Доклад «Проблемы внедрения инклюзивного образования в Казахстане»
Проблемы внедрения инклюзивного образования в Казахстане.
Абишева А.Ж.
Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 города Павлодара», город Павлодар.
Изменение общественно-политического устройства Республики Казахстан, проведение мероприятий направленных на демократизацию общества в соответствии с международными правовыми документами ООН способствовало формированию новой позиции, отношения государства и общества к лицам с ограниченными возможностями, в том числе к образованию детей.
В настоящее время в Казахстане провозглашен принцип приоритета интересов личности над интересами общества через гарантированное соблюдение прав и свобод каждого. Отношение к лицам с ограниченными возможностями основывается на идее социальной реабилитации, которая предполагает достижение лицами с ограниченными возможностями максимальной самостоятельности и независимости в обществе.
Право на образование - это право любого человека. А образование детей - это основное и неотъемлемое условие их социализации, полноценного участия в жизни общества.
Именно поэтому в рамках программы развития образования на 2011-2020 годы в Казахстане предусмотрено постепенное развитие инклюзивного образования, чтобы дети с ограниченными возможностями действительно имели возможность полноценно учиться и получать знания наравне с остальными. Социальная адаптация – одно из приоритетных направлений инклюзивного образования в Казахстане. В условиях модернизации казахстанского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями.
Обществу и государству необходимы педагоги новой формации, которые бы не только хотели, но и умели работать с детьми с ограниченными физическими и умственными способностями. Это и совершенно иные методики преподавания, и планы уроков, и совсем иная психология.
Инклюзивное образование - это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии и экономического статуса.
Слово «инклюзия» входит не только в практику работы дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических, высших и внешкольных учебных заведений, но и в сознание широкой общественности – родителей, общественных организаций, государственных структур, представителей средств массовой информации.
Развитие инклюзивного образования не предполагает отказа от сложившейся системы специального образования. Речь идет о поиске путей развития новой школы таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью смогли реализовать свое право обучаться наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности. Ключевым принципом инклюзивного обучения является совместное обучение и воспитание всех детей в детском саду, школе, внешкольном учебном заведении.
Инклюзивное (включенное) образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения. Школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности и изыскивать пути их успешного обучения.
Проблема учителя, владеющего педагогическими технологиями на сегодняшний день самая важная проблема инклюзивного образования. Из этого вытекает очень много задач. Это связано с подготовкой кадров, передачей опыта и трансляцией знаний, и это тоже далеко не простой момент. Нужно понять, как простому учителю массовой общеобразовательной школы, который не получал знаний по специальной психологии и коррекционной педагогики, который раньше никогда не видел за партой ребенка с инвалидностью и не понимает, как устроено, допустим, восприятие незрячего или глухого ребенка - как ему учить этого ребенка в классе, где сидит еще 25 учеников? Когда начинаешь понимать эти противоречия, начинаешь приходить к мысли, что рождение инклюзии в системе общего образования - это не краткосрочная задача и деньги тут не главное. Главное, чтобы было очень серьезное отношение тех учителей, того педагогического сообщества и знающих свое дело руководителей, которые могут принять очень смелую позицию и заявить, что их детский сад или школа готовы назвать себя инклюзивной.
В нашем обществе еще существуют определенные сложности - это и стигма, дискриминация, которые, к сожалению, до сих пор подпитываются в некоторых случаях самими учителями или родителями детей без ограниченных возможностей. Это очень многосторонний процесс и в нем много сопротивлений. Поэтому нам нужно работать сообща с обществом, чтобы преодолеть стереотипы в отношении различных детей.
Преимущества Инклюзивного ОбразованияПреимущества для детей с ограниченными возможностями
Они избавлены от неблагоприятного воздействия раздельного, изолирующего от внешнего мира обучения - в том числе от негативных последствий «навешивания ярлыков» и негативного отношения, которому обычно способствует недостаток контакта с ними.
Им демонстрируются «компетентные» модели поведения, которые позволяют им же приобрести новые навыки и / или научиться, когда и как использовать уже имеющиеся у них навыки через подражание.
Им предоставляется возможность взаимодействовать с «компетентными» сверстниками и, таким образом, научиться новым социальным и / или коммуникативным навыкам.
Им предоставляется возможность приобрести реалистичный жизненный опыт, который готовит их к жизни в обществе (сообществе).
