Конспект урока по литературному чтению. Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных). 4 класс
Урок 118. Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных)
Цели: познакомить с произведениями, которые посвящены путешествиям, с открытиями, например, Антарктиды; выявить, какими чертами характера должны обладать путешественники и первооткрыватели; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, определение особенностей фантастических рассказов, таланта читателя, читательского воображения в процессе чтения фантастических произведений, самостоятельное составление фантастических рассказов; метапредметные: Р формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки героев литературных произведений, сравнивать их со своими собственными поступками.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей.
Предварительная подготовка: учащимся предлагается найти и прочитать книги по теме; учитель ориентирует их, где они могут найти необходимый материал (не следует забывать и о справочной литературе). Несколько учеников можно подготовить целенаправленно: например, дать задание подготовить рассказ о Христофоре Колумбе, Н.Н. Миклухо-Маклае, Федоре Конюхове. Сам учитель может подготовить материал о Сельме Лагерлеф и ее книге «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», а также один из диафильмов: «Открытие Антарктиды» или «Сундучок Беринга».
Ход урока
Организационный момент
Рассматривание выставки книг
Ребята, осмотрите внимательно нашу выставку и скажите: на какие две группы можно поделить ее экспонаты? (На книги о настоящих путешественниках и вымышленных.)
Что значит вымышленные? (Литературные, придуманные авторами книг.)
Как вы понимаете слово «путешествие»? (Путешествие - поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Путешественник тот, кто путешествует.)
III. Работа по теме урока
Вымышленные путешественники
Итак, в путь, друзья! О каких литературных путешественниках вы прочитали? Кто о них написал? Не забудьте, что надо суметь рассказать коротко и интересно.
(Ученики рассказывают, например, о книгах: А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля», В. Губарев «Королевство кривых зеркал», Д. Свифт «Путешествие Гулливера», Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес» и т. п.)
Кроссворд «Литературные путешественники»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вспомните, кто совершал необыкновенное путешествие.
1. Вместе с другими игрушками на поезде Голубая Стрела (тряпичный пес). (Кнопка.) 2. Из норы крота на ласточке в теплые края (девочка). (Дюймовочка.) 3. Вокруг света на яхте «Беда» (капитан). (Врунгель.) 4. На орле в Африку (доктор). (Айболит.) 5. На чудесном тракторе в деревню Простоквашино (мальчик). (Федор.) 6. Вместе с Волькой на ковре-самолете в Индию (джинн). (Хоттабыч.) 7. В фургоне, поднятом ураганом, из Канзаса в Волшебную страну (девочка). (Элли.) 8. На ядре в лагерь турецкого войска (барон). (Мюнхгаузен.) 9. На воздушном шаре из Цветочного города в Зеленый город (коротышка). (Незнайка.) 10. На огурце-самолете вместе с Самоделкиным из магазина игрушек на улицу (волшебный художник). (Карандаш.)
Если вы разгадали кроссворд правильно, то в выделенных клетках по вертикали прочтете имя накситралля, который со своими товарищами Муфтой и Моховой Бородой путешествовал на машине по белу свету. (Полботинка.)
Кроссворд «В волшебной стране»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1. Имя самой сильной девочки на свете, которая плавала на «Попрыгунье» в Веселию. (Пеппи.) 2. Капитан, побывавший в Лилипутии. (Гулливер.) 3. Деревянный человечек, которого заманили в Страну дураков. (Буратино.) 4. Обладатель очень громкого голоса, который посетил Страну Лжецов. (Джельсомино.) 5. Девочка, путешествовавшая по Стране чудес и Зазеркалью. (Алиса.) 6. Мальчик, который вместе с Митиль навестил дедушку и бабушку в Стране Воспоминаний. (Тильтиль.) 7. Мальчик, который с лошадью Лушей пошел в Синий лес и очутился в стране «Нигде и никогда». (Ивушкин.) 8. Человечек, которого сшили в кукольном царстве царя Формалая Большого. (Петрушка.) 9. Смельчак, который одолел рыцаря Като и поселился в Стране Дальней. (Мио.) 10. Мальчик-луковка, испытавший много приключений в стране, которой правил принц Лимон. (Чиполлино.)
Если вы разгадаете кроссворд правильно, то в выделенных клетках по вертикали прочтете фамилию мальчика, который в поисках трудностей и опасностей попал в Страну невыученных уроков. (Перестукин.)
О настоящих путешественниках
О каких настоящих путешествиях вы прочитали?
Где побывали эти путешественники? Что открыли?
Как они относились к словам «хочу», «нельзя», «надо», «могу»?
Какими чертами характера обладают эти люди?
(Ученики кратко рассказывают о путешественниках, например о Николае Миклухо-Маклае, Христофоре Колумбе, Фернане Магеллане и др.)
О ком из современных путешественников вы знаете?
О них вы можете узнать из Книги рекордов Гиннесса.
Стив Фоссет в одиночку пересек Тихий океан на тримаране Лакота за рекордно короткое время - 20 суток 9 ч 52 мин. и 59 с. Он отплыл из Иокогамы, Япония, 5 августа 1996 г. и прибыл в Сан-Франциско, США, 24 августа 1996 г. Он совершил два кругосветных путешествия на воздушном шаре (получилось у него только с шестой попытки).
Путешествие на инвалидной коляске совершил Рик Хансен (Канада), парализованный ниже пояса в результате автомобильной катастрофы. Он проехал на инвалидной коляске 40075,16 км по 4 континентам и 34 странам, стартовав 21 марта 1985 г. в Ванкувере, Канада, и возвратившись обратно 22 мая 1987 г.
Кого из российских путешественников вы знаете? (Конечно, это Федор Конюхов.)
(Можно показать несколько кадров диафильма «Открытие Антарктиды».)
Кто открыл Антарктиду? (В 1820 г. русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный».)
IV. Подведение итогов урока
Каким должен быть путешественник?
Что нового вы узнали на уроке?
О чем вам захотелось прочитать?