)
Болезнь «египетских мумий». Гиппократ — первый фтизиатр. Туберкулез (от латинского «бугорок»). Открытие палочки Коха.
Практическая работа «Рассматривание снимков легких. Флюорографическое исследование»
10. КАБИНЕТ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ (2 ч)
Гигиена — важная наука. Гигиена умственного и физического труда. Способы профилактики заболеваний.
Практическая работа «Составление памяток по профилактике заболеваний в весенне-летний период» (клещевой энцефалит, солнечный ожог и др.)
Список практических работ:
Практическая работа «Как считают клетки крови?» (знакомство с методикой подсчёта клеток крови)
Практическая работа «Знакомство с работой процедурного кабинета школьного медпункта»
Практическая работа «Составление информационных листков по профилактике инфекционных заболеваний»
Практическая работа «Инструменты врача: стетоскоп, фонендоскоп, тонометр. Измерение артериального давления»
Практическая работа «На приеме у терапевта» (ролевая игра)
Практическая работа «Наложение гипсовой повязки»
Практическая работа «Рассматривание снимков легких. Флюорографическое исследование»
Практическая работа «Составление памяток по профилактике заболеваний в весенне-летний период» (клещевой энцефалит, солнечный ожог и др.)
Тематическое планирование
Наименование раздела Кол-во часов № занятия
п/п Тема занятия Примечания
РАЗДЕЛ 1. Введение 2 1 Постулаты врача. Клятва Гиппократа 2 История медицинской эмблемы. Латынь РАЗДЕЛ 2.Медицинская академия 4 3 Гиппократ 4 М.Я Мудров – реформатор медицины 5 История болезни. Анамнез. Патологическая медицина. 6 Причины болезни.
Современные представления о причинах болезни РАЗДЕЛ 3. Регистратура 3 7 История медицинской службы 8 Современная система здравоохранения 9 Медицинские учреждения г. Ангарска РАЗДЕЛ 4.Кабинет диагностики 4 10 Современные методы исследований 11 Ультразвуковые методы диагностики 12 Микроскопирование. Биопсия 13 Практическая работа «Как считают клетки крови?» (знакомство с методикой подсчёта клеток крови) РАЗДЕЛ 5. Процедурный кабинет 4 14 Стерилизация ран. Современные антисептики. Понятие об инъекциях 15 Открытие пенициллина. Получение пенициллина в блокадном Ленинграде 16 Практическая работа «Знакомство с работой процедурного кабинета школьного медпункта»
17 «Служба крови». Станции переливания крови. Донорство РАЗДЕЛ 6. Инфекционный кабинет 5 18 Эпидемии и пандемии. Способы передачи инфекций 19 Герои науки – победители инфекций 20 С. П. Боткин – гений медицины 21 Прививочный календарь 22 Практическая работа «Составление информационных листков по профилактике инфекционных заболеваний» РАЗДЕЛ 7. Терапевтический кабинет 4 23 Терапия – «царица медицины». Д.Д. Плетнёв – основатель отечественной терапии 24 Методы диагностики: осмотр больного, перкуссия, пальпация 25 Практическая работа «Инструменты врача: стетоскоп, фонендоскоп, тонометр.
Измерение артериального давления» 26 Практическая работа «На приеме у терапевта» (ролевая игра)
РАЗДЕЛ 8. Хирургический кабинет 3 27 Работа Н.И. Пирогова в хирургии 28 Трансплантация органов 29 Практическая работа «Наложение гипсовой повязки»
РАЗДЕЛ 9. Кабинет фтизиатра 2 30 Болезнь «египетских мумий». Открытие палочки Коха 31 Практическая работа «Рассматривание снимков легких. Флюорографическое исследование»
РАЗДЕЛ 10. Кабинет медицинской профилактики 2 32 Гигиена умственного и физического труда 33 Способы профилактики заболеваний 34 Практическая работа «Составление памяток по профилактике заболеваний в весенне-летний период» Итого 34 часа
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРАБилич Г. Л., Назарова Л. В. Медицинская популярная энциклопедия. Человек и его здоровье. — М.: Вече, 1997.
Большая медицинская энциклопедия / под ред. Б. В. Петровского. — М.: Советская энциклопедия, 1988.
Великое наследие. Т. 12. Гении медицины. — М.: Равновесие, 2005.
Глязер Г. Драматическая медицина. — М.: Молодая гвардия, 1962.
Егоров И. В. Главная врачебная тайна. — М.: Вен-тана-Граф, 2002.
Михайлов И. В. Популярный словарь медицинских терминов. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Шойфет М. С. Сто великих врачей. — М.: Вече, 2005.
Энциклопедия для детей. Т. 18. — М.: Аванта+, 2001.
Юсков В. Н. Профессия — медработник. — Ростов н/Д: Феникс, 1999.Интернет-ресурсы