Им предоставляется возможность развивать дружеские отношения с обычно развивающимися сверстниками. Здоровые дети
Им предоставляется возможность познать более реалистично и точно, видение людей с ограниченными возможностями.
Им предоставляется возможность развивать позитивное отношение к другим людям, которые отличаются от них самих.
Им предоставляется возможность учиться альтруистическому поведению и тому, когда и как использовать такое поведение.
Им демонстрируются ролевые модели личностей, которые достигают успеха в жизни, несмотря на ее сложности и, в частности, несмотря на ограниченные возможности здоровья. Преимущества для общества (сообществ)
Возможность сэкономить ресурсы, направленные на обучение детей раннего возраста: если будет сокращено количество необходимых раздельных, специализированных программ.
Возможность сэкономить ресурсы в сфере образования: если дети с ограниченными возможностями, интегрированные еще на дошкольном уровне, продолжат регулярное образование в общеобразовательной школе (по сравнению с затратами на создание специальных учреждений на весь период начального образования).
Преимущества для семей, где есть дети с ограниченными возможностями.
Они смогут узнавать больше о том, что представляет собой типичное развитие.
Они смогут чувствовать себя менее изолированными от остальной части своих сообществ.
Они смогут развивать отношения с семьями, где подрастают типично развивающиеся дети, которые в свою очередь могут предоставить им существенную поддержку. Семьи детей, не имеющих ограничений в возможностях.
Получают возможность развивать отношения с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями
Получают возможность просвещать своих детей об индивидуальных различиях, и о важности уметь принимать тех людей, которые отличаются от них.
Еще одной важной проблемой является отсутствие специализированных школ. Предполагается создание школ инклюзивного типа, обеспеченных всем необходимым. Сюда входят разработка специальных программ, привлечение в школы специалистов-дефектологов, психологов, логопедов; меньшая наполняемость класса, оснащение техническим оборудованием. Например, звукоусиливающая аппаратура в классе, где есть глухой ребёнок; для ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата – пандусы и лифты.
В соответствии с Концепцией развития инклюзивного образования в Республике Казахстан все дети с ограниченными возможностями должны получать специальную коррекционно-педагогическую, социальную, медицинскую и психологическую поддержку в соответствии с их особыми потребностями, установленными в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Внутреннее психолого-медико-педагогическое сопровождение в рамках инклюзивного образования осуществляется специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (специальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник).
В частности, для обучения детей с нарушениями зрения необходима подготовка и наличие таких специалистов, как: тифлопедагогов, дефектологов, психологов, врачей и медсестер. При этом эксперты считают, что для инклюзивного обучения детей начальных классов с 1 по 4 класс необходимо, чтобы преподаватели имели базовое полное высшее образование по специальности дефектология, а учителя старших классов должны пройти специальные коррекционные курсы по изучению особенностей инклюзивного образования.
В январе текущего года нашей школой был произведен расчет стоимости комплекса мероприятий по внедрению инклюзивного образования. Разработан комплекс мероприятий для адаптации здания школы к нуждам МГН, принятый на основе паспортизации:
демонтажные работы;
восстановительные работы (вход);
установка пандуса;
реконструкция коридоров (в т.ч. установка тактильной плитки, тактильных табличек);
установка мобильного подъемника.
Для обеспечения ученического места для ребенка-инвалида необходимо учитывать его индивидуальные особенности, и исходя из них, осуществлять закуп и оборудование классов специальными учебными устройствами.
В условиях общеобразовательной школы по инклюзивной форме обучения могут обучаться дети с нарушениями зрения, которых можно отнести к категории детей слабовидящих, имеющих остроту зрения 0,04 и ниже, с сохраненным интеллектом при отсутствии дополнительных сочетанных заболеваний.
Важное значение в достижении большей эффективности инклюзивного образования имеет участие детей в программах дошкольной подготовки детей в специализированных детских садах.
Дети с ограниченными возможностями, или, как мне больше нравится, с особыми образовательными потребностями, имеют право на доступное качественное образование, они должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых детей. Мы не можем просто оставить их дома, на домашнем обучении, даже дав им серьезное оборудование, даже приветствуя дистанционное образование. Мы должны дать им жизненный шанс в собственной реализации, возможность получить профессию и быть полезными тому обществу, в котором они родились. И эта миссия каждого из нас. Именно на нас это накладывает ответственность: как на профессионалов, как на людей, которые должны понять смысл этих новых для всех нас слов - «инклюзивное образование».